ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней.
ЗАДАЧИ: Формирование экологической культуры и экологического сознания детей . Воспитывать добрые чувства ко всему живому.
МАТЕРИАЛ: Музыка воды, голосов птиц, шума леса, мелодия Д.Тухманова “Как прекрасен этот мир”, круги семи цветов, колокольчик, конверт с письмом, выпуски экологических газет.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение рассказов В. Бианки, сказок о природе, лесе “Жизнь животных в лесу”, “Какие месяцы в году” Т.А. Шорыгиной.
НАПРАВЛЕНИЯ:
“Познание развитие”
- Формирование представлений о том, что в природе всё взаимосвязано. Закрепление умения правильно вести себя в природе.
"Социально-коммуникативное развитие"-
- Развитие умения содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам и окружающим об интересных событиях.
- Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Формирование умения договариваться, помогать друг другу.
- Формирование основ экологической культуры. Продолжать знакомить детей с правилами поведения на природе.
- Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
"Речевое развитие" - Совершенствование художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений, диалогов.
"Художественно-эстетическое развитие"-
- Формирование умения эстетически оценивать окружающую среду, высказывать суждения, обосновывать своё мнение.
- Совершенствование умения придумывать движения, отражающие содержание музыки.
"Физическое развитие"
- Расширить представления детей о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: Игровой, словесный, наглядный, практический.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | П-И “Веснянка”, “Гори-гори ясно”, игровое упражнение “Капель”, пальчиковая гимнастика “Ласточка, ласточка” |
Игровая | Д/И “Четвёртый лишний”, “Придумай предложение”, “Когда это бывает?”, игровое упражнение “Что общего и чем отличаются?”,С/И “Репортаж о жителях леса”, экологические цепочки “Кем (чем) был, кем (чем) стал?”. |
Продуктивная | Аппликация из цветного песка, “Весна идёт, весне дорогу”, рисование знаков “Правила поведения в лесу”. Оформление экологической тропы, выпуск газеты “Прикоснись к природе сердцем”. |
Познавательно- исследовательская | Решение проблемных ситуаций “Как поступить?” Способы их разрешения. Эксперименты со снегом, сосульками “Что такое солнечная энергия?”. |
Коммуникативная | Беседы на тему “ Планета Земля в опасности”, “Кто живет в лесу?”. Путешествие по экологической тропе. |
Музыкально-художественная | Слушание музыки леса, журчания ручья, пение птиц в весеннем лесу, спокойной музыки, отрывков из музыкального альбома для детей П. И. Чайковского “Времена года”. |
Чтение (восприятие) | В. Бианки “Лесные домишки”, “Путешествие муравьишки”, “Жизнь животных в лесу”, “Какие месяцы в году?” Т. А. Шорыгиной. Заучивание стихов о весне, пословиц, поговорок, загадок |
Итоговое мероприятие | Экологический праздник “В царстве Царя Берендея”. |
Время проведения: 30 минут.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход занятия
Звучит песня “Как прекрасен этот мир”. Дети входят в зал, встают кругом.
ВОС-ЛЬ:
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также добрым улыбчивым лицам,
И всем, кто живёт на этой планете
Доброе утро скажем всем вместе.
Доброе утро маме и папе
Доброе утро останется с нами!
- Скажем всем дружно: - “Доброе утро!”
(Раздаётся звук колокольчика, воспитатель подходит к двери)
ВОС-ЛЬ:
- Ребята, а нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.
- Дорогие ребята, здравствуйте! Пишу вам письмо вновь.
Это я - Фея природы. Помните меня? Я вас тоже помню.
Вы были у меня в гостях осенью. А сейчас в нашем лесу наступила… Мне очень хочется, чтобы вы отгадали, что за время года пришло сейчас. Я приготовила для вас сюрпризы-задания. Если вы готовы, тогда слушайте и повторите те слова, которые говорили осенью.
- В королевство природы попасть легко,
не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг,
теперь в ладоши хлопнем так:
- Один хлопок, ещё хлопок
- и вот уж виден сена стог,
и вот уж поле колосится,
шумит, волнуется пшеница.
Над ней синеют небеса.
Откройте поскорей глаза. (Дети повторяют)
- В лесу у меня живёт ещё один помощник. Это царь Берендей. Он поможет в вашем путешествии, но вы должны постараться.
ВОС-ЛЬ:- Вот мы и снова с вами в королевстве Феи природы. Готовы к путешествию?
