Туризм – это самый демократичный вид отдыха, он не ставит никаких ограничений ни по физической подготовке, ни по возрасту. Не в возрасте дело. Главное – состояние души. “Не физическая сила двигает человека, - считал известный путешественник Карло Моури, - а его вера в собственные силы”.
Туризм способен удовлетворить самые разные стремления людей. Каждый в нём избирает для себя ту сложность, тот вид походов, которые более всего способствуют его устремлениям, интересами возможностям.
Туризм даёт также простор для реализации различных увлечений, наилучшие возможности для воспитания характера и для объединения людей по интересам.
Туризм – это общение с природой и друзьями, познание своей Родины, это постоянные открытия. И не только новых путей, уникальных природных явлений. Главное – это открытие человека. В походе лучше узнаёшь своих спутников и самого себя. В различных природных условиях вырабатываются стойкость, мужество, взаимовыручка и на деле проверяется, что стоит каждый.
Чтобы походы приносили пользу, удовольствие, заканчивались без травм, необходимо знать “азбуку” туризма – его основные правила, технические приёмы, походную этику. “Когда знаешь – не трудно, трудно – когда не знаешь” - гласит китайская поговорка.
Туризм занимает ведущее место в физическом воспитании детей дошкольного и школьного возрастов. Реализация воспитательных возможностей зависит от педагогов. Работа по туризму создаёт благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, преодолевать препятствия, ориентироваться на местности.
Туристская подготовка в ДОУ является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания детей; предусматривает теоретические и практические занятия по таким разделам как знакомство с топографией и ориентирование на местности, общефизическая подготовка, обеспечение безопасности при проведении туристских мероприятий.
Неотъемлемой частью общей подготовки туриста-дошкольника является краеведческая подготовка. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, историческом прошлом, знакомство с наиболее интересными объектами, уникальными природными комплексами, формированием у ребят умений и навыков в организации и проведении наблюдений с их последующей обработкой и анализом. Краеведческая подготовка и выполнение краеведческих наблюдений способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.
Идея создания этого проекта достаточно прозаична: территория нашего детского сада большая, и есть участки, которые никак не используются, там просто лес (фото 1,2: свободные уголки на территории детского сада). Вместе с тем, всё чаще стали появляться мысли о том, как сделать занятия физкультурой более интересными и увлекательными для детей.
Поиски таких форм работы привели к идее создания “Тропы здоровья” на участках нескольких групп в качестве эксперимента, чтобы, опробовав, понять необходимость и правильность такого решения и впоследствии использовать оставшуюся свободную территорию.
Пришлось обратиться к различным источникам литературы, что заставило немного пересмотреть свои планы и расширить их, а именно объединить использование “Тропы здоровья” с обучением детей ориентированию на местности, умению вести себя в природе. В результате появилась идея соединить всё это в единую систему воспитания и обучения детей. Так и появился “детский туризм”.
Изучая специальную литературу по этой теме, были определены наиболее важные тезисы, которые, на наш взгляд, очень чётко раскрывают основные задачи такой работы:
- туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из важных средств воспитания не только детей, но и взрослых;
- работа по туризму создаёт благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков;
- туристская подготовка учит преодолевать препятствия, ориентироваться на местности, дети лучше узнают друг друга.
Как и любая деятельность в педагогике, так и работа с детьми по туризму имеет свою ценность. В физкультуре на первом месте мы всегда ставим оздоровительную задачу, следовательно, ценность занятий туризмом в оздоровлении ребёнка можно сформулировать так:
- дети занимаются на свежем воздухе в любую погоду, что способствует закаливанию организма и улучшает здоровье. Организм ребёнка закаляется в естественных условиях. В результате происходит совершенствование всех физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, ориентировки в пространстве; основных видов движений – ходьбы, бега, ползания, лазания, прыжков, метания, упражнений в равновесии.
Кроме этого, такие занятия имеют и образовательную, в туризме познавательную, ценность:
- знакомство с малой родиной, особенностями ландшафта, животного и растительного мира, у них формируются обобщённые представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об её охране. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результат своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
Воспитательную ценность туристической деятельности можно сформулировать следующим образом:
- поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближнему, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценивать поступки свои и сверстников. Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приёмам работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность, ответственность, инициативность, бережное отношение к снаряжению и спортивному инвентарю. Физическая и морально-волевая подготовка помогает детям лучше адаптироваться к конкретным условиям. Общение с людьми разных возрастов способствует приобретению детьми коммуникативных навыков.
Таким образом, убедившись в правильности своего выбора и в масштабах предстоящей работы, было решено после обсуждения с администрацией определить две экспериментальные группы (2 младшая группа и старшая), сроки нашего эксперимента, после чего приступили к работе.
Была создана творческая группа в составе инструктора по физкультуре, воспитателей названных групп, которая на организационном этапе разработала цель проекта:
- объединение усилий детей, родителей и педагогов на пути к здоровому образу жизни;
- расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системы, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе;
- творческое взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателями групп, их воспитанниками и родителями.
