Раздел “Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения”.
Тема 4. Аварии с выбросом АХОВ.
Урок 4. “Характеристика поражений АХОВ. Первая помощь пострадавшим от АХОВ”.
Цель: систематизировать знаний учащихся об аварийно-химически опасных веществах их действии на организм человека. Сформировать алгоритм оказания первой помощи пострадавшим от АХОВ.
Задачи:
Образовательные:
- Ознакомить учащихся с химическими веществами группы АХОВ, которые наносят вред организму человека;
- Систематизировать знания учащихся о свойствах и действии АХОВ;
- Выработать алгоритм действий помощи в случае поражения АХОВ.
Развивающие:
- Повысить информационную культуру учащихся, интерес к предметам химия и ОБЖ;
- Развить познавательную активность, положительную мотивацию и творческие способности на основе межпредметных связей;
- Развить умения применять полученные знания в конкретной ситуации.
Воспитательные:
- воспитание взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях;
- воспитание экологической компетентности о химических веществах используемых в промышленности и их действии на организм.
Учебно-методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база: Мультимедийный проектор, презентация, флакон нашатырного спирта, бутылка белизны.
- Дидактическое обеспечение: учебник ОБЖ 8 класс Смирнов А.Т., М.,“Просвещение”, 2011, карточки-задания.
Методы обучения
- словесный (рассказ, объяснение)
- наглядный (показ презентаций, видеоролика, демонстрация костюма хим. защиты)
- практический (изготовление ватно-марлевой повязки)
Формы деятельности обучающихся
- фронтальная
- групповая
- индивидуальная
- взаимообучение (подготовка презентаций, публичное выступление, решение ситуационных задач, просмотр видеофильма)
Методы мотивирования учебной деятельности(активности) обучающихся на уроке
- создание ситуации новизны
- метод эмоционального стимулирования (занимательные примеры, эксперименты)
- стратегия “Зигзаг”
- самостоятельная и поисковая работа в группе с составлением алгоритмов.
Форма урока: интегрированный урок по ОБЖ и химии.
Вид интеграции: метапредметная интеграция на основе сопутствующих понятий.
Понятия по химии: химический элемент; простые и сложные вещества; состав и свойства вещества.
Понятия по ОБЖ: опасные химические вещества, аварийно-химически опасные вещества, источники попадания в окружающую среду АХОВ; предельно-допустимые концентрации веществ, первая доврачебная помощь при отравлениях.
Планируемые результаты
Личностные
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуации
Предметные
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций
- умение оказать первую доврачебную помощь
Метапредметные
- выдвигать гипотезы и их обосновывать
- составлять алгоритм действий при аварии на химически опасном объекте
- находить необходимую информацию
- планировать свою деятельность на уроке
- составлять последовательность действий
- высказывать свою точку зрения
- корректировать свое мнение
Критерии диагностики и оценивания степени достижения планируемых результатов
Вопросы по данной теме предусмотрены в контрольной работе “ЧС техногенного характера” и в итоговом тесте за 8 класс.
Структура урока
№ | Этапы урока | Время в минутах |
1 | Организационный момент урока. Организационно-мотивационная деятельность. | 2 |
2 | Актуализация знаний. Интеграция знаний полученных в курсе химии и ОБЖ: |
8 |
3 | Усвоение новых знаний Первичное усвоение новых знаний. Первичное закрепление. |
25 15 10 |
4 | Контроль усвоения знаний, обсуждение ошибок, их коррекция. | 5 |
5 | Рефлексия. | 2 |
6 | Закрепление. Подведение итогов. Домашнее задание | 3 |
ХОД УРОКА
Организационный момент урока. 2 мин.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем необычный урок - урок на границе предметов основ безопасности жизнедеятельности и химии. Для проведения занятия нам будут необходимы знания как из предмета химия, так и навыки и знания предмета ОБЖ. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Актуализация знаний. 8 мин
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Для определения темы и задач урока
заполните карточки на столах. Дать определение понятиям “Назовите известные Вам АХОВ и попробуйте написать химические формулы к ним” |
Обучающиеся работают с карточками,
отвечают на вопросы в них
|
Беседа с целью введения в проблему.
