Проект урока исследовательского жанра по технологии развивающего обучения на тему «Отечественная война 1812 года» (2 часа)

Разделы: История и обществознание


Образовательная цель – Сформировать у учащихся представление о ходе Отечественной войны 1812 г. через создание исторической карты по данному событию.

Развивающая цель - Развивать навыки работы с дополнительной литературой, с картой, уметь анализировать, сопоставлять исторические факты.

Воспитательная цель – Воспитывать уважение к истории страны, чувство гордости, патриотизма к Родине на примере подвига русского народа.

Используемая технология – технология развивающего обучения.

Форма работы – групповая.

Оборудование: ММК (проектор - 1 шт., экран, компьютер - 1 шт.), рабочие листы ученика с проверочным заданием, контурные карты, текст источника по войне.

Используемый медиа-ресурс: Microsoft Word , PowerPoint.

Ход урока

1. Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

Учитель: На прошлом уроке мы оценили успешность внешней политики Александра I до 1812 года. По каким направлениям были выполнены задачи, а по каким остались проблемы? Показать на карте страны, с которыми Россия соперничала и территории, присоединенные в ходе данных конфликтов.

Ученики: Выделяют два направления – восточное, в ходе которого позиции в Закавказье, на Черном море и Балканах реализовались и были присоединены Северный Азербайджан и Бессарабия; западное – неудачное из-за постоянных конфликтов с Францией.

Учитель: Почему Россия соперничала с Францией, и каким образом можно было решить конфликт? Предлагаю выполнить проверочную работу (приложение №1).

Ученики после выполнения работы могут предложить следующие версии:

- Выполнить условия Тельзитского мира и не нарушать континентальную блокаду с Англией;

- Воевать с Францией.

- договориться с Наполеоном на взаимовыгодных условиях (могут быть другие ответы).

Учитель: Какую версию можно считать более реальной на тот момент?

Ученики аргументируют: Континентальная блокада с Англией нам была не выгодна экономически, договориться с Наполеоном было невозможно, поэтому надо было думать о войне, но это опасно для страны, так как Франция была очень сильным соперником.

Учитель: Но все же... В имении графа Беннигсена, недалеко от Вильно, 11 июля 1812 года состоялся бал, на котором присутствовал император Александр I. Интересно, что перед самым началом бала императору передали срочную депешу. Бегло ознакомившись с ее содержанием, Александр I произнес: "Я этого ожидал, но все-таки бал состоится". В депеше было написано, что Наполеон начал переправу своих войск через реку Неман. Война началась.

2. Постановка учебной задачи.

Учитель: Готовясь к войне с Россией, Наполеон собрал под свои знамена армии многих европейских государств и почти вся Европа работала на победу Франции. Эта была война более развитого в хозяйственном и военном отношении государства против менее развитого. Но победила Россия. Почему Россия победила в войне с Францией?

Чтобы решить учебную задачу необходимо разобраться в данном событии.

Сегодня на уроке вы будете находиться в роли ученых. Вашей целью станет создание исторической карты данной войны. Чем вы будете пользоваться для выполнения задания?

Ученики: могут предлагать учебник (нельзя, так как там предлагается готовый материал), посмотреть презентацию, интернет, фильм, источники.

Учитель: поддерживается идея об источниках. Можно взять информацию из энциклопедий или хрестоматий. (Главная задача учителя состоит в подборе небольшого по объему текста и распечатать ее на группы).

Чем отличается историческая карта от других видов?

Ученики: Условными обозначениями: места сражений – кресты, походы – стрелки, границы государств - пунктиры и т.д.

Учитель: итак, создавать историческую карту войны вы будете, используя контурную карту (приложение №2), текст источника (приложение №3) и можно обращаться к обычной географической карте.

Класс делится на группы, лучше по 4 человека.

3. Изучение нового материала. Перед началом работы можно включить презентацию, но только первые слайды, в которых показана расстановка сил с обеих сторон. Работа с источником, (на работу отводится около 20-30 минут).

4. Обсуждение результатов работы учащихся. Каждая группа представляет свою карту. Карты, конечно, могут отличаться, но для учителя это важно, так как в ходе обсуждения (можно использовать учебную презентацию для более четкого представления об Отечественной войне 1812 г. – приложение №4), ребята приходят к истине, а в конце беседы учитель предлагает посмотреть на карту, которую сделали ученые - историки. Учитель может скачать историческую карту в Интернете, предложить ребятам карту в атласе или продемонстрировать настенную карту. Ребята начинают сравнивать, оценивать и выделяют группу-лидера.

5. Рефлексия способов работы групп, создание алгоритма работы с картой, источником. Очень важная часть урока, т.к. развиваются коммуникационные компетенции у учеников и формируется глубокий анализ действий группы и своих действий в ней. Каждая группа предлагает свой алгоритм моделирования, но в конце составляется универсальный способ. Обычно на данный этап урока затрачивается 20 минут и более.

На следующем уроке возможен выход на решение учебной задачи.

6. Домашнее задание. Предлагается ученикам продолжить исследование – возможен ли был другой ход войны и при каких условиях? Создать карту с альтернативным ходом войны с обоснованием основных сражений.