Цели:
- введение маленьких читателей в мир искусства, в мир художественной литературы,
- приучать детей непосредственно-эмоционально вслушиваться, сопереживать, “заряжаться” эмоциями.
Подготовка к мероприятии.
Задания для детей:
- Подумать, какие приметы осени самые главные для каждого участника и какое настроение они вызывают.
- Принести один красивый опавший лист.
- Хорошо читающим детям раздать тексты стихотворений для заучивания к празднику.
Оформление класса.
- Подготовить презентацию осенних фотографий и репродукций картин на тему “Осень”.
- Подобрать музыкальные отрывки.
- На классной доске нарисовать голую ветку дерева. На нее дети, выходящие читать стихи, будут вешать свои заготовленные листочки. (В конце урока все остальные участники мероприятия прикрепляют свои осенние листочки).
- Учительский стол украшен осенней икебаной или вазой с осенними листьями.
Вводная беседа.
Под музыку начинается презентация.
Учитель: - Сегодня у нас праздник “Осени”. Дома вы должны были подумать. Какие для вас главные приметы осени и какое настроение они у вас вызывают.
(Дети высказываются)
Учитель: - Вы назвали разные приметы осени. И интересно, что иногда одна и та же примета вызывает разное настроение. Например, осенние падающие листья вызывают у разных людей совершенно разные эмоции.
А у самих листьев может быть настроение? Они могут о чем-то думать что-то чувствовать?
Сейчас вы прослушаете стихотворение, где листья сами говорят о том, что они чувствуют. Написал это стихотворение Ф.И.Тютчев.
Листья.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.Мы ж, легкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!О, буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорее сорвите
С докучных ветвей!Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим.
Летите, летите!
Мы с вами летим!
Учитель: - С каким настроением улетают листья в этом стихотворении?
- А в каких строках ярче всего выражено это нетерпение?
(Стихотворение может быть выведено на экран и дети читают последнюю строфу).
- А теперь вашему вниманию представляем стихотворение А.Майкова.
- Какое настроение у его листьев?
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
“Все гибнет, всё гибнет! Ты чёрен да гол,
О лес наш родимый,
Конец твой пришёл”.
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под тёмной лазурью суровых небес.
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
Учитель: - Какое настроение у этих листьев? (Тревожное)
- Видите, явление природы одно- листопад, а настроение у листьев разное.
- А может ли одно и то же настроение быть вызвано разными вещами?
(Звучит музыка. Она создает светлое элегическое настроение).
- Теперь послушаем стихи, которые создают подобное настроение.
А.С.Пушкин “Унылая пора”.( Читает подготовленный ученик)
Учитель:- Какие основные приметы осени интересны автору? (Леса, ветер, первые морозы, увядание природы).
С.Есенин “Нивы сжаты, рощи голы...”
Учитель: - Создалось ли настроение сходное с музыкой? (Да)
- Какие приметы осени перечислил автор?
А.Твардовский “Меж редеющих верхушек показалась синева”.
Учитель:- Что можно сказать об этих стихах? (Настроение схожее)
- Каждый автор говорит о разных приметах осени, но все они вызывают одно настроение.
Значит, музыка и стихи могут вызывать сходное настроение.
- А картина может вызвать похожее настроение?
(На экране картина осени с минорным грустным настроением)
- Какое у вас создалось настроение?
- А сейчас прослушаем стихи Н.Некрасова, сходные по настроению с картиной.
“Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет
Глухо шепчет темный лес......”
А.Фет “Вот и летние дни убавляются”.
А.Плещеев “Скучная картина”.
О.Дриз “Сыро, хмуро за окном”
Учитель: - Вот и подошел к завершению наш праздник осени.
- Что нового вы узнали об этом времени года?
Дети: - Осень бывает разная, у нее много примет. Одна и та же примета вызывает разное настроение, и разные приметы могут вызвать одно и то же настроение.
Сходное настроение могут вызывать музыка и живопись.
Учитель: - У каждого человека своя осени: и по приметам, и по настроению.
- Дома нарисуйте картину “Моя осень”. А мы потом подумаем, какое настроение вы хотели передать.
- Теперь вы можете подойти к доске и украсить ветку своим листочком.
(Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”, и дети по очереди крепят листочки на доску. На фоне доски можно сделать фотографию класса) .