Постановка проблемы, учебных задач, объявление
темы. Итак, подведем итог наших первоначальных знания для этого попробуем ответить на следующие вопросы: Каковы физико-химические свойства АХОВ? Как действуют на организм человека? Как оказать первую доврачебную помощь при поражении АХОВ? “Какова же будет цель нашего урока?” Сформулируем тему сегодняшнего урока? |
Обучающиеся отвечая на вопросы выдвигают версии пробелов в знаниях: “ Не знаем свойств отравляющих веществ и их действие на человека”, а отсюда “Не знаем, как защититься от АХОВ. Не знаем, как оказать первую помощь пострадавшим от АХОВ” |
Учитель корректирует название темы. Таким образом, тема сегодняшнего урока звучит так: “Характеристика поражений АХОВ. Первая помощь пострадавшим от АХОВ”. Запись темы на доске. | Предполагаемые ответы обучающихся:
“Изучить свойства и действие на человека АХОВ”
“Действия при авариях на химически опасных
объектах, научиться защищаться от АХОВ,
оказывать первую помощь при поражении АХОВ” Версии обучающихся. Записывают тему в тетради |
“Давайте с вами подумаем, есть ли в в Республике Хакасия химически опасные объекты? Почему вы так думаете?” | Выдвигают версии, гипотезы и аргументируют свой ответ: Компания “МАВР” и комбинат “Залив” – используется аммиак в холодильниках. Коммунальное хозяйство – хлор. Ж/дорога – перевозятся хим. вещества: хлор, аммиак и т.д.) |
“На этих предприятиях используются различные химические вещества. Скажите, а какие вещества вы называли наиболее часто?” | Версии обучающихся – хлор и аммиак |
Усвоение новых знаний
Первичное усвоение новых знаний. 15 мин
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
“Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) это сравнительно новое понятие, присвоенное группе опасных химических веществ, которые на протяжении свыше трех десятилетий в гражданской обороне назывались сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ). Замена понятия "СДЯВ" на понятие "АХОВ" связано с тем, что - во- первых, используемое ранее определение по своей сути не в полной мере соответствовало его характеристике. Например: мышьяк или цианистый калий являются сильнодействующими ядовитыми веществами. В то же время оба вещества в перечень СДЯВ не входили, поскольку они используются в небольших количествах, не представляющих опасности возникновения очага массового поражения для населения в аварийных ситуациях. - во- вторых, появилась проблема, связанная с обеспечением безопасности населения при заражении источников водопотребления, и возникла необходимость в выделении новой группы веществ, которая должна быть отличной от группы СДЯВ, - третьих, введение вместо СДЯВ понятия "опасное химическое вещество" оказалось не совсем удачным, поскольку к этому классу веществ относятся практически все вредные вещества, используемые в промышленности, большая часть которых нем представляет опасности в аварийной ситуации. Возникла необходимость в выделении группы таких опасных веществ, которые при определенных аварийных условиях могут привести к возникновению ситуаций. Поэтому было введено новое понятие "аварийно химически опасное вещество". | Учащиеся воспринимают информацию, вспоминают определения АХОВ, ХОО, ОХВ. |
Сегодня, на уроке, мы рассмотрим 2
вещества, относящиеся к группе АХОВ и поражающих
людей ингаляционным путем: аммиак и хлор. Это те
опасные вещества, которые оказывают вредное
воздействие на людей в случае аварии в нашем
регионе. О них вы знаете или узнаете более подробно из курса химии. Сегодня мы послушаем ребят, которые подготовили презентацию и краткий рассказ об аммиаке, раствор которого нам известен как нашатырный спирт. (Учитель демонстрирует и дает понюхать нашатырный спирт) В большом количестве он представляет уже не спасение, а опасность для здоровья. |
Ученики демонстрируют презентацию,
сопровождая ее рассказом. “Аммиак – это бесцветный газ с резким запахом, легче воздуха. Химическая формула NH3. Газ горюч. Перевозится в сжиженном состоянии в железнодорожных цистернах с надписью “Аммиак”. Используется при производстве азотной кислоты, соды, удобрений, при окрашивании тканей, в качестве хладагента в холодильниках. Обладает удушающим действием, возбуждает нервную систему, вызывает судороги, возможен смертельный исход. Для защиты населения используются противогазы марок М,К,Д, респиратор, гражданские противогазы ГП5, ГП7 с дополнительным патроном ДПГ3, при его отсутствии – ватно-марлевая повязка, смоченная 5% раствором лимонной кислоты, защитный костюм. |
“Посмотрите на молекулярную массу
аммиака и воздуха. Сравните их” Расчет молекулярной массы М(NH3) =14+3х1=17 г/моль Мвозд=29 г/моль Д г1/г2= Мг2/Мг1= 29г/моль/17 г/моль=1,7 раза тяжелее воздуха. |
Ученики записывают молекулярную массу
и сравнивают ее с молекулярной массой воздуха. Т.о. М(NH3) ‹ М возд. почти в 2 раза |
Вопрос учителя. “Как вы думаете, почему необходимо спуститься с верхних этажей?” | Версии обучающихся: “Т.к. аммиак легче воздуха, распространяется вверх”. |
“Не менее опасен хлор. В быту хозяйки, в
больницах технический персонал применяют для
