Тренинг мышечного расслабления

Разделы: Работа с родителями


Содержание

Введение

Основная часть

  1. Упражнения на расслабление мышц рук
  2. Упражнения на расслабление мышц ног
  3. Упражнения на расслабление мышц ног, рук и корпуса
  4. Упражнения на расслабление мышц живота
  5. Упражнения на расслабление мышц шеи
  6. Упражнения на расслабление речевого аппарата (губ, нижней челюсти)
  7. Упражнения на расслабление речевого аппарата (губ, челюсти, языка)

Заключение

Список рекомендуемой литературы

Введение

В предлагаемом тренинге ребёнок учится не только расслаблять мышцы, но и осознаёт состояние покоя, не напряжённости. Обучение расслаблению идёт по контрасту с напряжением. Например, крепко сжимая кулак, а затем, отпуская его, ребёнок учится различать состояние напряжённости и расслабления и, в конечном итоге, расслаблять мышцы по своему желанию. Расслабление способствует снятию мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.

Эмоциональная неуравновешенность ребёнка может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких, беспокойных движениях, прерывистом сне и т.п.

Если игровые методы используются, в основном, для коррекции личностных нарушений у детей таких, как неадекватная самооценка, конфликтность, агрессивность, снятие страхов и других негативных эмоций, то для общего успокоения я предлагаю использовать на своих занятиях тренинг мышечного расслабления.

В основу предлагаемого тренинга положен комплекс упражнений, разработанный И.Г. Выгодской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской. Используя этот комплекс в своей работе, я дополнила его новыми упражнениями.

Ощущение расслабления будет сильным, если ему предшествовало напряжение. При этом не следует забывать, что внимание ребёнка должно фиксироваться на расслаблении. При выполнении упражнений необходимо обратить внимание на то, как приятно состояние не напряжённости, спокойствия.

Не все дети овладевают навыками расслабления сразу, поэтому необходимо достаточно большое терпение родителей при разучивании этих упражнений. Но я думаю, их эффективность стоит того, чтобы посвятить им несколько домашних вечеров.

Формулы, введённые в данной программе, можно использовать и вне занятий. Так, при пробуждении или волнении, напомните ребёнку знакомые слова: “Мы спокойны всегда!”, “Дышится легко…”. Если он капризничает, можно отвлечь словами: “Успокойся, расслабься…”, или спокойно, но твёрдо напомнить: “”… рот приоткрывается, всё в нём расслабляется, и послушный наш язык быть расслабленным привык”. В конкретных обстоятельствах могут использоваться различные формулы.

Тренинг проходит в два этапа: мышечное расслабление по контрасту с напряжением и мышечное расслабление по представлению. Упражнения разделены на группы на основании тех мышц, расслаблению которых они способствуют.

При проведении упражнений я рекомендую использовать спокойную, медленную музыку. И не забывайте, что уже разученные упражнения хорошо бы периодически повторять.

Данная программа рекомендована родителям.

Основная часть

1. Упражнения на расслабление мышц рук

Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

1. Поза покоя

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!

2. “Кулачки”

Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох!

Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.

Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы)
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть руки.

Знайте девочки и мальчики:
Отдыхают наши пальчики.

3. “Олени”

Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот такие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох-выдох.

Посмотрите: мы – олени,
Рвётся ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.

2. Упражнения на расслабление мышц ног

Перед началом работы с этими упражнениями дети должны освоить упражнения на расслабление мышц рук. Неплохо, если ребёнок повторит эти упражнения. Повторение может быть закончено стихами:

Руки не напряжены,
А расслаблены.
Наши руки так стараются,
Пусть и ноги расслабляются!

1. “Пружинки”

Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох-выдох!

Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай…
Нет пружинок – отдыхай!
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены
И расслаблены.
Знайте девочки и мальчики –
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.

2. “Загораем”

Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперёд, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Здесь можно предложить ребёнку самому потрогать, какими твёрдыми стали его мышцы. Напряжённые ноги стали твёрдыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох!

Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим…Держим…Напрягаем…
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены,
А расслаблены.

3. Упражнения на расслабление мышц ног, рук и корпуса

1. Упражнения “Штанга”

Будем заниматься спортом. Встань. Представь, что ты поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, возьми её. Сожми кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох-выдох!

Мы готовимся к рекорду.
Будем заниматься спортом
(наклониться вперед).
Штангу с пола поднимаем
(выпрямиться, руки вверх).
Крепко держим…
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребёнка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно:

Расслабление приятно.

2. “Кораблик”

Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы упасть, расставьте ноги по шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох-выдох!

Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочерёдно для каждой ноги. Обратите внимание ребёнка на напряжённые и расслабленные мышцы ног.

После обучения расслаблению ног я рекомендую ещё раз повторить позу покоя.

Снова руки на колени,
А теперь немного лени…
Напряженье улетело,
И расслаблено всё тело…
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали,
Дышится легко, ровно, глубоко…

4. Упражнения на расслабление мышц живота

1. “Шарик”

Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох!

Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряжённый!

Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (вдох).
Шарик лопнул, выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко… ровно… глубоко…

2. “Стульчик”

Ребёнок лежит на спине, руки вдоль тела. Медленно он начинает подниматься и садится, как будто на стульчик. при подъёме мышцы живота напрягаются, а когда он садится, они расслабляются. Хорошо, приятно стало. Постепенно, медленно опускаемся опять на спину. Снова напрягаются, а затем расслабляются мышцы.

