Экологический праздник в подготовительной группе «В царстве царя Берендея»

Разделы: Работа с дошкольниками


ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней.

ЗАДАЧИ: Формирование экологической культуры и экологического сознания детей . Воспитывать добрые чувства ко всему живому.

МАТЕРИАЛ: Музыка воды, голосов птиц, шума леса, мелодия Д.Тухманова “Как прекрасен этот мир”, круги семи цветов, колокольчик, конверт с письмом, выпуски экологических газет.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение рассказов В. Бианки, сказок о природе, лесе “Жизнь животных в лесу”, “Какие месяцы в году” Т.А. Шорыгиной.

НАПРАВЛЕНИЯ:

“Познание развитие”

- Формирование представлений о том, что в природе всё взаимосвязано. Закрепление умения правильно вести себя в природе.

"Социально-коммуникативное развитие"-

- Развитие умения содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам и окружающим об интересных событиях.

- Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Формирование умения договариваться, помогать друг другу.

- Формирование основ экологической культуры. Продолжать знакомить детей с правилами поведения на природе.

- Воспитание бережного отношения к окружающей природе.

"Речевое развитие" - Совершенствование художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений, диалогов.

"Художественно-эстетическое развитие"-

- Формирование умения эстетически оценивать окружающую среду, высказывать суждения, обосновывать своё мнение.

- Совершенствование умения придумывать движения, отражающие содержание музыки.

"Физическое развитие"

- Расширить представления детей о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: Игровой, словесный, наглядный, практический.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная П-И “Веснянка”, “Гори-гори ясно”, игровое упражнение “Капель”, пальчиковая гимнастика “Ласточка, ласточка”
Игровая Д/И “Четвёртый лишний”, “Придумай предложение”, “Когда это бывает?”, игровое упражнение “Что общего и чем отличаются?”,С/И “Репортаж о жителях леса”, экологические цепочки “Кем (чем) был, кем (чем) стал?”.
Продуктивная Аппликация из цветного песка, “Весна идёт, весне дорогу”, рисование знаков “Правила поведения в лесу”. Оформление экологической тропы, выпуск газеты “Прикоснись к природе сердцем”.
Познавательно- исследовательская Решение проблемных ситуаций “Как поступить?” Способы их разрешения. Эксперименты со снегом, сосульками “Что такое солнечная энергия?”.
Коммуникативная Беседы на тему “ Планета Земля в опасности”, “Кто живет в лесу?”. Путешествие по экологической тропе.
Музыкально-художественная Слушание музыки леса, журчания ручья, пение птиц в весеннем лесу, спокойной музыки, отрывков из музыкального альбома для детей П. И. Чайковского “Времена года”.
Чтение (восприятие) В. Бианки “Лесные домишки”, “Путешествие муравьишки”, “Жизнь животных в лесу”, “Какие месяцы в году?” Т. А. Шорыгиной. Заучивание стихов о весне, пословиц, поговорок, загадок
Итоговое мероприятие Экологический праздник “В царстве Царя Берендея”.

Время проведения: 30 минут.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход занятия

Звучит песня “Как прекрасен этот мир”. Дети входят в зал, встают кругом.

ВОС-ЛЬ:

Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также добрым улыбчивым лицам,
И всем, кто живёт на этой планете
Доброе утро скажем всем вместе.
Доброе утро маме и папе
Доброе утро останется с нами!

- Скажем всем дружно: - “Доброе утро!”

(Раздаётся звук колокольчика, воспитатель подходит к двери)

ВОС-ЛЬ:

- Ребята, а нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.
- Дорогие ребята, здравствуйте! Пишу вам письмо вновь.
Это я - Фея природы. Помните меня? Я вас тоже помню.

Вы были у меня в гостях осенью. А сейчас в нашем лесу наступила… Мне очень хочется, чтобы вы отгадали, что за время года пришло сейчас. Я приготовила для вас сюрпризы-задания. Если вы готовы, тогда слушайте и повторите те слова, которые говорили осенью.

- В королевство природы попасть легко,
не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг,
теперь в ладоши хлопнем так:
- Один хлопок, ещё хлопок
- и вот уж виден сена стог,
и вот уж поле колосится,
шумит, волнуется пшеница.
Над ней синеют небеса.
Откройте поскорей глаза. (Дети повторяют)

- В лесу у меня живёт ещё один помощник. Это царь Берендей. Он поможет в вашем путешествии, но вы должны постараться.

