Урок-путешествие по теме «Орган зрения и зрительный анализатор»

Разделы: Биология


Цель урока: изучить строение и значение зрительного анализатора, взаимосвязь строения и функций частей глаза.

Задачи:

сформировать знания о строении и функциях глаза как оптической системы;

продолжить формирование навыков работы уч-ся с различными источниками информации, проведения экспериментальной работы, работы в группах.

воспитывать активную жизненную позицию, осознанное бережное отношение к зрению, толерантное отношение к окружающим.

Тип урока: изучение нового материала с применением приёмов критического мышления и проектной деятельности.

Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий.

Методы обучения: самостоятельная работа, эксперимент, проектная работа, работа с информационным текстом учебника, приём кластера и инсерта.

Формы работы: индивидуальная, коллективная (групповая).

Оборудование: компьютер, медиа-проектор, компьютерная презентация (Приложение 2), таблица “Зрительный анализатор. Глаз”, учебник А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8 класс, рабочая тетрадь № 2. Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. Биология 8 класс, разноцветные карандаши, плёнка с записями, рабочие карты урока (Приложение 1).

Ход урока

1. Орг. момент.

Стадия вызова.

Здравствуйте, мои талантливые ученики! Сегодня мы отправляемся в путешествие по удивительному творению природы - вашему организму. Я уже 28 лет совершаю это путешествие, и каждый раз узнаю что-то новое и интересное.

Какими качествами должен обладать путешественник?

Верно! Сила и выносливость. (Проводится физкультминутка, упражнения на осанку)

2. Станция “Эрудит”.

Физическая подготовка у нас в порядке. Проверяем снаряжение! Достаточно ли у нас знаний?

  • Взаимопроверка и оценка знаний. (Работа в парах (см. рабочую карту урока).

(Проверяется знание понятий нейрон, виды нейронов, отделы нервной системы, органы чувств, анализатор и его специфичность, иллюзия.)

Слайд 1. Тема нашего урока: Орган зрения. Зрительный анализатор.

Чтобы вы хотели узнать в результате нашего путешествия. (Ученики высказывают свои предложения, формулируя цель урока, записывают в рабочую карту (см. Приложение 1).

Слайд 2.

Создание информационного запроса

(Включается запись звуков природы). Закройте, пожалуйста, глаза. Слушайте внимательно, какие картины рисует ваше воображение? (Ответы уч-ся)

А теперь несколько секунд не открывайте глаза. Попробуйте представить свою жизнь в полной темноте! Трудно? Давайте помнить о том, что рядом с нами живут люди, которые не имеет возможности видеть, и мы в состоянии сделать их жизнь легче.

(3, 4 слайд презентации). Насколько богаче, ярче и радостнее становится наша жизнь со зрением.

Актуализация знаний.

  • Сколько у человека органов чувств? (Пять основных – зрение, слух, осязание, обоняние, вкуса.)
  • А какой орган чувств, на ваш взгляд, главный? (Зрение)

Согласны ли вы с утверждение, что у нас только пять органов чувств? Аргументируйте свои ответы. (Рассуждение учеников)

Да, действительно, это только основные или внешние органы чувств (и чувство равновесия), но ещё есть и внутренние. Наш организм “чувствует” химический состав крови, напряжение мышц, наполнение желудка, голод и т.д.

Гераклит сказал “глаза более точные свидетели, чем уши”. Около 70% (в некоторых источниках называется цифра до 90%) информации мы получаем через орган зрения.

Слайд 5. Гигиенисты провели много опытов. Оказалось, что наиболее благоприятное влияние на производительность труда оказывают зеленые и желтые цвета. Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, создают устойчивость ясного видения, обостряют слух. Красный цвет действует противоположно. Однако желтое окружение не всегда полезно. Психологи выяснили, что желтая кабина самолета вызывает приступ морской болезни. Длительное влияние красного цвета создает усталость. Зеленый помогает снять неприятные ощущения.

Отправляемся в увлекательное путешествие по стране “Зрение”.

Станция “Анатомическая”.

Актуализация знаний.

Орган зрения - это...? (Глаз)

Слайд 6. Какие части глаза вам уже знакомы? Составим кластер на тему “Строение глаза”. (Запись на доске).

Работа с текстом учебника.

Читаем §52, раздел “Строение органа зрения”. Проверяем правильность заполнения кластера. Вносим коррективы.

Слайд 7. Промежуточное закрепление. (Ответы учеников с использование таблицы или слайда презентации, роль учителя консультативная (дополнительный материал) и направляющая.)

  • Положение глаза (глазницы черепа)
  • Защита глаза (дополнительный материал для учеников)

веки и конъюнктива, брови,

слёзный аппарат: состав слёз (97,8% вода, 1,4% органические вещества,0,8 % минеральных солей, особое антибактериальное вещество - лизолим, токсины, которые выделяются после стресса.)

Значит, плакать полезно?! Как вы думаете?

Мигание глаза осуществляется 2-5 раз в минуту, за 16 часов 4800 раз. Значение мигания.

Оболочки глазного яблока:

  • Белочная, толстая (1 мм) непрозрачная, белого цвета (склера) передняя её часть переходит в роговицу;
  • Сосудистая оболочка (0,2-0,4 мм) снабжена кровеносными сосудами и пигментом, отвечает за питание глаза.
  • Радужная (определяет цвет глаз) с отверстием, окружённым мышцами – зрачком.
  • Функции зрачка: регуляция поступления света на сетчатку.
  • Хрусталик – двояковыпуклая эластичная линза, которая может менять кривизну, преломляет и фокусирует свет на сетчатку. Аккомодация.