5. Упражнения на расслабление мышц шеи

1. Любопытная Варвара

а) Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твёрдые, как каменные.

Вернёмся в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох-выдох!

Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперёд –
Тут немного отдохнёт,
Шея не напряжена, а расслаблена.

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямились. Легко стало, свободно дышится. Вдох-выдох!

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, всё дальше вверх!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.

в) А сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади стали твёрдыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох-выдох!

А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаются обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.

Следующие группы упражнений будут направлены на расслабление мышц лица и речевого аппарата. Расслабление этих мышц важно не только для снятия общего возбуждения, но и они важны также для формирования чёткой, спокойной речи ребёнка, поэтому мы рекомендуем использовать эти упражнения и при работе с детьми с нарушенной речью.

Принцип контраста с напряжением сохраняется и на этом этапе, причём снова напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным, чтобы именно оно зафиксировалось в сознании ребёнка.

Эти группы упражнений содержат также и расслабление по представлению. Оно заключается в воздействии на детей только словом. Когда ребёнок, отличающийся повышенной эмоциональностью, научится мышечному расслаблению, появится возможность снятия эмоционального напряжения путём внушения.

Дети легко поддаются внушению, которое проводится как игра “Волшебный сон”. Ребёнок находится в позе покоя, глаза закрыты, он внимательно слушает ведущего и выполняет особые “команды” – специальные формулы внушения в стихах.

Путём внушения углубляется и закрепляется состояние спокойствия и мышечного расслабления, которое вызывается у детей по представлению.

6. Упражнения на расслабление речевого аппарата (губ, нижней челюсти)

1. “Хоботок”

Вытянуть губы “хоботком” (как при артикуляции звука “у”). Напряглись губы. Опускаем хоботок. Теперь губы стали мягкими, ненапряжёнными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).

Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну,
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Губы не напряжены
И расслаблены.

2. “Рот на замочке”

Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрываем рот на замочек. Сильно-сильно сжимаем губы. Им становится неприятно. Отпускаем губы. Вот какими мягкими и ненапряжёнными они стали.

3. “Лягушки”

Губы вытягиваются, как при произношении звука “и”, а затем возвращаются на место.

Тянем губы прямо к ушкам!
Вот понравится лягушкам!
Потяну – перетяну
И нисколько не устану!
Губы не напряжены
И расслаблены.

4. “Орешек”

Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орешек. Крепко сожмите зубы. Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало, рот приоткрылся, всё в нём расслаблено.

Зубы крепче мы сожмём,
А потом их разожмём,
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.

5. “Волшебный сон”

Ребёнок находится в позе покоя. Взрослый даёт ему следующую установку: сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается игра “Волшебный сон”. Ты не заснёшь по-настоящему, будешь всё слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не “проснёшься”. Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. “Волшебный сон” закончится, когда я скажу: “Открыть глаза”. Внимание: наступает “волшебный сон”.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают
Отдыхают, засыпают (2 раза)
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется (2 раза).
Дышится легко…ровно…глубоко….
Длительная пауза,
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.

Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку. Это упражнение можно проводить перед дневным или ночным сном ребёнка для снятия накопившейся усталости и напряжения.

7. Упражнения на расслабление мышц речевого аппарата (губ, челюстей, языка)

1. “Сердитый язык”

Язык упирается в верхние губы, затем опускается. Он старается вытолкнуть зубы наружу, потом расслабляется, как будто спит.

С языком случилось что-то:
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы!
Он на место возвращается
И чудесно расслабляется.

2. “Горошина”

Язык прижимается к щеке и надавливается на неё, как будто за щекой спрятана горошина. Языку неудобно быть в таком положении, и мы возвращаем его на место. Он расслабился, отдыхает.

3. “Горка”

Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой. Неприятно так долго держать язык.

Спинка языка у нас
Станет горочкой сейчас!
Я растаять ей велю –
Напряженья не люблю.
Язык на место возвращается
И чудесно расслабляется.

4. “Волшебный сон”

Постепенно в описанный выше “Волшебный сон” можно вводить новые стихотворные формулы:

Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… Засыпают… (2 раза)
Напряженья улетело….
И расслаблено всё тело, (2 раза)
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы, (2 раза)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык. (2 раза)

Дышится легко… ровно… глубоко…

Можно использовать и такую формулу:

Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело, (2 раза)
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги тёплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы тёплые и вялые
И нисколько не усталые,
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется, (2 раза)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…

Заключение

Таким образом, мы закончили описание упражнений для работы с эмоционально неустойчивыми детьми. Может быть, некоторые из них окажутся поначалу сложными для вашего ребёнка. Не надо расстраиваться! Немножко терпения – и ваш ребёнок научится с вашей помощью понимать и управлять богатым миром своих эмоций. Главное – очень этого захотеть… Удачи вам!

Список рекомендуемой литературы

1. Клюева, Н.В. Беспокойный ребёнок [Текст] / Н.В. Клюева. – Ярославль, 1997.

2. Касаткина, Ю.В. Ребёнок с нарушением самооценки [Текст] / Ю.В. Касаткина. – Ярославль, 1997.

3. Касаткина, Ю.В. Учим детей общению [Текст] / Ю.В. Касаткина. – Ярославль, 1997.