Цель урока: Формирование у обучающихся знаний о методах и правилах развития физических качеств человека
Задачи урока:
- Ознакомить учащихся с правилами развития физических качеств и обучить их творческому применению при решении практических задач, связанных с проведением самостоятельных занятий физической культурой.
- Сформировать умение самостоятельно планировать пути достижения цели с учетом полученных знаний, точно выполнять инструкции и правила; оценивать результат;
- Прививать навыки и умения, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья.
Ход урока
Учитель. Физическая подготовка, т.е. развитие физических качеств, положительно влияет не только на освоение двигательных действий, но и на укрепление здоровья человека. Объясняется это тем, что развитие физических качеств улучшает работу основных органов и систем организма. А хорошо развитый, хорошо работающий организм позволяет человеку легче переносить физические и умственные нагрузки, противостоять различным заболеваниям и травмам, быстрее приспосабливаться к неблагоприятным условиям.
Из материала прошлых уроков мы с вами знаем, чтобы стать физически гармонично развитым человеком, необходимо развивать все физические качества – силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость, координацию.
Развитие физических качеств происходит за счет физических нагрузок. Нагрузка в физической культуре и спорте понимается как воздействие физических упражнений на организм человека. Для того, чтобы ее охарактеризовать, давайте попробуем ответить на следующие вопросы:
Вопрос: Для чего, с какой целью выполняется физическая нагрузка?
Возможный вариант ответа: для того, чтобы быть сильными, гибкими, быстрыми...
Вопрос: Какой должен быть результат от выполнения физической нагрузки?
Возможный вариант ответа: человек становится физически развитым, тренированным...
Вопрос: На что воздействует физическая нагрузка?
Возможный вариант ответа: на мышцы и на системы человеческого организма...
Вопрос: Какой величины должна быть физическая нагрузка?
Вопрос: Каков метод выполнения физической нагрузки?
Учитель. Перед тем, как начать практические занятия по развитию физических качеств своего организма, мы сначала должны разобраться в определениях и запомнить правила.
Показ мультимедийной презентации "Правила развития физических качеств"
Слайд 1, 2
Учитель. Итак, величина нагрузки определяется с одной стороны количеством и качеством физических упражнений.
Например, вместо дистанции 100 метров можно пробежать 30 метров, или вместо гантели весом 1 кг выполнять упражнения с гантелей весом 2 килограмма.
А с другой – реакцией организма на выполнение упражнений (ЧСС, ЖЕЛ и т.д.).
Например, если выполнить 20 приседаний, можно почувствовать, как сердце начало биться учащенно.
Слайд 3
Интенсивность – это напряжение, которое испытывает организм при мышечной работе. Интенсивность определяется мощностью и сложностью выполняемых упражнений.
Объем – это величина мышечной работы, которую выполняет человек. Объем определяется количеством выполненных упражнений за определенный отрезок времени.
Учитель. Приведите примеры разной интенсивности и объема физической нагрузки.
Возможный вариант ответа: Ученик может выполнять отжимания от пола, или от скамейки...
Возможный вариант ответа: Ученик может выполнять отжимания от пола два раза по 10 отжиманий или три раза по 10 отжиманий.
Слайд 4
Учитель. Итак, познакомимся с правилами (см. слайд):
Слайд 5
В процессе физической подготовки происходит приспосабливание организма к физическим нагрузкам. Приспосабливаясь, организм регулирует работу своих органов и систем, повышает их в зависимости от дозирования выполняемых упражнений.
Если пробежать дистанцию 30 метров с разной скоростью, можно почувствовать, что организм отреагировал по-разному: чем скорость выше, тем чаще дыхание и сердцебиение.
Отвечая на физические нагрузки, организм запоминает возникающие реакции. Если нагрузки будут регулярными, то реакции закрепятся в памяти. Закрепление реакций организма приводит к развитию его органов и систем, а значит к развитию физических качеств.
Учитель. При планировании самостоятельных занятий физической подготовкой, необходимо учитывать следующие условия (на слайде).
Чем больше нагрузка на занятиях, тем больше времени потребуется организму для отдыха после них.
Если занятия проводятся в одно и то же время, организм настраивается на выполнение физических нагрузок и занятия будут иметь больший эффект.
После приема пищи происходит отток крови к пищеварительной системе.
Слайд 6
Учитель. В нашем классе ученики имеют разную физическую подготовленность. Но у каждого из вас есть свои предельные нагрузки, которые вы можете выполнить. Выявление предельной нагрузки – важное условие правильного дозирования физических упражнений.
Если ученик может подтягиваться 6 раз, а 7 раз не может, то 6 подтягиваний – это предельная нагрузка. Для развития физического качества силы ему можно использовать доступную нагрузку 4-5 подтягиваний.
Предельную нагрузку можно определить по нескольким показателям (см.слайд):
При дозировании физических нагрузок необходимо учитывать свои индивидуальные возможности. Они рассчитываются по формуле:
И.Н.= (В.Н./П.Н.) х 100%,
где И.Н. – интенсивность нагрузки; В.Н. – выполняемая нагрузка; П.Н. – предельная нагрузка.
