Пояснительная записка
Данная диагностика адресована логопедам, психологам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов.
Диагностика составлена для работы с детьми 6-7 лет и учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Обследование является первичным и осуществляется с письменного согласия родителей или лиц их заменяющих.
Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога является: создание модели взаимодействия в процессе диагностической и коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. Психолог и логопед работают в сфере своей компетенции, но обобщение результатов дает тот объем сведений, который позволяет оценить отклонения в состоянии ребенка, выстроить иерархию выявленных нарушений в когнитивной, речевой, личностной сфере, сделать общее заключение и определить направления, пути и методы психолого-логопедической помощи. По итогам диагностического обследования специалистами планируются коррекционно-развивающие занятия в рамках рабочих программ.
Преимущества комплексной диагностики по сравнению с отдельными консультациями специалистов:
- методики подобраны таким образом, чтобы дать максимум полезной информации. Они дополняют друг друга и не содержат повторяющихся элементов;
- во время проведения обследования одним специалистом второй наблюдает за процессом и отмечает особенности выполнения ребёнком заданий (скорость, реакции на критику, принятие помощи, доступность контакту и т. п.).
Все это дополняет результаты диагностики и позволяет представить наиболее полную картину.
Перед началом обследования педагог-психолог и учитель-логопед выступают на собрании родителей будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, а так же, возрастной психологии. В ходе собрания родителям предлагается анкета, направленная на выявление особенностей семейного воспитания и степени готовности родителей к участию в диагностическом и коррекционном процессе Приложение № 1.doc
По окончании собрания родителям выдаются памятки.
Цель диагностики: выявление уровня готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Задачи:
- создание эффективной системы взаимодействия в работе специалистов (психолог/логопед) для синхронной диагностики и коррекции познавательного, речевого и личностного развития детей, позволяющих им успешно освоиться с ролью ученика;
- содействие развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
- создание перечня рекомендаций для родителей по результатам обследования.
Ожидаемые результаты
- Личностные: выявление уровня развития эмоционально-волевой и познавательной сфер, психических функций, коммуникативных навыков, умений соблюдать инструкцию.
- Метапредметные: выявление уровня развития умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- Предметные: диагностика уровня школьной зрелости и оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
Содержание диагностики
Используемые методики и упражнения | Цели | Форма проведения |
1. Методика “Лесенка”. 2. Сказка “Школа для животных”. 3.Упражнения по развитию языкового анализа на уровне слова и предложения. |
Выявление: - личностных УУД; - мотивации к обучению; - умение определять количество слогов в слове и слов в предложении. |
Групповая (8 - 10 детей) Психолог Логопед |
1. Тест школьной зрелости Керна-Йирасика
(“Рисунок человека”, копирование фразы,
срисовывание точек). 2. Упражнения по развитию языкового анализа на уровне слова. |
- Определение уровня школьной зрелости; - выявление уровня развития мелкой моторики; - умение определять место звука в слове; - умение определять количество звуков в слове; |
Подгрупповая (3 - 5 детей) Психолог Логопед |
1. Степень психосоциальной зрелости
(кругозор) тестовая беседа, С. А. Банков. 2. “Четвёртый лишний”. 3. Тестовая методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой. |
- Выявление уровня психосоциальной
зрелости. - Выявление способностей детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения. - Выявление особенностей речевого развития у дошкольников. |
Индивидуальная Проводят одновременно оба специалиста. Презентация.ppt |
Логопедическое обследование в группе (Приложение № 4)
Исследование навыков языкового анализа на уровне слова и предложения.
Инструкция 1: Определи, сколько частей в слове, и нарисуй линии под картинкой.
Образец: ____ , ____ ____ , ____ ____ ____
Одно слово разбирается коллективно, а по карточкам работают самостоятельно.
Инструкция 2: Определите количество слов в предложении, и нарисуй линии под картинкой.
Дружные дети слепили снеговика. Ваня лепил снеговика.
Образец: ____ ____ ____ .
Логопедическое обследование в подгруппе. Приложение №4.doc
Исследование навыков языкового анализа на уровне слова.
Инструкция 1: Определите место звука [К] и закрасьте, синим карандашом прямоугольник (начало, середина, конец слова). Одно слово разбирается коллективно, а по карточкам работают самостоятельно.
Инструкция 2: Определите место звука [А] и закрасьте красным карандашом прямоугольник (начало, середина, конец слова).
Одно слово разбирается коллективно, а по карточкам работают самостоятельно.
Инструкция 3: Нарисуйте простым карандашом столько кружков, сколько звуков в названиях картинок.
