Непосредственно образовательной деятельность в подготовительной группе «Знакомство с Конвенцией о правах ребенка»

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей:: “Познание”, “Коммуникация”, “Музыка”, “Социализация”, “Чтение художественной литературы”,

Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.

Задачи:

  • Познакомить детей с Конвенции ООН о правах ребенка, дать знания о правах ребёнка на жизнь, на имя и фамилию, семью, медицинское обслуживание, образование, отдых и досуг.
  • Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
  • Формировать гражданско-патриотические чувства.
  • Обогатить словарь детей словами "конвенция", "право".
  • Научить понимать ценность своей личности.
  • Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций.

Предварительная работа:

  • Чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев.
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам.
  • Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.

Оборудование и материалы:

  • Международная Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Колобок, иллюстрации о правах ребенка, мяч, свидетельство о рождении.

Ход урока

Здравствуйте! Сегодня у нас необычный день. Стук в дверь. Прикатился колобок. Воспитатель демонстрирует колобка. Затем прислушивается к нему. (Плачет колобок ). “Дорогой колобок, я знаю, что ты очень хороший и добрый малыш, но тебя все обижают – хотят съесть. Ребята, а вы хотите помочь колобку ? (ответы детей) - тогда отправляемся на помощь.

А поможет нам в этом дружок – “Ветерок”.

Физкультминутка. (Включается спокойная музыка, и дети выполняют движения)

Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями дружил.
(ходят по кругу, плавно поднимая и опуская руки)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
(по очереди загибают пальцы)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер кинул на тропинку
(приседают, опуская руки на пол)
Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями дружил.
(ходят по кругу, плавно поднимая и опуская руки)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
(по очереди загибают пальцы)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер кружит над тропинкой.
(кружатся вокруг себя на одном месте)
К ночи ветер ветерок
Рядом с листьями прилег.
(приседают)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
(по очереди загибают пальцы)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Тихо дремлет над тропинкой.
(ложатся на пол, закрывают глаза)

Приземлились на полянку, а там посылка, открываем посылку, достаем “ Конвенцию о правах ребенка”

Воспитатель: Демонстрирует Конвенцию – это такая книга, которую написали взрослые, заботясь о детях умные и очень-очень добрые. В ней они записали ваши права. Права – это такие правила, и нужны для того, чтобы вам всегда жилось хорошо. Вот она эта книга:

Эта книга непростая,
Развернешь, как хороша
Где написано что можно,
Где написано нельзя.

Воспитатель устраивает колобка в центре. Чтобы нашего колобка больше никто не обижал, он тоже будет узнавать про свои права.

1.Главное право, которое имеет человек – это право на жизнь. Дети, а кто вам подарил жизнь? (ответ детей). Жизнь, подаренную мамой, никто не может у вас отнять. Вы рождены для того, чтобы быть здоровыми и счастливыми.

Вот и наш колобок имеет право на жизнь. Ребята, как вы думаете, какой из этих рисунков иллюстрирует это право. Правильно. Именно этот рисунок мы прикрепим рядом с колобком, показывая, что это право принадлежит всем, даже нашему колобку. Кто- либо из детей прикрепляет рисунок рядом с колобком.

Показать свидетельство о рождении. После рождения вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении, где указано ваше имя, фамилия, а также национальность. Вы не просто человечек, а гражданин своей республики, своего государства. Имя – это выражение нашей индивидуальности. Это наша история, наши предки, наши корни. В Конвенции записано, что каждый ребёнок имеет право на имя.

Слышите, наш колобок плачет. Воспитатель слушает, что говорит колобок. Он очень расстроен. У всех есть имена, а у него нет. Давайте придумаем ему имя. Он у нас из сказки, поэтому и имя у него должно быть сказочным. Дети выбирают имя, воспитатель записывает на листке и прикрепляет его рядом с колобком.