ДЕТИ: - ДА!
ВОС-ЛЬ: - Отправляемся в путь дорогу.
(Звучит музыка, дети друг за другом идут змейкой. Воспитатель находит КРАСНЫЙ круг. На обратной стороне – задание-загадка)
ВОС-ЛЬ:- Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, в лесу подснежник расцветёт. Что это?
ВОС-ЛЬ:- (Читает отрывок стихотворения А.С. Пушкина)
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Синее блещут небеса,
Ещё прозрачные леса как будто
Пухом зеленеют.
Так писал о весне великий русский поэт А.С. Пушкин. Ребята, а кто из вас знает стихи о весне?
(Дети читают стихи “март”, “подснежник”, “уж тает снег…”)
Под звуки музыки дети идут дальше по следам. Находят оранжевый круг с заданиями.
1. Какие весенние месяцы вы знаете?
2. Как в народе называют март, апрель, май?
3. Какой по счёту месяц апрель?
ВОС-ЛЬ:- Как красива наша планета Земля! Назовите пословицы о весне и месяце апреле.
Вода с гор потекла - весну принесла.
Апрель землю красит.
Апрельские ручьи всех будят.
Апрель всех напоит.
В апреле земля теплеет, воды разливаются, птички заливаются.
Раздаются звуки пения птиц, дети на носочках идут дальше, чтобы не спугнуть птиц, находят следующий круг - жёлтый. (конверты с заданиями: мальчикам - синий, девочкам - розовый)
Составление цепочек “кем (чем) был, кем (чем) стал”.
Звучит музыка шума воды, дети друг за другом идут, подходят и находят зелёный круг.
Раздаётся мелодия укр. нар. песни “Веснянка”.
Появляется ручеёк (ребёнок с голубой лентой в руках).
РУЧЕЁК:
Я журчу, журчу, журчу, гладко камешки точу.
Синей лентой разбегусь, в речку полную вольюсь.
Хороша моя водица, наклонись ко мне напиться.
Речка, травы шевеля, ручейком зовёт меня.
ВОС-ЛЬ: - Куда ты бежишь звонкий ручеёк?
РУЧЕЁК: - Я бегу в весенний лес. (убегает).
ВОС-ЛЬ: - Ребята, давайте мы с вами продолжим наше путешествие.
Весной в лесу много интересного.
(Под журчание ручья дети, взявшись за руки, змейкой двигаются и находят следующий круг голубого цвета. Под деревом сидит царь берендей.)
ВОС-ЛЬ: - Привёл нас ручеёк в лесную чащу. Ой, кто это?
БЕРЕНДЕЙ: Здравствуйте, ребята!
ВОС-ЛЬ: - Вы кто?
БЕРЕНБЕЙ:
Царь лесной я, Берендей, друг всех птиц и всех зверей.
В чаще я густой живу, к людям редко выхожу.
Этот лес я сторожу. За порядком я слежу.
Лес - наш дом, для всех открыт.
Коль с добром пришли в наш дом,
Чудеса найдёте в нём.
Я приготовил для вас шуточные задания. Поиграем? Я буду задавать вам вопросы, а вы мне - отвечать.
1.
Если я приду в лесок
и сорву ромашку? (нет)
2.
Если съем я пирожок
и выброшу бумажку? (нет)
3.
Если хлебушка кусок
на пеньке оставлю? (да)
4.
Если ветку подвяжу,
колышек подставлю? (да)
5.
Если разведу костёр,
а тушить не буду? (нет)
6.
Если мусор уберу,
банку закопаю? (да)
7.
Я люблю свою природу,
я ей помогаю. (да).
- Молодцы! Мне очень понравились ваши ответы
ВОС-ЛЬ: Знаешь, царь Берендей, мы пришли в весенний лес как гости и не будем нарушать лесную красоту и тишину.
Ребёнок:
Я на кусте у родника
Не тронул сети паука,
Я поглядел на муравьёв:
У них домище - будь здоров!
Я долго по лесу шагал и
Никого не напугал,
Нигде воды не замутил,
В лесу я только погостил.
ВОС-ЛЬ: Мы любители природы, юные экологи и хорошо знаем, как надо вести себя в лесу.
Дети берут картинки с правилами, поворачиваются к гостям и озвучивают их:
1 ребёнок: Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только чур не забывай, что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь; испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
2 ребёнок: Ветки дуба не ломай!
