Тип урока: освоение и закрепление нового материала, закрепление навыков практической работы.
Цели урока:
Обучающие:
- ввести понятие массива, его элементов, запись, виды массивов, типы массивов;
- научить решать задачи по теме: “Одномерные массивы”.
Развивающие:
- развивать представления о возможностях программной среды QBasic;
- привить навык работы в данной среде, создания ;
- привить навык самостоятельной работы, навык обобщения.
Воспитательные:
- воспитание терпения в работе, четкой организации учебного процесса, информационной культуры, культуры общения.
ТСО: мультипроектор.
Программная поддержка: среда программирования QBasic.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение.
Фронтальный опрос.
- Что называется массивом? Приведите примеры.
- Что называется одномерным массивом? Приведите примеры.
- Что называется двумерным массивом? Приведите примеры.
- Как задается имя и размерность данного массива?
- Обозначение элементов массива?
III. Понятие массива. Одномерные и двумерные массивы.
Объяснение нового материала сопровождается презентацией подготовленной учителем информатики данного класса. Презентация.
Понятие массива (слайд 3).
Массив - упорядоченное множество однородных элементов объединенных одним именем.
Существует два вида массивов: одномерные и двумерные.
Типы массивов бывают следующими:
- числовой (целочисленный) массив;
- вещественный массив;
- символьный (литерный или текстовый) массив.
Одномерный массив (слайды 4, 5).
Одномерным массивом называется линейная таблица.
Каждый массив имеет имя и размерность:
- имя массива – это любая буква латинского алфавита.
- размерность массива - количество элементов этого массива.
Например, если A(N) – массив, то A – имя, N – размерность.
Примеры.
- A(N) – одномерный числовой массив, его элементы перечисляются А(1), А(2), ..., A(N).
- А(7) – числовой массив, N=7.
-3 | 7 | 1/2 | 0 | 8 | -1 | 1/3 |
А(1) | А(2) | А(3) | А(4) | А(5) | А(6) | А(7) |
Двумерный массив (слайды 6 – 10).
Двумерный массив определяется, как прямоугольная таблица (пересечение определенного числа строк и столбцов).
Массив имеет имя и размерность:
- имя массива – это любая буква латинского алфавита.
- размерность массива - количество строк (М) и столбцов (N) этого массива.
Например, если В(М, N) – массив, то В – имя, МN – размерность.
Примеры.
1) Двумерный массив (матрица) – В(M, N). В(m, n), m – строк, n – столбцов.
2) Двумерный числовой массив В(2, 4), 2 – строки, 4 – столбца.
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | 0 | -5 | -10 | -20 |
2 | 5 | 0 | -5 | -15 |
В(1, 1)=0, В(1, 2)= -5, В(1, 3)= -10, В(1, 4)= -20
В(2, 1)=5, В(2, 2)=0, В(2, 3)= -5, В(2, 4)=15
3) Двумерный массив (матрица) – C(N, N). C(n, n), n – строк, n – столбцов.
4) Двумерный числовой массив C(3, 3), 3 – строки, 3 – столбца
1 | 2 | 3 | |
1 | 0 | -5 | -10 |
2 | 5 | 0 | -5 |
3 | 0 | -2 | -1 |
C(1, 1)=0, C(1, 2)= -5, C(1, 3)= -10
C(2, 1)=5, C(2, 2)=0, C(2, 3)= -5
C(3, 1)=0, С(3, 2)= -2, С(3, 3,)= -1
Обработка одномерного массива (слайд 18).
Для обработки одномерных массивов надо организовать одинарный цикл, позволяющий сделать перебор всех элементов.
Если A(N) - одномерный числовой массив, то его элементы перечисляются А(1), А(2), ..., A(N).
Пусть i – параметр цикла, тогда i=1, ...,N.
Обработка двумерного массива (слайд 19).
Двойные или вложенные циклы организуются для обработки двумерных массивов. Циклы открываются по 2-м различным параметрам, что дает возможность осуществить перебор элементов по строкам и по столбцам.
Если В(М, N) – двумерный числовой массив, то его элементы перечисляются:
В(1, 1), В(1, 2), ..., В(1, N)
---------------------------------
В(М, 1), В(М, 2), ..., В(М, N).
Пусть i, j – параметры циклов, тогда i=1, ..., М и j=1, ...,N.
Обработка массива на ЭВМ (слайд 20).
Для хранения элементов массива в памяти ЭВМ, необходимо зарезервировать место. Для этого вводимый массив объявляется с указанием его размерности, что осуществляется оператором Dimansion (читается “димэншен”).
Общий вид оператора: DIM <имя массива>(размерность).
Пример: DIM A(N).
IV. Закрепление знаний на практике.
Тест для контроля знаний (слайды 11–16). Приложение 1.
Ключ к тесту (слайд 17).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
А | В | Б | А | Б | В |
Ответы вносятся в специальный бланк. Приложение 2.
Оценка: “5” - 6 правильных ответов.
- “4” - 5 правильных ответов.
- “3” - 4 правильных ответа.
- “2” - от 1 до 3 правильных ответов.
Обработка массива на ЭВМ – практическая часть (слайды 21 – 24).
Практическая работа по теме “Обработка числовых массивов на ЭВМ”. Приложение 3.
Задача № 1. В одномерном числовом массиве А(К) подсчитать количество отрицательных элементов.
Решение.
REM количество отрицательных элементов
INPUT “ввод размерности”; K
DIM A(K)
N=0
FOR i=1 TO K
INPUT A(i)
NEXT I
FOR i=1 TO K
IF A(i)<0 THEN N=N+1
NEXT I
PRINT “количество отрицательных элементов равно”; N
END.
Задача № 2. В одномерном массиве Y(К) провести следующие преобразования: элементы не превышающие число L оставить без изменения, а остальные заменить на противоположные по знаку.
Решение.
REM преобразование
INPUT “ввод размерности и числа L”; K, L
DIM Y(K)
FOR i=1 TO K
INPUT Y(i)
NEXT I
FOR i=1 TO K
IF Y(i)>L THEN Y(i)= - Y(i)
NEXT I
FOR i=1 TO K
PRINT “Y(“; i; ”)=”; Y(i)
NEXT i
END.
V. Итог урока.
Подвести итог урока, сформулировать основные понятия, разобрать контрольные вопросы:
- Что такое массив?
- Виды массивов?
- Что такое одномерный массив?
- Что такое двумерный массив?
- Типы массивов?
- Как задается имя массива?
- Что такое размерность массива?
- Описание массива?
- Оператор, задающий массив в среде программирования QBasic?
Выставление оценок учащимся.
VI. Домашнее задание.
- Подготовить ответы на контрольные вопросы.
- Конспект.
- Практическая работа: задача № 3, задача № 4.