ВОС-ЛЬ:- Вот мы и снова с вами в королевстве Феи природы. Готовы к путешествию?

ДЕТИ: - ДА!

ВОС-ЛЬ: - Отправляемся в путь дорогу.

(Звучит музыка, дети друг за другом идут змейкой. Воспитатель находит КРАСНЫЙ круг. На обратной стороне – задание-загадка)

ВОС-ЛЬ:- Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, в лесу подснежник расцветёт. Что это?

ВОС-ЛЬ:- (Читает отрывок стихотворения А.С. Пушкина)

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Синее блещут небеса,
Ещё прозрачные леса как будто
Пухом зеленеют.

Так писал о весне великий русский поэт А.С. Пушкин. Ребята, а кто из вас знает стихи о весне?

(Дети читают стихи “март”, “подснежник”, “уж тает снег…”)

Под звуки музыки дети идут дальше по следам. Находят оранжевый круг с заданиями.

1. Какие весенние месяцы вы знаете?

2. Как в народе называют март, апрель, май?

3. Какой по счёту месяц апрель?

ВОС-ЛЬ:- Как красива наша планета Земля! Назовите пословицы о весне и месяце апреле.

Вода с гор потекла - весну принесла.
Апрель землю красит.
Апрельские ручьи всех будят.
Апрель всех напоит.

В апреле земля теплеет, воды разливаются, птички заливаются.

Раздаются звуки пения птиц, дети на носочках идут дальше, чтобы не спугнуть птиц, находят следующий круг - жёлтый. (конверты с заданиями: мальчикам - синий, девочкам - розовый)

Составление цепочек “кем (чем) был, кем (чем) стал”.

Звучит музыка шума воды, дети друг за другом идут, подходят и находят зелёный круг.

Раздаётся мелодия укр. нар. песни “Веснянка”.

Появляется ручеёк (ребёнок с голубой лентой в руках).

РУЧЕЁК:

Я журчу, журчу, журчу, гладко камешки точу.
Синей лентой разбегусь, в речку полную вольюсь.
Хороша моя водица, наклонись ко мне напиться.
Речка, травы шевеля, ручейком зовёт меня.

ВОС-ЛЬ: - Куда ты бежишь звонкий ручеёк?

РУЧЕЁК: - Я бегу в весенний лес. (убегает).

ВОС-ЛЬ: - Ребята, давайте мы с вами продолжим наше путешествие.

Весной в лесу много интересного.

(Под журчание ручья дети, взявшись за руки, змейкой двигаются и находят следующий круг голубого цвета. Под деревом сидит царь берендей.)

ВОС-ЛЬ: - Привёл нас ручеёк в лесную чащу. Ой, кто это?

БЕРЕНДЕЙ: Здравствуйте, ребята!

ВОС-ЛЬ: - Вы кто?

БЕРЕНБЕЙ:

Царь лесной я, Берендей, друг всех птиц и всех зверей.
В чаще я густой живу, к людям редко выхожу.
Этот лес я сторожу. За порядком я слежу.
Лес - наш дом, для всех открыт.
Коль с добром пришли в наш дом,
Чудеса найдёте в нём.

Я приготовил для вас шуточные задания. Поиграем? Я буду задавать вам вопросы, а вы мне - отвечать.

1.

Если я приду в лесок
и сорву ромашку? (нет)

2.

Если съем я пирожок
и выброшу бумажку? (нет)

3.

Если хлебушка кусок
на пеньке оставлю? (да)

4.

Если ветку подвяжу,
колышек подставлю? (да)

5.

Если разведу костёр,
а тушить не буду? (нет)

6.

Если мусор уберу,
банку закопаю? (да)

7.

Я люблю свою природу,
я ей помогаю. (да).

- Молодцы! Мне очень понравились ваши ответы

ВОС-ЛЬ: Знаешь, царь Берендей, мы пришли в весенний лес как гости и не будем нарушать лесную красоту и тишину.

Ребёнок:

Я на кусте у родника
Не тронул сети паука,
Я поглядел на муравьёв:
У них домище - будь здоров!
Я долго по лесу шагал и
Никого не напугал,
Нигде воды не замутил,
В лесу я только погостил.

ВОС-ЛЬ: Мы любители природы, юные экологи и хорошо знаем, как надо вести себя в лесу.

Дети берут картинки с правилами, поворачиваются к гостям и озвучивают их:

1 ребёнок: Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только чур не забывай, что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь; испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

2 ребёнок: Ветки дуба не ломай!

