Этап сценирования | Вариант учителя | ||||||||||||||||||||||||
1. Выбор класса, предметный материал | 5 класс, Курс биологии в 5 классе по учебнику “Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию”. | ||||||||||||||||||||||||
2. Выбор из предметной программы требования к предметным или метапредметным результатам | Определение систематического положения простейших в системе органического мира. | ||||||||||||||||||||||||
3. Описать самим или найти описание данного способа или средства | 1. Определить, является ли
простейшее организмом. 2. По способу питания и особенностям строения определить царство, к которому относится простейшее 3. Определить, к какой группе простейших относится организм по способу передвижения 4. Составить систематическую схему |
||||||||||||||||||||||||
4. Выделение способов и понятий,
которыми владеет ученик. Описать способ, которым владеет ученик. |
Способ: определение
систематического положения растений в системе
органического мира. При этом: 1. Определяем, принадлежит ли данный объект к живым организмам. 2. К какому царству принадлежит организм (учитывая способ питания). 3. К какой группе растений принадлежит организм (учитывая особенности строения и способ размножения) 4. Составляем схему. Понятия: Систематика – наука, изучающая многообразие и классификацию организмов. Классификация – Объединение организмов в группы по определенным признакам. Виды объединяются в рода, рода – в семейства и т.д. Вид – группа особей, сходных по строению и жизнедеятельности, дающих плодовитое потомство и обитающих на определенной территории. Царство – наиболее крупная систематическая группа. Всего 4 царства: Растения. Грибы. Бактерии. Животные. Гетеротрофы – организмы, потребляющие готовые органические вещества. Автотрофы – организмы, которые сами производят органические вещества из неорганических. Учащиеся знакомы с признаками царств Бактерии, грибы, растения.
|
||||||||||||||||||||||||
5. Подготовить для ученика ситуацию успеха (а для учителя возможность проверки, что ученики овладели этим способом) | Определите место кукушкина льна, орляка, спирогиры в системе органического мира. | ||||||||||||||||||||||||
6. Сформулировать вопросы для рефлексии осознания применяемого способа | - Почему сфагнум является живым
организмом? (Обладает свойствами живого: растет,
питается, дышит, размножается и т.д.) - Почему данный организм относится к Царству Растения? (Является автотрофом: производит органические вещества из углекислого газа и воды при помощи солнечного света) - Почему данный организм вы отнесли ко мхам? (Размножается спорами, характерное строение листьев, имеет стебель, ризоиды – признаки, характерные для мхов) - Почему спирогиру вы отнесли к водорослям? (Живет в водной среде, имеет слоевище, не имеет органов: листа, корня, стебля) |
||||||||||||||||||||||||
7. Подготовить задание - “ловушку”, внешне похожее на предыдущее, но предыдущее, но невыполнимое предыдущим способом. | Предложен текст “Простейшие”. - Определите место амебы в системе органического мира. |
||||||||||||||||||||||||
8. Предположить разные варианты действий учащихся и вопросы на проверку правильности этих вариантов. | Вызывают затруднения в
определении Царства. - Можно ли отнести данный организм к бактериям? Чем они отличаются? - Какие отличия между данным организмом и растениями? Чем отличается способ их питания? - С помощью чего передвигается амеба? - По какому признаку простейшие делятся на группы? |
||||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия затруднений и конструирование схемы. | Давайте обсудим схему, которую
вы составили. Живые организмы - Когда при составлении схемы у вас возникли затруднения? - Что общего у простейших с бактериями? - Почему простейшие относятся к царству Животные? - По какому признаку простейшие делятся на группы? - Какова была цель нашего урока? (Определить с учащимися цели и задачи урока) - Сделайте вывод. |
||||||||||||||||||||||||
10. Применение сконструированного способа | Задание по рядам.(1 ряд –
инфузория туфелька, 2 ряд – малярийный плазмодий,
3 ряд – эвглена зеленая) 1. Определить, относится ли объект к живым организмам 2. Определить царство, к которому относится организм (рассмотреть признаки: наличие оформленного ядра, способ питания) 3. По особенностям строения определить, к одноклеточным ли относится 4. Рассмотреть способ передвижения организма и определить, к какой группе относится. 5. Составить схему уровней иерархической системы |
||||||||||||||||||||||||
11. Рефлексия проделанной работы | Вы составили схемы уровней
иерархической системы и определили в ней место
простейшим. Как вы думаете, ко всем ли организм этот способ применим? Все ли организмы можно классифицировать этим признакам? Давайте вспомним, какие признаки мы учитываем при составлении схемы. Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? |
Открытый урок по теме «Простейшие»
- Полянская Ирина Владимировна, учитель биологии
Разделы: Биология