Цель: определение роли приставки в словообразовании при формировании метапредметных умений.
Методическая цель: показать приемы формирования УУД при работе с морфемами.
Задачи: дать понятие о словообразующей роли приставки, учиться разбирать слова по алгоритму, образовывать новые слова при помощи приставок, отличать по назначению приставку от предлога, развивать устную и письменную речь учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, классная доска, таблица с предлогами.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация.
- Улыбнулись всем друзья, дружим в классе вы и я.
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
Чтобы грамотно писать,
Надо правила нам знать,
Не лениться, потрудиться
И успеха всем добиться.
- Будем стараться, я думаю мотив хороший, у кого он есть, поставьте себе + на полях тетради.
2. Актуализация знаний.
- Запишите в чистописании букву Вв. Обратите внимание из каких элементов она состоит. Продолжите писать, составив закономерность используя различные элементы букв.
- Запишите слова разных частей речи, начинающихся с этой буквы.
- Устно составьте предложение из этих слов по схеме
- Из чего состоит предложение?
- Что мы знаем о слове? Значение. Состав
Учитель прикрепляет к доске схему:
Слово
Звуко-буквенный анализ Часть речи
3. Самоопределение к деятельности.
Выполните задание. Распределите слова в два столбика.
вода водить
обводнить
наводить
водитель
наводнение
проводник
подводник
отводить
водить
водник
- По какому принципу вы распределили слова?
- Какие слова называются родственными? Оцените себя (+)
- Найдите лишнее слово в каждом ряду. Докажите, что оно лишнее.
Борьба, борец, бороться, воевать.
Вражда, враг, противник, вражеский.
Смешной, смешать, смешить.
Ветер, вихрь, безветренный.
Учить, изучать, зубрить.
Сосна, дерево, деревянный.
Физкультминутка
- Выберите (найдите) названия слов, обозначающих морфемы.
(По классу развешены карточки: союз, корень, знак, текст, окончание, предмет, речь, приставка, слово, суффикс.)
- Составьте новые слова.
залез | занос | понес |
приготовить | морозец | слово |
ночка | горка | курица |
коса | листочки | крапива |
- Без какой части слово не может существовать?
- Какая часть слова может изменяться? Для чего она служит?
- Что мы изменяем у слова, изменяя его окончание?
- Как мы называем этот процесс? (Формообразованием)
- А когда мы образуем новые слова? (Словообразование)
Приведите примеры.
- С помощью каких частей слова образуются новые слова?
- Какова же тема нашего урока?
- Какие цели поставим перед собой?
- Поставьте себе еще +
4. Операционно-исполнительный этап
- Вспомним, что такое приставка?
- Поиграем. Я буду называть только приставки, вы будете говорить, что надо делать.
- Представьте себе, вы сидите перед телевизором. Представили!
- Я вам скажу: “В!” Что вы сделаете?
- А если скажу: “Пере!”
- А если: “Вы!” (Учитель прикрепляет к доске карточки со словами: включим переключим выключим)
- Менялось ли лексическое значение слова?
- Какой вывод можно сделать?
Много приставок вы уже знаете, много слышите, произносите, читаете. Проверим вашу память.
- За 1 минуту запишите на полях все приставки, которые помните.
- Проверим:
- Кто записал 10? – Хорошо
15? – Молодцы
Учитель знакомит ребят с приставками (таблица).
- Как найти приставку в слове?
- Что еще мы знаем о приставке?
- Работаем в группах
- Помните правила работы? Распределите обязанности. На работу отводится 3 минуты. Помните, каждая морфема – носитель смысла.
Выделите приставки в словах, понаблюдайте за приставками.
1. добраться (до берега);
домашний
доверить
доброта
2. ворваться (во двор);
воевать
ворох
вогнать
3. соловей
сотрудник (со студии)
соединение
согласие
4. поездка (по побережью)
полоса
полеводство
полено
5. заработок (за месяц)
зарево
заготовка
заяц
6. опоздал
оловянный
одеревенеть
оконце
- Какие орфограммы встречаются в приставках?
- Посмотрите на приставки и предлоги, одинаково ли они произносятся?
- А пишутся?
- Какой вывод можно сделать?
- Проверим, что об этом говорит наш профессор Самоваров.
Работа с учебником с.96.
5. Закрепление нового материала.
- Запишите предложение под диктовку.
По лесу пробежала поземка, подул ветер, деревья закачались.
Выделите орфограммы.
- Проверим
- На доске слова. Вы со мной согласны? Почему?
- Что для этого надо сделать? (Вставить недостающие приставки)
- Восстановите слова.
…делать, …вергнуть, …ставить, …твердить, …дать, …жимать,
…делить, …точить, …править, …пирать.
- Оцените свою работу (+)
- От данных слов образуйте новые слова с помощью приставки и суффикса.
Грусть -
Ночь -
6. Самостоятельная работа (в парах)
1. Выбрать слова, которые разобраны правильно
- Вспомним алгоритм разбора слова по составу:
зимушка зимушка зимушка;
придорожный придорожный придорожный;
дошкольник дошкольник дошкольник.
2. Разобрать слова по составу:
походный, перелесок, ветерок, сторожка, перестрелка,
тенистые, играть, запрыгала.
- Проверьте и оцените друг друга.
7. Итог урока.
- Что узнали о приставках?
- Какие приставки запомнили?
Какие задачи выполнили?
8. Рефлексия.
- Отгадайте загадку.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
А в начале алфавита окончание. (Оценка)
- Встаньте, у кого в тетради 9-10 “+” - Молодцы, 7-8. Хорошо.
У вас есть карточки самооценки, оцените свою работу по десятибалльной шкале.
9. Домашнее задание
Рабочая тетрадь с.60 №95, №96 (на выбор).