3 ребёнок: Никогда не забывай мусор с травки убирать.

4 ребёнок: Зря цветы не надо рвать.

5 ребёнок: Из рогатки не стрелять! Ты пришёл не убивать!

6 ребёнок: Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

7 ребёнок: Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить.

8 ребёнок: Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги.

БЕРЕНДЕЙ: Ну, ребята, молодцы! Да вы просто удальцы!

Звучит весёлая музыка, дети поскоками отправляются дальше и находят синий круг.

Воспитатель читает загадку:

что выше леса, краше света, без огня горит.

Ребята, а давайте расскажем гостям для чего нужно нам солнце?

(дети отвечают).

Берендей: молодцы! А у меня есть для вас волшебная дудочка. Ну-ка, дудочка, играй, в хоровод всех созывай!

Физминутка “Веснянка”.

ВОС-ЛЬ: Спасибо, царь Берендей! А где же наш звонкий ручеёк?

РУЧЕЁК: Я здесь!

ВОС-ЛЬ: Веди нас ручеёк на самую красивую полянку. Мы шагаем на прогулку к ёлкам, соснам и берёзкам. По зелёным переулкам, по цветочным перекрёсткам. Мы идём к природе в гости через речку, через мостик. (Дети подходят к берегу реки).

Слышится шум. Идут деревья и спорят между собой.

Берендей: что за шум? Что за гам? Почему шумите и кричите в лесу?

Ёлка: я - лучшая!

Берёза: нет, я!

Рябина: не ты, ни она, а я!

Сосна: ха-ха-ха! Никто из вас! А я - самая главная!

Берендей: ну вот! Зиму дружно перезимовали, ждали весну, радовались солнцу и теплу. Вы что, заболели хвастовством?

Давайте послушаем их хвастливые речи и потом всё решим!

ЁЛКА-ЗЕЛЕНУШКА: Лучше меня, ели, не найдёте, я всю зиму зелёная. Вот где настоящая красота! И иголки свои я постепенно меняю, через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зелёная. На Новый год вокруг меня водят хороводы. И бумагу из меня делают, и искусственный шёлк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех!

СОСНА: Чтобы вы не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный, иголки длиннее, чем у ёлки. А строят из меня и дома и бани. А ещё иду я на строительство корабельных мачт. Я - самое главное дерево!

РЯБИНА: Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройнее и изящнее меня вы нигде не найдёте. И ещё когда осенью я облачаюсь в жёлтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так-то вот!

БЕРЁЗА: А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая берёза под моим окном…”? Как звучит! И ствол у меня белый, не то, что у вас. Почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А ещё из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я - королева!

БЕРЕНДЕЙ: Подождите, подождите! Не ссорьтесь! В моём лесу все деревья важные и все приносят пользу. Поэтому миритесь и больше никогда не ссорьтесь.

(Звучит музыка, дети берут за руки деревья и все вместе обходят речку и находят фиолетовый круг.)

ВОС-ЛЬ: Смотрите, какая красивая, чистая речка! Речка - это тоже наша планета Земля.

БЕРЕНДЕЙ: Давайте поговорим с ней!

1 ребёнок: Ты скажи мне, реченька лесная, от чего ты звонкая такая?

2 ребёнок: - Утром надо мной поёт синичка - от того и звонкая водичка!

1 ребёнок: Ты скажи мне, реченька лесная, от чего ты чистая такая?

2 ребёнок: - Чистым голоском поёт синичка – от того и чистая водичка!

1 ребёнок: Ты скажи мне, реченька лесная, от чего ты синяя такая?

2 ребёнок: - В роднике купается синичка – от того и синяя водичка!

БЕРЕНДЕЙ: Я очень рад, что познакомился с вами, друзьями природы. Пусть все люди будут нашими друзьями. Берегите лес! Он источник всех чудес!

ВОС-ЛЬ: Спасибо тебе, Берендей, за твои сюрпризы и подарок – великолепную радугу, за твоё гостеприимство! А нам пора возвращаться в детский сад! До свидания!

БЕРЕНДЕЙ: Лес за то, что вы так любите его, покажет вам дорогу обратно домой. Ступайте по цветочной дорожке, и она приведёт вас в детский сад. До свидания, друзья!

ВОС-ЛЬ:

Давайте будем беречь планету –
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной только одна
Для жизни и дружбы она нам дана!