Задачи проекта определены следующие:
- расширять адаптационные и функциональные возможности детей путём развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений, развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребёнка-будущего туриста; совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве [1,50];
- при тесном взаимодействии родителей дать им возможность принимать активное участие в прогулках-походах, наполнить этот вид деятельности новым содержанием, что позволит использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников;
- способствовать изучению педагогами положительного опыта семейного воспитания в укреплении здоровья детей и пропаганде его среди родителей воспитанников.
Была сформулирована актуальность нашей работы:
- в связи с тем, что в последнее время повышаются требования к физической подготовленности ребёнка-дошкольника и к его уровню психологической готовности к школе, необходимо использовать новые формы работы для осуществления всестороннего развития, позволяющих не только развивать физические показатели, но и затрагивающих и развитие умственных способностей и позволяющих корректировать некоторые проблемы семьи в совместной деятельности педагогов, их воспитанников и родителей.
Гипотеза нашей работы:
- применение средств туризма в основных формах организации физического воспитания дошкольников будет способствовать эффективному развитию и повышению уровня физических качеств и координационных способностей, благополучия взаимоотношений, усвоению знаний в области физической культуры и правил поведения на природе.
Возвращаясь к изученным материалам, можно увидеть, насколько обширны знания, умения и навыки, получаемые в ходе работы при подготовке туриста-дошкольника: это и теоретические знания, и формирование личностных качеств, дружеских отношений, и физическая подготовка (пешеходные и лыжные прогулки, развитие основных физических качеств), а также техническая и тактическая подготовка.
Формы работы с использованием средств туризма очень разнообразны. Можно проводить занятия не только в помещении, но и на улице (дидактические игры, конкурсные задания, прогулки-разведки, прогулки-поиски, игровые занятия, занятия-соревнования между туристическими группами и др.). Кроме этого, ситуации с использованием элементов туризма можно включать в режимные моменты в течение всего дня (подвижные игры с использованием природных и социальных объектов). Как итог можно использовать и формы активного отдыха: развлечения и праздники с использованием туризма, день здоровья.
В начале нашей работы над проектом были проведены родительские собрания в выбранных группах, в ходе которых родители получили необходимую информацию о предстоящей работе, а мы – их согласие на проведение такой деятельности с их детьми и оказание инициативной группе посильной помощи.
Кроме этого, на подготовительном (организационном) этапе был составлен план работы по внедрению наших идей:
- приглашение специалиста из Дома детского и юношеского туризма и экскурсий “Ювента” для консультации по оборудованию “Тропы здоровья” на двух участках детского сада;
- оборудование данного объекта силами родителей этих групп (фото 3-5: туристические тропы на участках 2 мл. и старшей групп);
- планирование проведения занятий сначала в помещениях групп, а затем на улице один раз в неделю помимо основных занятий по физкультуре;
- подбор необходимой литературы, наглядного материала, загадок, пословиц и поговорок на туристическую тему;
- создание картотеки дидактических и подвижных игр туристического содержания;
- консультационный материал по теме для родителей.
Если говорить о работе конкретно на двух выбранных возрастных группах, необходимо подчеркнуть следующее: во 2-й младшей группе большое значение имеет формирование пространственных представлений у детей. В этом помогают дидактические игры, используемые в различных видах образовательной деятельности. В группе создана и постоянно пополняется картотека игр и физкультминуток по данной теме, подобраны стихи и песни. Дети с удовольствием ждут наших “туристических занятий”. В особый восторг привели детей занятия на улице, когда они впервые встали на лыжи (фото 6-8: маленькие туристята).
Воспитатели и родители старшей группы на предложение принять участие в этом проекте согласились сразу, решив, что это интересная исследовательская и познавательная деятельность для детей (фото 9-11: мы – туристы). Важной составляющей в этой работе стала возможность дополнительного развития детей, а также использование ещё и новой формы закаливания, прежде не используемой.
На данный момент мы находимся на продуктивном этапе, который предполагает совместную деятельность детей и взрослых по решению поставленных проблемы и задач проекта.
На практике можно убедиться, что знания, приобретаемые в работе над проектом “Детский туризм” тесно переплетаются со всеми образовательными областями.
Занятия на “Тропе здоровья” - это коллективная деятельность, позволяющая проявлять детям уважительное отношение к окружающим, отзывчивость, умение работать сообща. Ребята учатся заботиться о своих товарищах, оказывать им помощь и с благодарностью принимать помощь от других, доводить начатое дело до конца, быть терпеливым и настойчивым на пути к достижению цели. Очень важно, что у детей формируются представления о значимости здорового образа жизни как для самого ребёнка, так и для его семьи. К тому же такая совместная спортивная деятельность родителей и детей помогает сплотить семью: детям – гордиться своими родителями, а родителям лучше понимать своих детей.
Таким образом, дошкольный туризм, как средство двигательной деятельности в работе с дошкольниками, является эффективным средством создания сильной и здоровой личности, крепкой семьи, а следовательно, и сильного государства.
Список литературы.
- Т.П.Завьялова. Программа двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма “Туристята” (для подготовительной к школе группы). Дошкольное воспитание, - 2003, - №8, с.50-53