Цель:
- ознакомление с животноводством как отраслью сельского хозяйства, с породами домашних животных;
- развивать познавательно-поисковые способности, навыки монологического высказывания, воображение;
- формировать умения ставить учебную задачу и выполнять её;
- работать в группе с различными источниками информации, формулировать выводы и оценивать свои результаты;
- воспитывать доброе отношение к домашним животным, любовь к природе родного края.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня на урок я принесла необычную коробочку. Хотите узнать, что в ней находится?
Отгадайте загадку:
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (колос)
- Как вы думаете, с какой целью я принесла этот колосок?
(Может потому, что на прошлом уроке мы изучали тему “Растениеводство”?)
- А всё ли мы знаем с вами о растениеводстве? Давайте проверим.
Актуализация знаний.
- Что такое растениеводство?
- Перечислите основные отрасли её.
- Назовите главные зерновые культуры?
- Люди каких профессий заняты в растениеводстве?
- С какой целью человек занимается растениеводством?
- Кого бы вы могли накормить продукцией нашего колоска? (животных)
Учитель выставляет на наборное полотно картинки с изображением животных: корова, лошадь, свинья, кролики, лиса, олень.
- Всех ли животных , из имеющихся, вы можете накормить? (дети отбирают “ лишних”).
- Как вы думаете, какую отрасль с/х могут образовать животные. Свяжите это с нашим уроком.
Вы правильно сформулировали тему урока. Какие задачи вы бы поставили на урок, изучая данную тему? (дети ставят задачи урока, слайд 2.)
Построение проекта.
- Как же можно решить поставленные задачи? Где можно найти информацию о животноводстве?
Может уже кто-то скажет, что такое животноводство?
- Где более точно можно посмотреть толкование этого слова?
Работа со словарём Ожегова.
- Ещё нам потребуется знание термина “ порода”. Посмотрите, что означает это слово.
- Какими источниками информации вы можете пользоваться?
(Д.- учебники, справочная литература, энциклопедии) вся названная литература выставляется к доске.
Животноводство – это большая отрасль, и она делится на несколько областей. Об этом мы и продолжим наш разговор, познакомимся с различными отраслями животноводства. Работу будем вести в группах. Нам потребуется четыре группы, каждая получит своё задание.
- 1-я группа изучает развитие крупного и мелкого рогатого скота;
- 2-я группа- свиноводство и коневодство;
- 3-я группа- птицеводство и кролиководство;
- 4-я группа – рыбоводство и пчеловодство.
(Каждая группа получает карточку – название, план работы в группе и занимает своё место)
- Учебники у вас есть, справочную литературу я даю каждой группе, ещё можно посмотреть энциклопедии. (выставка у доски).
Вспомните работу в группе, распределите между собой обязанности и подготовьте отчёты о своей работе по плану:
- как называется отрасль
- какие животные входят в эту отрасль, их породы
- с какой целью разводит человек эту группу животных.
(Учащиеся работают по учебнику А.А.Плешакова “Окружающий мир” 4 класс.)
Физкультурная минутка.
Реализация построенного проекта.
- группы готовы представить свои отчёты. (Отчёт каждой группы сопровождается показом слайдов презентации и добавлениями учителя).
- 1-я группа – слайды 3,4,5.
- 2-я группа - слайды 6,7.
- 3-я группа – слайды 8,9,10.
- 4-я группа - слайд 11.
- Учитель: Животноводство - молодая отрасль сельского хозяйства:
Разведением коров начали заниматься 5 тыс. лет назад, овец – 8 тыс.лет, коз - 6,5 тыс. лет, пчёл- 4,5тыс. лет
Процесс получения новой породы – длительный процесс и направлен на улучшение качества продукции, необходимой человеку
- Скажите, все ли перечисленные вами отрасли животноводства можно разводить в нашей местности? Почему?
Обратите ещё раз внимание на карточки с животными, которыми пользовались в начале урока.
Можно ли в нашем крае разводить оленя? Почему?
А лису? (рассказ учителя о разведении чёрных лис).
- Какой сделаем вывод? От чего зависит животноводство? (В каждом крае животноводство имеет особенности, которые зависят от природных условий этого края)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа проводится по тетради на печатной основе стр. 73. (А.А.Плешаков. “Окружающий мир” . Рабочая тетрадь 4 кл.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Сейчас вы выполните мини-тест, проверите его по ключу и поставите себе оценку?
Каждый учащийся получает листок с тестом:
Что даёт животноводство людям?
А) мясо, молоко, яйца, шерсть
Б) фрукты, овощи, злаковые культуры
В) хлопок. Лён, кормовые травы.
2. Домашние сельскохозяйственные животные – это:
А) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые
Б) звери, птицы, земноводные, рыбы
В) пресмыкающиеся, рыбы, птицы.
3. Домашние птицы – это:
А) фазаны, куропатки, страусы.
Б) павлины, орлы, беркуты.
В) индейки, гуси, утки.
4. Пчёл разводят на:
А) ферме б) пасеке в) птицефабрике.
Ключ к тесту
1 2 3 4 а а в б
Включение в систему знаний и повторение.
(ответы на вопросы)
- Какие же отрасли животноводства мы изучили?
- От чего зависит животноводство в каждом крае?
- Люди каких профессий заняты в животноводстве?
- Как связаны животноводство и промышленность?
Рефлексия.
- Как вы считаете, мы выполнили задачи урока?
- Кому из вас пригодятся знания о животноводстве? Кто желает связать жизнь с животными?
По-вашему, это лёгкий труд?
Представьте себе, что вы фермер, занимаетесь производством молока. Как вы его будете реализовывать?
- Как вам работалось на уроке? Было ли комфортно?
Домашнее задание.
Подготовить сообщение о животном, разводимом человеком. Пользоваться можно энциклопедиями из классной библиотеки.