ЦЕЛЬ: четкое различение звуков Д, Т на слух и в произношении
ЗАДАЧИ: развивающие, закрепляющие, воспитательные
- учить правильно различать на слух и произносить звуки Д, Т в слогах, словах, предложениях
- закрепить умение работать с деформированным предложением
- развивать фонематический слух
- закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных звуков в середине слова.
- воспитать желание правильно говорить
ОБОРУДОВАНИЕ: Демонстрационный материал (перечислен по ходу занятия), зеркала, пеналы по грамоте, мольберт, игра “Машины”, художественное слово.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент.
Логопед: “Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в волшебную страну, Страну Правильной Речи, в город красивых слов. Вот эта страна. (Появляются картинки замков с колокольчиком и варежкой) Как вы думаете, кто живет в этой стране? – ответы детей: живут звуки и буквы.
Логопед: “Вспомним правило: чем отличаются звук от буквы?” - Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, читаем и пишем.
Логопед: “Чтобы узнать какие звуки нас сегодня пригласили в гости нужно назвать слова со звуком Т, Д.”
Логопед просит каждого ребенка назвать слова с определенным звуком – Т, Д.
Сегодня мы с вами будем различать звуки Т, Д.
Игра “Посмотри в зеркало” - уточнение произнесения звуков Т, Д.
Какие звуки называются согласными? – при произнесении согласных звуков на пути воздушной струи образуется преграда. Чем образуется преграда? – по звукам Т, Д (посмотрите в зеркало) – верхние зубы.
В чем различие звуков Т и Д? – они согласные, звук Т – глухой, звук Д – звонкий.
Какой карточкой обозначается глухой звук Т – варежкой; какой карточкой обозначается звонкий звук Д – колокольчиком
Произнесение звуков Д, Т. Дети делятся на две команды. 1 – произносит звук Д; 2 – произносит звук Т. Во время этой игры логопед дает установку на четкое, утрированное произнесение звука.
Дифференциация звуков на слух. Игра: “Подними карточку”.
Логопед раздает детям карточки, обозначающие глухие и звонкие звуки.
Сейчас я буду произносить звуки Д и Т, а вы будете поднимать соответствующую карточку.
Подними карточку – варежку когда услышишь звук Т.
Какую карточку нужно поднять?
Какой звук обозначает эта карточка?
Назовите еще раз этот звук – звук Т
Подними карточку – колокольчик когда услышишь звук Д.
Какую карточку нужно поднять?
Какой звук обозначает эта карточка?
Назовите еще раз этот звук – звук Д
звуки Д – Т – Т – Д – Т – Д – Д – Т
слоги ТА – ДА – ТО – ДУ – ДА – ТА
слова ТАК – ДОМ – ТОМ – ДАЧА – ПАКЕТ – БУКЕТ
Игра “Подружи звуки”
Звукам Т, Д скучно одним. Они решили найти себе друзей – гласные звуки.
Назовите гласные звуки – дети называют
Давайте подружим звуки Т, Д с гласными звуками.
Звук Т подружился со звуком А. Какой получился слог? – получился слог ТА
Звук Д подружился со звуком А. Какой получился слог? – получился слог ДА
Положите руки перед собой, голову положили на руки. До кого дотронусь “проснется” и произнесет за мной. Кто правильно подружит звуки – выходит на ковер.
ТА ДА ТУ ДУ ДЭ ТЭ
ТО ДО ТЫ ДЫ
Познакомились слоги ТА – ДА; ТО – ДО; ТУ – ДУ; ТЫ – ДЫ; ТЭ – ДЭ. Потом решили поговорить друг с другом. Представим, как они говорили?
Сначала грустно: ТА – ТА – ТА! ДА – ДА – ДА!
Потом удивленно: ТО – ТО – ТО! ДО – ДО – ДО!
И … весело: ТУ – ТУ – ТУ! ДУ – ДУ – ДУ!
Отобрать картинки на звук Т, на звук Д. Чтобы попасть в волшебную страну знаний нужно туда ехать … на машине - Игра “Машины”. У меня на столе лежат картинки. Возьмите по 1 картинке, определите, какой звук прячется на картинке – звук Д или звук Т. На ковре стоят детские стульчики – гаражи для глухих и звонких звуков.
Игра с мячом “Один – много” картинки те же. Логопед бросает мяч каждому ребенку и называет один предмет, а ребенок много.
Физкультминутка – движение под стихотворение.
Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Влево шаг – вправо шаг,
Шаг вперед и шаг – назад.
Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем.
Шаг немножко замедляем, постепенно ускоряем:
Сейчас быстро пойдем, затем медленно идем.
Руки вверх мы поднимаем,
Потом вниз их опускаем.
Мы шагаем, мы шагаем,
И все звуки Д, Т мы повторяем.
Сели за столы, руки перед собой
Вспомнили какие слова со звуком Т, какие слова со звуком Д. Положили перед собой пеналы по грамоте. Выбираются капитаны команд. Капитаны команд выбрали у меня на столе по 1 картинке – со звуком – Т и со звуком Д.
Каждая из команд делает звуко-буквенную схему слов.
Звук Т – тыква
Звук Д – дымка
Работа с деформированным предложением по звукам Д, Т – дети делятся на 2 команды. 1 – со звуком Д; 2 – со звуком Т. Капитаны команд выходят к доске. У меня на столе лежат конверты с заданиями. 1 – деформированные предложения со звуком Т. 2 – деформированные предложения со звуком Д.
Звук Д.
- Ветер, дует, на, двор, холодный.
- Даня, Дуня, играют, двор.
- Дуня, дорога, идет.
Звук Т.
- Таня, кататься, каток.
- Танец, Тоня, Толя, танцевать.
- Ната, Никита, покупать, конфеты.
Итог занятия. Мы побывали сегодня в сказочной стране – Стране Знаний.
Какие звуки нас сегодня приглашали в гости? – Звуки Т и Д.
- Какой звук Т? – Звук Т – согласный, глухой, твердый.
- Какой звук Д? - Звук Д – согласный, звонкий, твердый.
- Какие слова запомнили со звуком Т?
- Какие слова запомнили со звуком Д?
- Придумать свои слова со звуком Т.
- Придумать свои слова со звуком Д.
- Понравилось вам в этой волшебной стране? – Да.
Все хорошее когда-то заканчивается и нам пора возвращаться в свой детский сад, в свою группу. Мы обязательно еще сюда вернемся.