Моя осень. Праздник читательских удовольствий

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • введение маленьких читателей в мир искусства, в мир художественной литературы,
  • приучать детей непосредственно-эмоционально вслушиваться, сопереживать, “заряжаться” эмоциями.

Подготовка к мероприятии.

Задания для детей:

  1. Подумать, какие приметы осени самые главные для каждого участника и какое настроение они вызывают.
  2. Принести один красивый опавший лист.
  3. Хорошо читающим детям раздать тексты стихотворений для заучивания к празднику.

Оформление класса.

  1. Подготовить презентацию осенних фотографий и репродукций картин на тему “Осень”.
  2. Подобрать музыкальные отрывки.
  3. На классной доске нарисовать голую ветку дерева. На нее дети, выходящие читать стихи, будут вешать свои заготовленные листочки. (В конце урока все остальные участники мероприятия прикрепляют свои осенние листочки).
  4. Учительский стол украшен осенней икебаной или вазой с осенними листьями.

Вводная беседа.

Под музыку начинается презентация.

Учитель: - Сегодня у нас праздник “Осени”. Дома вы должны были подумать. Какие для вас главные приметы осени и какое настроение они у вас вызывают.

(Дети высказываются)

Учитель: - Вы назвали разные приметы осени. И интересно, что иногда одна и та же примета вызывает разное настроение. Например, осенние падающие листья вызывают у разных людей совершенно разные эмоции.

А у самих листьев может быть настроение? Они могут о чем-то думать что-то чувствовать?

Сейчас вы прослушаете стихотворение, где листья сами говорят о том, что они чувствуют. Написал это стихотворение Ф.И.Тютчев.

Листья.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.

Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.

Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.

Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О, буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорее сорвите
С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим.
Летите, летите!
Мы с вами летим!

Учитель: - С каким настроением улетают листья в этом стихотворении?

- А в каких строках ярче всего выражено это нетерпение?

(Стихотворение может быть выведено на экран и дети читают последнюю строфу).

- А теперь вашему вниманию представляем стихотворение А.Майкова.

- Какое настроение у его листьев?

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:
“Все гибнет, всё гибнет! Ты чёрен да гол,
О лес наш родимый,
Конец твой пришёл”.
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под тёмной лазурью суровых небес.
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

Учитель: - Какое настроение у этих листьев? (Тревожное)

- Видите, явление природы одно- листопад, а настроение у листьев разное.

- А может ли одно и то же настроение быть вызвано разными вещами?

(Звучит музыка. Она создает светлое элегическое настроение).

- Теперь послушаем стихи, которые создают подобное настроение.

А.С.Пушкин “Унылая пора”.( Читает подготовленный ученик)

Учитель:- Какие основные приметы осени интересны автору? (Леса, ветер, первые морозы, увядание природы).

С.Есенин “Нивы сжаты, рощи голы...”

Учитель: - Создалось ли настроение сходное с музыкой? (Да)

- Какие приметы осени перечислил автор?

А.Твардовский “Меж редеющих верхушек показалась синева”.

Учитель:- Что можно сказать об этих стихах? (Настроение схожее)

- Каждый автор говорит о разных приметах осени, но все они вызывают одно настроение.

Значит, музыка и стихи могут вызывать сходное настроение.

- А картина может вызвать похожее настроение?

(На экране картина осени с минорным грустным настроением)

- Какое у вас создалось настроение?

- А сейчас прослушаем стихи Н.Некрасова, сходные по настроению с картиной.

“Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет
Глухо шепчет темный лес......”

А.Фет “Вот и летние дни убавляются”.

А.Плещеев “Скучная картина”.

О.Дриз “Сыро, хмуро за окном”

Учитель: - Вот и подошел к завершению наш праздник осени.

- Что нового вы узнали об этом времени года?

Дети: - Осень бывает разная, у нее много примет. Одна и та же примета вызывает разное настроение, и разные приметы могут вызвать одно и то же настроение.

Сходное настроение могут вызывать музыка и живопись.

Учитель: - У каждого человека своя осени: и по приметам, и по настроению.

- Дома нарисуйте картину “Моя осень”. А мы потом подумаем, какое настроение вы хотели передать.

- Теперь вы можете подойти к доске и украсить ветку своим листочком.

(Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”, и дети по очереди крепят листочки на доску. На фоне доски можно сделать фотографию класса) .