«Новая» зависимость, или Надуманная проблема?

Разделы: Классное руководство


В век информационных технологий, где огромные потоки информации обрабатываются современным человеком довольно быстро, почти никто не воспринимает угрозу, нависшую над человечеством. Повсеместная механизация и компьютеризация влияют на общество, и это влияние имеет свои последствия. С развитием всемирной паутины, охватывающей с каждым днем все больше и больше людей, мы начинаем забывать, для чего ее создали.

Самое дорогое, что может быть у человека – это его дети. Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок успешно социализировался в жизни и превзошел своих родителей. Чего взрослые не ожидают, так это то, что их чадо будет круглыми сутками “зависать” в интернете. Особенно остро вопрос стоит с социальными сетями и компьютерными играми. Именно эти весьма популярные составляющие среди подростков и молодежи могут негативно сказаться на правильном формировании личности. И хотя компьютерные игры при правильном их выборе могут существенно помочь в обучении и сделать его более приятным, многие родители не могут отсортировать компьютерные игры на “хорошие” и “плохие”, предлагая выбрать самому ребенку. Стоит отметить, что зачастую молодые родители сами зависимы от компьютера и интернета (это не касается рабочих вопросов) [3]. В ходе небольшого социологического опроса, в котором участвовало около 150 подростков в возрасте от 12 до 17 лет, было выяснено что: около 75% респондентов ежедневно играют в компьютерные игры (сюда входят как браузерные, так и обычные компьютерные игры). Из этих 75% почти 65% это лица мужского пола. Среди положительно ответивших на вопрос: сколько времени вы тратите на компьютерные игры, оказалось, что в среднем ребята тратят на компьютерные игры больше 2 часов в день. Самыми популярными жанрами у подростков являются “стрелялки”, “гонки” и игры, запрограммированные на выполнение одних и тех же действий (для наращивания рейтинга). Выбравших из списка “логические игры”, оказалось меньше 15%. Видя эти цифры, невольно задаешься вопросом: куда смотрят родители и кого они хотят в итоге получить? Однако если перейти от цифр к фактам и конкретным последствиям то можно отметить, что компьютерные игры могут привести к психическим изменениям, стимулировать агрессивное поведение и уходу от реальности. Самые ужасные последствия такого пути “развития” мы постоянно наблюдаем по новостям: то в одной школе подросток расстрелял своих одноклассников, то в городе N молодые родители оставили младенца без присмотра. Эти действия непосредственно связаны с всемирной паутиной, хотя не стоит забывать и про окружающую обстановку. Кроме этого, у молодых людей, постоянно пребывающих за компьютером, возникает целый список физиологических болезней.

Обращаясь к психологии и педагогике, стоит сказать, что примерно с 7 лет дети начинают увлекаться фантазиями, у них рождаются всевозможные истории о себе и окружающем мире. Так они начинают готовиться к взрослению. Фантазия в данном случае необходимая составляющая ребенка, помогающая ему в развитии.[2] Фантазируя, мыслительные процессы ребенка работают и он развивается. Но что случается, когда ребенок садится за компьютер и проводит там все свободное время? Во-первых, механизмом компьютерной игры является готовый алгоритм, особо не нафантазируешь и не поработаешь головой. Во-вторых, любая компьютерная игра разработана далеко не детьми и в этих играх воплощены фантазии авторов - взрослых людей. Молодые люди, играющие в компьютерные игры, перестают воспринимать реальный мир адекватно, предпочитая реальным людям своих героев [1]. Любая же реальная компания это уменьшенная модель общества. В компании человек познает законы и правила, учится брать на себя ответственность. Однако компьютерная игра лишает человека этого. Поэтому люди, которые выросли на таких играх, весьма эгоистичны и неуютно себя чувствуют в окружении людей. В игре можно быть кем угодно, но нет ничего плохого, чтобы быть просто человеком, который радуется первому лучу солнца, шуму листьев на ветру, улыбке окружающих. Это реальная жизнь.

Библиографический список.

1. Иванов М.С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр http://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict (дата обращения 8.11.2014)

2. Кле М. Психология подростка. - М.: Педагогика, 1991.

3. Макаренков А. Интернет-зависимость. Болезнь или новая стадия развития цивилизации?// Игромания  №7 (106), 26.07.2006.