Рекурсивные подпрограммы

Разделы: Информатика


Класс 11
№ урока, тема 68, Рекурсивные подпрограммы.
Базовый учебник Семакин И.Г., Хеннер Е.К.., Шестакова Л.В.. Информатика. Углубленный уровень. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Тип урока Урок открытия новых знаний, практическая работа.
Цели урока  
Предметные: Познакомить учащихся с рекурсивными алгоритмами, фракталами, приёмами написания рекурсивных алгоритмов, использование фракталов в качестве изображения.
Личностные: Организовать работу в группе для установления общения, совместного обсуждения и принятия решения, взаимного уважения.
Метапредметные: Построить работу на уроке так, чтобы у учащихся была возможность высказывать свою точку зрения, формулировать поисковые вопросы, демонстрировать плоды своей работы в виде таблицы, аргументировать результаты самооценки, определять круг проблем.
Планируемые результаты  
Предметные: Учащиеся научатся использовать поисковые системы, формулировать поисковые запросы, находить информацию в сети интернет. Получат возможность сформулировать поисковый вопрос, из множества информации выбрать главное, сопоставлять результаты поиска в разных поисковых системах.
Личностные: Учащиеся научатся уважать мнение другого человека, устанавливать коммуникации, формировать общую позицию.
Метапредметные: Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию, обоснование своего выбора.
Воспитательный потенциал урока На уроке воспитываются такие качества, как ответственность, интерес к информатике, добросовестное отношения к труду, коллективизм и взаимовыручка, адекватная самооценка, толерантность, уважение к партнёру, самостоятельность в принятии решения, осознание процесса обучения.
Основные понятия Рекурсия, фракталы, процедура.
Формы работы учащихся фронтальные, индивидуальные и групповые
Необходимое техническое оборудование, ресурсное и программное обеспечение доска, компьютеры, среда разработки Pascal

Структура урока.

  1. организационный момент (2 мин)
  2. повторение ранее изученного материала, формирование темы и целей урока (4 мин)
  3. получение новых знаний, проверка понимания (8 мин)
  4. первичное закрепление новых знаний (9 мин)
  5. итоговое задание с самоанализом и самооценкой (10 мин)
  6. рефлексия, подведение итогов, оценка учителя (5 мин)
  7. домашнее задание. (2 мин)

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята. Посмотрите на слайд 1. Рассмотрим определение фрактала. Какие примеры структур, состоящих из частей подобных целому, вы можете привести

Повторение ранее изученного материала, формирование темы и целей урока

Учитель: Проверим домашнее задание (слайд 2-10)

  • Что такое геометрические фракталы?
  • С какими геометрическими фракталами вы познакомились при подготовке к данному уроку?
  • Что такое самоподобие?
  • Что такое алгебраические фракталы?
  • С какими алгебраическими фракталами вы познакомились при подготовке к данному уроку?
  • Где чаще всего вы можете встретить фракталы? (выслушать ответы учеников)

Учитель: попробуйте сформулировать тему урока.

Учащиеся называют и записывают тему урока “Фракталы. Рекурсивные алгоритмы”.

Учитель: С чего нужно начать, чтобы объект повторял сам себя? Составьте пример алгоритма.

Учащиеся составляют алгоритм на основании примера.

Учитель: Найдите алгоритмические модели алгебраических фракталов (слайд 11-19)

Подключиться к Интернету.

Найдите программу на паскале, что моделирует один из алгебраических фракталов.

Скомпилируйте программу на своей машине.

Учитель: Сформулируйте принципы работы рекурсивных алгоритмов.

 Получение новых знаний.

ЗАДАНИЕ № 1. Найдите информацию по теме “Применение фракталов”

Оцените свою работу. (да/нет/не очень) (слайд 20)

  • Мне была интересна тема задания.
  • Мне было легко искать нужную информацию.
  • Я быстро ориентируюсь в большом количестве информации.
  • Я умею выбирать главное.
  • Я быстро справился с заданием.

Отработка новых знаний. Работа в паре.

Учитель: А теперь мы разделимся на группы по 2 человека. Я предлагаю вам выполнить задание, где каждая группа должна воспользоваться поисковиками для нахождения информации, связанной с фракталами.

Учитель просматривает результаты работы каждой пары. Положительно мотивирует тех, кто выполнил работу.

Итоговое задание с самоанализом и самооценкой

И предлагает заполнить ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

Действие Хорошо владею Иногда допускаю ошибки Понимаю, когда объясняет учитель или одноклассник, сам справится не могу Не успеваю за темпом работы класса Так и не научился и не понял.
Составление алгоритма          
Формулирование рекурсии          
Построение графических объектов          
Самостоятельная работа  

 

       
Работа в паре          
  Выполню задание 1 уровня Выполню задание 2 уровня Постараюсь сделать самостоятельно Обращусь за сторонней помощью  
Справишься ли ты с домашним заданием?          

Рефлексия. Подведение итога. оценка учителя

В конце урока учитель подводит его итог, интересуется, всё ли было понятно и доступно на уроке, были ли посильными и интересными задания, было ли им комфортно работать в группе и индивидуально. Предлагает провести самооценку. Выслушивает несколько учеников. Высказывает своё мнение о работе учащихся, хвалит и критикует. Ставит отметки, оценивает работу учащихся.

Домашнее задание.

Учитель благодарит всех за активную работу, предлагает сформулировать свой графический объект и повторить его по определённому алгебраическому принципу в виде программы на языке Pascal.

Презентация.