обеззараживания “хлорку”. (Учитель
демонстрирует белизну, дает понюхать издалека)
Неприятный запах. А представьте себе это в
крупном масштабе. Давайте теперь послушаем сообщение и презентацию о свойствах хлора, где применяется и какое действие оказывает на человека. |
Ученики демонстрируют презентацию,
сопровождая рассказом. “Хлор – газ желто-зеленого цвета с резким раздражающим запахом, не горюч. Химическая формула Cl2. М (Cl2)=35,5х2=71 г/моль Мвозд= 29 г/моль. Применяется при производстве пластмасс, в коммунально-бытовом хозяйстве, для отбеливания тканей и бумажной массы. При воздействии на организм поражается дыхательная система, вызывает резь в глазах, слезотечение, мучительный сухой кашель, боль в груди, головную боль. Для защиты населения используются фильтрующий противогаз марок В, БКФ, МКФ, при их отсутствии ватно-марлевая повязка, смоченная 2% раствором питьевой соды (обучающихся демонстрируют, как приготовить 2% раствор питьевой соды), защитный костюм, резиновые сапоги. |
Учитель напоминает расчетную формулу W= m вещества \ m раствора. |
|
Запишите молекулярную массу хлора и сравните с молекулярной массой воздуха | Обучающиеся записывают и сравнивают молекулярные массы веществ |
Вопрос учителя: “Как вы думаете, а можно использовать хлор в качестве оружия?” | Версии учеников: “Да, можно, так как хлор уничтожает все живое, а хозяйственные объекты остаются нетронутыми” |
Учитель корректирует версии. | |
Учитель приводит историческую справку, сопровождая рассказ презентацией: “впервые химическое оружие было применено в Первую Мировую войну в апреле 1915 года немецкие войска применили ядовитый газ – хлор. | Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию |
Первичное закрепление. 10 мин
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Как же действовать при аварии на химически опасном объекте, каковы симптомы отравления и первая помощь, мы узнаем из учебного фильма. (Демонстрация видеоролика) | Смотрят видеофильм “Защита от АХОВ” |
После просмотра видеофильма учитель распределив задания по рядам задает вопрос обучающимся: “Посовещавшись в паре, ответьте на вопрос: каковы симптомы отравления хлором и аммиаком и какая первая доврачебная помощь необходима (1 и 3 ряд). Общие рекомендации во всех случаях поражения аварийно химически опасными веществами (2 ряд)” | Версии обучающихся. Вместе составляют алгоритм действий и озвучивают его. |
Контроль усвоения знаний, обсуждение ошибок, их коррекция. 5 мин
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Давайте мы проверим себя и посмотрим правильный алгоритм действий. Учитель демонстрирует слайд с алгоритмом действий. | Смотрят презентацию, оформляют правильный порядок действий. |
Защита органов дыхания и кожи | Перечисляют средства защиты органов дыхания |
Выход из очага поражения без паники. | |
Вызвать скорую помощь пострадавшим | |
4) Эвакуация перпендикулярно ветру на
расстояние 1,5 км или укрытие в безопасном месте,
закрыв щели. ЗАПОМНИТЕ! Пострадавших эвакуируют
только в лежачем положении, чтобы избежать отека
легких! Пояснения учителя. |
Версии учащихся: “Чтобы облако с АХОВ не преследовало по пути следования” |
Промыть кожу струей воды, не
разбрызгивая капель (Чем опасно разбрызгивание
капель?) Пояснения учителя. |
Версии учащихся: “Повторное заражение, капли станут источником АХОВ” |
Утилизация одежды | |
Если обучающиеся назвали неправильную последовательность действий, то вместе с учителем необходимо выяснить, почему именно такой порядок. | Корректируют свои ошибки в тетрадях |
Рефлексия. 2 мин
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
“Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Какие трудности возникли на уроке? На каком этапе практической работы возникли трудности?” | Отвечают на вопросы |
Закрепление. Подведение итогов. 3 мин | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
“А теперь давайте представим, что произошел выброс АХОВ. Звучит сообщение: “Внимание! Говорит управление по делам ГО и ЧС! В результате аварии на комбинате произошел выброс хлора!”. Ваши действия | Версии учеников: “На верхние этажи зданий” |
А если бы мы эвакуировались за пределы
школы, то каким образом следовало бы это делать? Если возникли затруднения, еще раз проговорить это правило. |
Ответы учеников: “Перпендикулярно ветру на 1,5 км от очага заражения” |
Учитель дает оценку результатов
коллективной и индивидуальной работы
обучающихся на уроке, выставляет оценки в
классный журнал и дневники. Домашнее задание: п. 5.5, вопросы, по желанию подготовить сообщение “Ртуть. Защита от ртути”. |
Записывают домашнее задание. |
Литература.
- ОБЖ 8 класс Смирнов А.Т., учебник для образовательных учреждений. М., “Просвещение”, 2011 г.
- Химия 8 кл. О.С.Габриелян: учебник для образовательных учреждений”. М. Дрофа” 2012 г.
- Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки.– Ростов-н/Д: Учитель, 2008. – 256 с.
- Свободная энциклопедия, раздел “справочные материалы по Основам безопасности жизнедеятельности”: http://ru.wikipedia.org (12.2014)