Слайд 8. Сетчатка (фоторецепторы: колбочки - 7 млн и палочки - 130 млн.

Колбочки расположены на задней поверхности глаза напротив зрачка, образуя жёлтое пятно. Самое важное место сетчатки - центральная ямка жёлтого пятна, где плотность колбочек наибольшая, а палочки, отвечающие за чёрно-белое зрение, отсутствуют, но на расстоянии 5-6 мм от центральной ямки плотность палочек возрастает до 170 тыс. на 1 мм.

  • Слепое пятно - место отхождения зрительного нерва.
  • Стекловидное тело, прозрачное студенистое вещество, заполняет глазное яблоко, преломляя лучи.

- Как вы относитесь к утверждению, что человек видит мозгом, а не глазами?

Ответ аргументируйте.

Слайд 8. Зрительный анализатор. Строение.

Глаз - периферическая часть зрительного анализатора. Содержит рецепторы, которые воспринимают световое раздражение. Затем оно обрабатывается нейронами сетчатки, и возбуждение по зрительному нерву передаётся в зрительную зону коры больших полушарий. Здесь возникает зрительное ощущение, и мы видим и опознаём предметы.

Промежуточный контроль. Выполнение работы 165 “Строение глаза” в рабочей тетради.

(Проверка правильности выполнения задания. Используется рисунок на форзаце учебника или слайд презентации). Самооценка результатов работы.

Станция “Физиологическая”

(Работа в группах)

Разрабатываем исследовательские мини-проекты с использованием рабочей тетради (работа 166 “ Наблюдения и опыты”).

Вспомним этапы подготовки проекта: название, цель, гипотеза, выполнение исследования, презентация результатов. (Время ограничено 5мин, на представление результатов 1-2 мин.)

1 группа “ Роговица, строение и функции. Мигание”

2 группа “ Принцип работы хрусталика”

3 группа “ Сетчатка. Строение, функции”

4 группа “ Обнаружение слепого пятна”

Презентация результатов.

Станция “Гигиеническая”.

Проблемная ситуация.

Наш глаз весит всего 7-8 г, диаметр - 2,5 см. Он чётко различает предметы на расстоянии 60 м. Ночью он может рассмотреть источник света за 27 км. Минимальное расстояние для чёткого изображения у молодого человека – 15 см, у ребёнка - 7 см, у пожилого – 50 см.

В чём причина? Ваши версии.

(Заполнение кластера).

Слайд 9. Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему глаза и создают обратное и уменьшенное изображение на сетчатке (мозг “переворачивает” обратное изображение, и оно воспринимается как прямое).

Работа с учебником. Признаки и причины возникновения близорукости и дальнозоркости. Слайд 10, 11.

Заполнить таблицу в рабочей карте (см. Приложение), используя текст § 53.

Признаки Близорукость
(миопия)
Дально-
зоркость
Объекты вдали видят    
Объекты вблизи видят    
Куда фокусируется изображение    
Как исправляется?    

Итоги работы. Проверка.

Как вы относитесь к высказыванию, что дальнозоркость - это болезнь всех людей среднего возраста?

(Приходим к общему мнению, что это не совсем так, ведь есть люди, которые и в 90 лет прекрасно видят.)

Любые заболевания легче предупредить, чем лечить. Выполним упражнения для профилактики близорукости.

Пример упражнения.

  • Смотрим на карандаш, который держим перед глазами, затем переводим взгляд вдаль. Ученики с удовольствием делают это упражнение, так как появляется возможность смотреть в окно.
  • С закрытыми глазами, вращение глазными яблоками по кругу, по контуру восьмёрки, квадрата и т.д.

Станция “ЧС”.

Наша станция называется “Чрезвычайная ситуация”. Как вы думаете почему?

Фаза вызова

Какие повреждения и инфекции глаз вам известны? (Ушибы, ожоги, ранения, конъюнктивиты).

Мы должны владеть информацией, чтобы не оказаться беспомощным в чрезвычайной ситуации и вовремя оказать первую помощь себе или другим.

(Работа с текстом §53, стр. 202). Способы оказания ПП при повреждениях и инфекциях глаза. Ушибы и повреждения глаза.

Стадия осмысления.

Читая текст, учащиеся делают пометки карандашом (приём “Инсерт”)

Фаза рефлексии

Беседа с классом по вопросам:

  1. Что из того, что вы прочитали, вам было уже знакомо?
  2. Что из того, что вы прочитали, оказалось новой информацией?
  3. Что вызывало сомнения или с чем вы были не согласны?

5. Домашнее задание § 52, 53 (задание для всех). Слайд 12

По выбору выполняется любое из 3 заданий.

1. Составить правила гигиены зрения.

2. Составить “тонкие” и “толстые” вопросы к тесту параграфа.

3. Приготовить компьютерную презентацию “Гигиена зрения”

6. Итоговое закрепление. Слайд 13.

Вставьте пропущенные слова в тексте.

Зрение – это ______________.

Орган зрения – это __________, он имеет приспособления для защиты ________________.

Оболочки глаза:

1. ______________________, которая переходит впереди глазного яблока в ________________.

2. ______________________, которая переходит в_________ ___________, в центре неё находится ________________.

Глазное яблоко заполнено прозрачным студенистым веществом __________

3. Внутренняя оболочка, состоящая из светочувствительных рецепторов – это _______________.

4. Зрительный анализатор состоит из ________________ , ________________ и ________________.

7. Итоги урока. Оценка знаний. (Работа в группах). Обсудите работу каждого участника своей группы, оцените её.

Выставьте итоговую отметку в рабочую карту урока.

8. Рефлексия. На столе лежат смайлики. Выберете тот, который соответствует вашему отношению к уроку.