Рассмотрим на примере, как осуществляется расчет показателей интенсивности нагрузки:
Задача из учебника, стр. 28. Итак, максимальное количество отжиманий, которое может непрерывно выполнить в спокойном темпе школьник – 12 раз. Для развития силы на занятиях физической подготовкой он выбрал 8 отжиманий. Подставляем в формулу значения:
И.Н.= (8/12) х 100% = 0,667 х 100% = 66,7 %
Затем с помощью таблицы выясняем, к какому уровню интенсивности относится данная нагрузка. Согласно таблице, 8 непрерывных отжиманий будут обеспечивать ученику нагрузку большой интенсивности (слайд 7).
Сравним этот показатель интенсивности с режимами нагрузок (слайд 8). Получается, что нагрузка ученика, выбранная с учетом индивидуальных возможностей, оказывает развивающее воздействие на его организм и на физическое качество силы.
Учитель. А теперь мы с вами немного отдохнем – проведем комплекс физкультурной минутки (Приложение 1).
Слайд 7
Учитель. С помощью формул и таблиц, решите задачу № 1 и задачу № 2 в тетрадях.
Время выполнения – 5 минут.
Способы решения:
Задача № 1: И.Н. = (4/6) х 100% = 0,667 х 100% = 66,7 % - большая интенсивность нагрузки
Задача № 2:
И.Н. = (В.Н./П.Н.) х 100%, подставляем значения в формулу:
75 % = (В.Н./12) х 100%
75% : 100% = В.Н. / 12
0,75 = В.Н./12
В.Н. = 0,75 х 12
В.Н. = 9
Ответ: выполняемая нагрузка должна быть равна 9 отжиманиям за 30 секунд.
Слайд 8
Учитель. Интенсивность нагрузки по своему значению соответствует режиму нагрузки: оздоровительному, поддерживающему, развивающему, тренирующему.
Время решения задачи – 2-3 минуты.
Учитель. С помощью формул и таблиц, решите задачу № 3 в тетрадях.
95% = (В.Н./20) х 100%, подставляем значения в формулу:
95 % = (В.Н./20) х 100%
95% : 100% = В.Н. / 20
0,95 = В.Н./20
В.Н. = 0,95 х 20
В.Н. = 19
Ответ: 19 отжиманий должен выполнять ученик, чтобы достичь тренирующего режима.
Учитель. С помощью показателя интенсивности нагрузки можно рассчитать время, необходимое для выполнения 8 отжиманий для подхода. Для этого надо воспользоваться показателем предельного времени выполнения максимального количества отжиманий (12), который составляет, например, 1,5 минуты (90 сек).
Зная интенсивность его нагрузки для развивающего режима (66,7%), можно рассчитать количество времени по формуле:
T = (П.В./И.Н.) : 100%, где
T - время выполнения упражнения; П.В. – предельное время выполнения максимального количества раз;
И.Н. – интенсивность нагрузки;
(90/66,7%) : 100 % = 60 сек.
Таким образом, для развития силы ученику в одном подходе необходимо выполнять 8 отжиманий за 1 минуту. Во время занятий количество подходов и время отдыха между ними ученик должен регулировать самостоятельно по самочувствию и показателям пульса.
Слайд 9
Учитель. Как уже мы знаем, человек приспосабливается к физическим нагрузкам, которые длительно воздействуют на его организм (они становятся привычными и легко выполнимыми). Физические нагрузки, теперь обеспечивают сохранение достигнутого уровня и не приводят к развитию. Что же делать, чтобы развитие не прерывалось?
Один из способов заключается в том, что физическая нагрузка увеличивается не от занятия к занятию, а через серию в 5-6 занятий. Во время этих занятий буде происходить привыкание к нагрузке, и организм будет ее относительно легко переносить.
Чтобы нагрузка возрастала, упражнения дозируют несколькими способами, например:
1. Вместо 8 отжиманий делают 12;
2. Вместо 5 минут отдыха между забегами отдыхают 3 минуты;
3. Вместо 10 отжиманий за 1 минуту выполняют 14 отжиманий;
4. Приседания выполняют, взяв в руки гантели;
5. Вместо 3 кругов бега по стадиону выполняют 5 беговых кругов;
6. Вместо отжиманий от скамейки выполняют отжимания от пола.
При использовании ступенчатой нагрузки необходимы наблюдение и самоконтроль. Так, если нагрузка не приводит к значительному утомлению, ее нужно увеличить. Если после увеличения нагрузки организм переутомляется, значит, нагрузка выбрана неправильно и ее необходимо снизить.
Комплекс физкультминутки общего воздействия (Приложение 2).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
- Какие правила развития физических качеств вы знаете?
- Почему длительное выполнение упражнений с одной и той же нагрузкой перестает обеспечивать развитие физических качеств?
- Для чего выявляется предельная нагрузка? По каким способам ее определяют?
- Охарактеризуйте степени утомления во время занятий физическими упражнениями.
Учитель. Домашнее задание к следующему уроку запишите в тетрадях.
- Глава 2 учебника А.П. Матвеева “Физическая культура;
- Определить предельную нагрузку за 30 секунд в 3 упражнениях;
- Рассчитать по формуле интенсивность для развивающего режима нагрузки.