Колобку очень понравилось его имя –Дым-дымыч. Он будет гордиться своим именем, и любить его. У колобка есть ещё одна игра для вас. Называется она “Есть или нет”. Все встают в круг и берутся за руки. Воспитатель – в центре. Он объясняет задание: если согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат “ДА”, если не согласны, то опускают руки и кричат “НЕТ”.

Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у телёнка?
Есть ли клюв у поросёнка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нём ошибки?

Вы подрастаете, и ваше имя вырастает. Например, Таня – Татьяна. У каждого человека есть свое имя. Поэтому, обращаясь, друг к другу, нужно вежливо ласково, по имени. И, конечно же, недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку, обзывать – это нарушение его права на имя.

Дидактическая игра с мячом “ИМЕНА” (Алеша-Алексей, Илюша-Илья...)

Воспитатель читает пословицы:
Дружная семья гору сдвинет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В родной семье и каша гуще.

О чём эти пословицы? О семье. У вас у всех есть семьи. Дружная, любящая семья очень важна для каждого ребенка. Никто не может разлучить его с родителями. И у вас есть право на семью.

Дидактическая игра с мячом “Какая у тебя семья?”- (дружная, крепкая....) - воспитатель бросает мяч каждому ребенку, а он отвечает какая у него семья.

Ребята, откуда вы так много знаете? (ответы детей). Какие занятия проходят в детском саду? (ответы детей). Для чего человеку нужно учиться? (ответы детей). Скоро вы пойдёте в школу. После её окончания будете учиться будущей профессии.

В Конвенции записано, что каждый ребенок имеет право на бесплатное начальное и среднее образование.

Колобок наш тоже хочет учиться. Найдите картинку, показывающую на право, на образование и прикрепите рядом с колобком. Теперь он будет заниматься вместе с вами и станет умным, как вы.

Ребята, я сейчас буду произносить фразу, если вы с ней согласны, хлопните в ладоши, а если нет – молчите.

Игра “В школу ходят, чтобы...” 

-в школу ходят, чтоб учиться;
-в школу ходят, чтоб лениться;
-в школу ходят полежать;
-в школу ходят, чтоб читать;
-в школу ходят, чтоб стараться;
-в школу ходят, чтобы драться;
-в школу ходят покричать;
-в школу ходят, чтоб скучать;
-чтоб пятерки получать.

Ребята, вы знаете стихотворение К. Чуковского “Барабек”? Давайте расскажем его вместе.

Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу.
А потом и говорит:
“У меня живот болит!”

Почему у Робина заболел живот? Чем опасно переедание? Чтобы быть здоровым, надо правильно питаться. А как ещё нужно заботиться о своём здоровье? (умываться, делать зарядку, закаляться, вовремя ставить прививки).

Но, если вы вдруг заболеете, кто вам поможет? Правильно, доктор. Какого знаменитого сказочного доктора вы знаете? (Айболит). Вот какой у нас Айболит. Продемонстрировать картинку. Он символизирует право на медицинское обслуживание. Прикрепим его рядом с колобком, чтобы врач помог быть здоровым и, если колобок заболеет, то он вылечит его.

Право на медицинский уход означает, что каждый ребенок имеет право на бесплатное лечение, помощь врачей и прививки против разных болезней.

Закрываем мы глаза,  вот какие чудеса.(Закрывают оба глаза,)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.  (Продолжают стоять с закрытыми глазами.)
А теперь мы их откроем, через  речку мост построим.  (Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)
Нарисуем букву о, получается легко (Глазами рисуют букву о.)
Вверх поднимем, глянем вниз,  (Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)
Вправо, влево повернем,  (Глаза смотрят вправо-влево.)
Заниматься вновь начнем.

Ребята, а не пора ли нам отдохнуть? А вы знаете, что вы имеете право на отдых, на игру, давайте прикрепим картинку, и отдохнем.

Танец под музыку.

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? О каких правах вы сегодня узнали? (ответы). Мы еще раз встретимся с этой книгой, и она познакомит нас с другими правами.

Закончить мне хочется такими словами:

Права ребенка надо знать,
Не только знать и соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.