Задачи:
- Познакомить детей с великим татарским поэтом Габдулла Тукай. Систематизировать знания дошкольников о жизни и творчестве татарского народного поэта.
- Вызвать интерес к сказкам, стихам и загадкам.
- Воспитывать дружбу, взаимовыручку, сопереживание.
Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Музыка”, “Социализация”, “Здоровье”, “Коммуникация”.
Оформление: музыкальный зал украшен цветами, шарами. На экране портрет Г.Тукая. Макеты домика, деревьев, цветов. Выставка книг и рисунков детей по произведениям татарского поэта Г.Тукая.
Предварительная работа: знакомство с биографией и произведениями татарского поэта Габдуллы Тукая, заучивание стихов, подготовка поделок, рисунков, аппликации по его произведениям, слайдов.
Подготовка воспитателей: изучение литературы, составление сценарий, подбор музыки, стихов, загадок, игр.
Участвуют 2 команды по 10 детей.
Ход КВН
(Звучит песня на слова Г.Тукая)
Ведущая: Здравствуйте, дети. Вы слышите песню “И туган тел?” Ее написал великий татарский поэт Габдулла Тукай. И сегодня мы собрались в честь его дня рождения. Это событие мы проведем в клубе “Веселых и находчивых”. В нашем КВН участвуют две команды. Вы узнаете много нового и интересного про Г.Тукая, услышите его стихи и отрывки из его сказок.
Наши конкурсы будет оценивать жюри.
А сейчас познакомимся с командами:
- I команда – “Шурале”
- II команда – “Водяная”.
- Для приветствия предоставляем слово нашим командам (встают напротив друг друга).
Приветствие команд:
Команда “Шурале”:
Наша команда “Шурале”,
Будем мы на высоте!
Команда “Водяная”:
А наша команда “Водяная”,
Очень дружная и умная!
Ведущая:1 задание:
Рассказать эпизод из жизни поэта.
Ребенок из команды “Водяная”:
- Великий татарски й поэт Г.Тукай родился в маленькой деревушке Кушлавыч, недалеко от города Казань. С 3х лет он остался без родителей и маленького Габдуллу отдают на воспитание бабушке, которая плохо следила за ним. Поэтому у него с детства пошатнулось здоровье. Он часто болел.
Команда “Шурале”:
- Маленького Габдуллу отправили в Казань на воспитание. Его взял старик Сагди из деревни Кырлай, где он узнал радости и горести крестьянской жизни.
Ведущая: (Показ слайдов). Хотя в детстве маленький Габдулла познал тяготы сиротства, он вырос очень добрым, трудолюбивым и хорошим мальчиком. Габдулла очень любил учиться, стремился много узнать. Он написал много стихов, сказок для детей.
И сейчас для команд
2 задание:
Кто быстрее отгадает загадку:
Я маленькая, белая,
Пугливая, несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки (показ слайда: овечка - “Сказки о козе и баране”)
Бородатый и рогатый
Заберется в огород,
Съест капусту и томаты,
И горошек и укроп (показ слайда: коза - “Гали и коза”)
Я хозяину служу –
Дом хозяйский сторожу:
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю (показ слайда: собачка - “Забавный ученик”)
Хоть и бархатные лапки
Но зовут меня “Царапкой”
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью (показ слайда: кошка – “Киска- озорница”
Есть у нас такой– обычай
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у темной елки,
Кто мы - лисы или волки (показ слайда: волки – ““Сказки о козе и баране”)
Маленький шарик под лавкой шарит ( мышь – “Мышь, попавшее в молоко”).
Ведущая: Все молодцы! Жюри подводит итог за 2 задания.
Ведущая: Ребята, а маленький Габдулла со своими друзьями любил играть в татарские народные игры. Давайте мы тоже поиграем в игру “Тюбетейка”.
(Дети встают в круг, один ребенок в середине держит тюбетейку в руке и под музыку ходит по кругу. Музыка останавливается и около кого ребенок встал с тюбетейкой, тот танцует. Игра повторяется)
Ведущая: Г.Тукай в своих стихах воспевает родной край, природу, родной язык. Он призывает детей трудиться, учиться, бережно относиться к животным, птицам, насекомым.
Наш народ любит и помнит Тукая. Показ слайдов: в деревне Кушлавыч есть музей, в Казани открыт университет им.Тукая, большой теплоход носит имя Тукая, его именем названы улицы и скверы. Каждый год в день рождения поэта в разных городах собираются любители поэзии у памятника Тукая и читают его стихи.
Ведущая: Продолжаем наш КВН.
3 задание:
Кто больше знает стихов и сказок?
Дети читают стихи, по рисункам отгадывают сказки Г.Тукая. (“Призыв к труду”, “Ребенок и бабочка”, “Ребенку”, “Мышь, попавшая в молоко”, “Счастливый ребенок”, “Забавный ученик”, “Гали и коза”, “Шурале”, “Водяная”, “Сказка о козе и баране”).
Под музыку вбегает Шурале.
Ведущая: Кто это: леший или черт? Кто это такой страшный?
Шурале: Ха-ха-ха, хи-хи-хи, что это вы все собрались?
Ребёнок: Шурале, давай с нами отмечать день рождение Тукая.
Шурале: Можно я с вами поиграю? Я знаю игру “Делай как я” (Дети делают круг, Шурале в середине: он поднимает руки, прячет за спину, вытягивают вперед – дети все повторяют за ним, а Шурале в это время пытается их пощекотать).
Ведущая: Спасибо, Шурале. Нам понравилось играть с тобой. А сейчас дети тебе сделают подарок? Ты любишь подарок?
Шурале: Какой?
Ведущая: Ты очень красивый, поэтому дети тебе нарисуют твой портрет. Ты согласен?
Шурале: Конечно, согласен.
4 задание:
Нарисуйте все вместе портрет Шурале.
Звучит веселая музыка. Дети по одному подходят к доске и маркером рисуют части тела (каждая команда рисует на отдельном листе).
Ведущая: Все закончили рисоватьтвой портрет. Шурале, тебе нравится?
(Жюри оценивает результаты)
Вед: Шурале, мы тебе подарим твой портрет, пусть он будет напоминать тебе о празднике, на следующий год еще приходи, новую игру принеси.
Шурале: Спасибо, мне очень понравилось у вас. Но мне пора уходить в лес.
(Дети прощаются с Шурале).
Жюри подводит итог. Победителям вручают “медали” шоколадные.
Ведущая: На этом мы заканчиваем работу клуба веселых и находчивых. Сегодня узнали много нового и интересного о жизни великого поэта Г.Тукая.
(Под музыку “Туган тел” дети выходят из зала).