Одно слово разбирается коллективно, а по карточкам работают самостоятельно.
Индивидуальное логопедическое обследование.
Тестовая методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой. В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988г.) и Е.В. Мальцевой (1991г.).
Методика включает четыре серии.
Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий:
Проверка фонематического восприятия;
Исследования состояния артикуляционной моторики (Слайд № 4).
Исследование звукопроизношения (Слайд № 5 - 14).
Проверка сформированности звуко - слоговой структуры слова (Слайд № 15).
Серия 2 – Исследование словаря и навыков словообразования (Слайд № 16 – 19).
Серия 3 – Исследование грамматического строя речи (Слайд № 20 – 21).
Серия 4 – Исследование связной речи (Слайд 22).
Исследование связной речи.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик” (пять картинок) или по другой серии из 4-5 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
ГОРОШИНЫ
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Результаты исследования трёх занятий фиксируются в протоколе обследования Приложение № 5.doc Индивидуальное обследование проводится с использованием презентации Power Point. В презентации присутствует скрытый файл с таблицей для заполнения результатов обследования устной речи.
Психологическое обследование в группе.
1. Исследование мотивации к обучению. Сказка “Школа для животных”.
Проводится в групповой форме. У каждого ребенка на столе протокол обследования № 1, набор цветных карандашей (синий, коричневый, жёлтый, розовый, черный). Приложение № 6.doc
Инструкция 1: Сейчас я прочту вам сказку, слушайте внимательно.
По окончании прослушивания, ребята должны определить, на какого животного они больше похожи. Приложение № 7.doc
Инструкция 2: Выберите, кто вам больше симпатичен из этих учеников. Каждый ученик имеет свой цвет: лошадка – синий, медвежонок – коричневый, белочка – желтый, котенок – розовый, зайчик – черный.
А теперь возьмите карандаш того цвета, который соответствует выбранному вами герою на листочке и закрасьте кружок в нижнем левом углу листа.
2. Исследование самооценки. Методика “Лесенка”.
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. На классной доске нарисована лесенка.
Инструкция: Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок”.
Затем повторить инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего: ступенька 1 – завышенная самооценка. Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность. Ступенька 4 – заниженная самооценка Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка.
Психологическое обследование в подгруппе.
1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика.
Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
Тест состоит из 4-х частей:
1. Тест “Рисунок человека”
2. Копирование фразы из письменных букв.
3. Срисовывание точек.
4. Опросник.
Опросник мы предлагаем внести в индивидуальное обследование.
1. Тест “Рисунок человека”.
Инструкция: Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь.
Во время рисования недопустимо поправлять ребенка “Ты забыл нарисовать уши”, взрослый, молча, наблюдает.
2. Копирование фразы из письменных букв.
Инструкция: Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь.
На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная:
Он ел суп
3. Срисовывание точек.
Инструкция: Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать такие же рядом.
В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.
Индивидуальное психологическое обследование.
1. Степень психосоциальной зрелости (кругозор) тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым.
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
1. Назови свою фамилию, имя и отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
8. Что бывает раньше – обед или ужин?
9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10. Кем работает твой папа, твоя мама?
11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
15. Что делает почтальон, врач, учитель?
16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
17. Ты хочешь пойти в школу?
18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Каких животных ты знаешь?
20. Каких птиц ты знаешь?
21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
2. “Четвёртый лишний” (Дидактические карточки). Презентация.ppt
Цель: выявление способностей детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, уровень развития категориального мышления, способность речевого обобщения выделенных признаков.
Инструкция: Посмотри на картинку. На ней четыре предмета. Три из них сходны между собой. Их можно назвать, одним словом. Четвертый предмет к ним не подходит. Назови (покажи) неподходящий предмет.
Ребенку предлагается 4 карточки. Если выбор сделан правильно, попросить ребенка обосновать свой выбор. Если ребенок неверно обосновал свой выбор, то ему предлагается дополнительная карточка.
Результаты исследования трёх занятий фиксируются в сводном протоколе. Приложение № 8.doc Индивидуальное обследование проводится с использованием презентации PowerPoint.
Литература
- Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов – М.; АРКТИ, 2002.- 136 с.
- В.И.Екимова, А.Г.Демидова.- Всё идет нормально? Комплект диагностических методик для комплексного обследования младших школьников. – 2-е изд., исп. и доп. – М.:АРКТИ,2009. – 88 с. (Школьное образование).
- В.Л.Шарохина. – Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2008. – 48 с. (Психологическая служба)