Класс | 11 |
№ урока, тема | 68, Рекурсивные подпрограммы. |
Базовый учебник | Семакин И.Г., Хеннер Е.К.., Шестакова Л.В.. Информатика. Углубленный уровень. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний, практическая работа. |
Цели урока | |
Предметные: | Познакомить учащихся с рекурсивными алгоритмами, фракталами, приёмами написания рекурсивных алгоритмов, использование фракталов в качестве изображения. |
Личностные: | Организовать работу в группе для установления общения, совместного обсуждения и принятия решения, взаимного уважения. |
Метапредметные: | Построить работу на уроке так, чтобы у учащихся была возможность высказывать свою точку зрения, формулировать поисковые вопросы, демонстрировать плоды своей работы в виде таблицы, аргументировать результаты самооценки, определять круг проблем. |
Планируемые результаты | |
Предметные: | Учащиеся научатся использовать поисковые системы, формулировать поисковые запросы, находить информацию в сети интернет. Получат возможность сформулировать поисковый вопрос, из множества информации выбрать главное, сопоставлять результаты поиска в разных поисковых системах. |
Личностные: | Учащиеся научатся уважать мнение другого человека, устанавливать коммуникации, формировать общую позицию. |
Метапредметные: | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию, обоснование своего выбора. |
Воспитательный потенциал урока | На уроке воспитываются такие качества, как ответственность, интерес к информатике, добросовестное отношения к труду, коллективизм и взаимовыручка, адекватная самооценка, толерантность, уважение к партнёру, самостоятельность в принятии решения, осознание процесса обучения. |
Основные понятия | Рекурсия, фракталы, процедура. |
Формы работы учащихся | фронтальные, индивидуальные и групповые |
Необходимое техническое оборудование, ресурсное и программное обеспечение | доска, компьютеры, среда разработки Pascal |
Структура урока.
- организационный момент (2 мин)
- повторение ранее изученного материала, формирование темы и целей урока (4 мин)
- получение новых знаний, проверка понимания (8 мин)
- первичное закрепление новых знаний (9 мин)
- итоговое задание с самоанализом и самооценкой (10 мин)
- рефлексия, подведение итогов, оценка учителя (5 мин)
- домашнее задание. (2 мин)
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята. Посмотрите на слайд 1. Рассмотрим определение фрактала. Какие примеры структур, состоящих из частей подобных целому, вы можете привести
Повторение ранее изученного материала, формирование темы и целей урока
Учитель: Проверим домашнее задание (слайд 2-10)
- Что такое геометрические фракталы?
- С какими геометрическими фракталами вы познакомились при подготовке к данному уроку?
- Что такое самоподобие?
- Что такое алгебраические фракталы?
- С какими алгебраическими фракталами вы познакомились при подготовке к данному уроку?
- Где чаще всего вы можете встретить фракталы? (выслушать ответы учеников)
Учитель: попробуйте сформулировать тему урока.
Учащиеся называют и записывают тему урока “Фракталы. Рекурсивные алгоритмы”.
Учитель: С чего нужно начать, чтобы объект повторял сам себя? Составьте пример алгоритма.
Учащиеся составляют алгоритм на основании примера.
Учитель: Найдите алгоритмические модели алгебраических фракталов (слайд 11-19)
Подключиться к Интернету.
Найдите программу на паскале, что моделирует один из алгебраических фракталов.
Скомпилируйте программу на своей машине.
Учитель: Сформулируйте принципы работы рекурсивных алгоритмов.
Получение новых знаний.
ЗАДАНИЕ № 1. Найдите информацию по теме “Применение фракталов”
Оцените свою работу. (да/нет/не очень) (слайд 20)
- Мне была интересна тема задания.
- Мне было легко искать нужную информацию.
- Я быстро ориентируюсь в большом количестве информации.
- Я умею выбирать главное.
- Я быстро справился с заданием.
Отработка новых знаний. Работа в паре.
Учитель: А теперь мы разделимся на группы по 2 человека. Я предлагаю вам выполнить задание, где каждая группа должна воспользоваться поисковиками для нахождения информации, связанной с фракталами.
Учитель просматривает результаты работы каждой пары. Положительно мотивирует тех, кто выполнил работу.
Итоговое задание с самоанализом и самооценкой
И предлагает заполнить ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ
Действие | Хорошо владею | Иногда допускаю ошибки | Понимаю, когда объясняет учитель или одноклассник, сам справится не могу | Не успеваю за темпом работы класса | Так и не научился и не понял. |
Составление алгоритма | |||||
Формулирование рекурсии | |||||
Построение графических объектов | |||||
Самостоятельная работа |
|
||||
Работа в паре | |||||
Выполню задание 1 уровня | Выполню задание 2 уровня | Постараюсь сделать самостоятельно | Обращусь за сторонней помощью | ||
Справишься ли ты с домашним заданием? |
Рефлексия. Подведение итога. оценка учителя
В конце урока учитель подводит его итог, интересуется, всё ли было понятно и доступно на уроке, были ли посильными и интересными задания, было ли им комфортно работать в группе и индивидуально. Предлагает провести самооценку. Выслушивает несколько учеников. Высказывает своё мнение о работе учащихся, хвалит и критикует. Ставит отметки, оценивает работу учащихся.
Домашнее задание.
Учитель благодарит всех за активную работу, предлагает сформулировать свой графический объект и повторить его по определённому алгебраическому принципу в виде программы на языке Pascal.