3 ребёнок: Никогда не забывай мусор с травки убирать.
4 ребёнок: Зря цветы не надо рвать.
5 ребёнок: Из рогатки не стрелять! Ты пришёл не убивать!
6 ребёнок: Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
7 ребёнок: Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить.
8 ребёнок: Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.
БЕРЕНДЕЙ: Ну, ребята, молодцы! Да вы просто удальцы!
Звучит весёлая музыка, дети поскоками отправляются дальше и находят синий круг.
Воспитатель читает загадку:
что выше леса, краше света, без огня горит.
Ребята, а давайте расскажем гостям для чего нужно нам солнце?
(дети отвечают).
Берендей: молодцы! А у меня есть для вас волшебная дудочка. Ну-ка, дудочка, играй, в хоровод всех созывай!
Физминутка “Веснянка”.
ВОС-ЛЬ: Спасибо, царь Берендей! А где же наш звонкий ручеёк?
РУЧЕЁК: Я здесь!
ВОС-ЛЬ: Веди нас ручеёк на самую красивую полянку. Мы шагаем на прогулку к ёлкам, соснам и берёзкам. По зелёным переулкам, по цветочным перекрёсткам. Мы идём к природе в гости через речку, через мостик. (Дети подходят к берегу реки).
Слышится шум. Идут деревья и спорят между собой.
Берендей: что за шум? Что за гам? Почему шумите и кричите в лесу?
Ёлка: я - лучшая!
Берёза: нет, я!
Рябина: не ты, ни она, а я!
Сосна: ха-ха-ха! Никто из вас! А я - самая главная!
Берендей: ну вот! Зиму дружно перезимовали, ждали весну, радовались солнцу и теплу. Вы что, заболели хвастовством?
Давайте послушаем их хвастливые речи и потом всё решим!
ЁЛКА-ЗЕЛЕНУШКА: Лучше меня, ели, не найдёте, я всю зиму зелёная. Вот где настоящая красота! И иголки свои я постепенно меняю, через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зелёная. На Новый год вокруг меня водят хороводы. И бумагу из меня делают, и искусственный шёлк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех!
СОСНА: Чтобы вы не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный, иголки длиннее, чем у ёлки. А строят из меня и дома и бани. А ещё иду я на строительство корабельных мачт. Я - самое главное дерево!
РЯБИНА: Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройнее и изящнее меня вы нигде не найдёте. И ещё когда осенью я облачаюсь в жёлтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так-то вот!
БЕРЁЗА: А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая берёза под моим окном…”? Как звучит! И ствол у меня белый, не то, что у вас. Почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А ещё из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я - королева!
БЕРЕНДЕЙ: Подождите, подождите! Не ссорьтесь! В моём лесу все деревья важные и все приносят пользу. Поэтому миритесь и больше никогда не ссорьтесь.
(Звучит музыка, дети берут за руки деревья и все вместе обходят речку и находят фиолетовый круг.)
ВОС-ЛЬ: Смотрите, какая красивая, чистая речка! Речка - это тоже наша планета Земля.
БЕРЕНДЕЙ: Давайте поговорим с ней!
1 ребёнок: Ты скажи мне, реченька лесная, от чего ты звонкая такая?
2 ребёнок: - Утром надо мной поёт синичка - от того и звонкая водичка!
1 ребёнок: Ты скажи мне, реченька лесная, от чего ты чистая такая?
2 ребёнок: - Чистым голоском поёт синичка – от того и чистая водичка!
1 ребёнок: Ты скажи мне, реченька лесная, от чего ты синяя такая?
2 ребёнок: - В роднике купается синичка – от того и синяя водичка!
БЕРЕНДЕЙ: Я очень рад, что познакомился с вами, друзьями природы. Пусть все люди будут нашими друзьями. Берегите лес! Он источник всех чудес!
ВОС-ЛЬ: Спасибо тебе, Берендей, за твои сюрпризы и подарок – великолепную радугу, за твоё гостеприимство! А нам пора возвращаться в детский сад! До свидания!
БЕРЕНДЕЙ: Лес за то, что вы так любите его, покажет вам дорогу обратно домой. Ступайте по цветочной дорожке, и она приведёт вас в детский сад. До свидания, друзья!
ВОС-ЛЬ:
Давайте будем беречь планету –
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной только одна
Для жизни и дружбы она нам дана!