Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.
Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народно-декоративного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи.
Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М. Теплов писал: “Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности”. Через декоративно-прикладное искусство дети приобщаются к традициям своего народа. Традиции касаются основных выразительных средств, технологии. Например, хохлома традиционно имеет золотисто-теплую гамму, она нарядна, жизнерадостна. Народное искусство испокон веков создается для человека и служит ему. Любая народная игрушка адресовалась ребенку, чтобы его позабавить, развлечь. Существенная черта народного искусства – его гуманность, человечность. Русское народное искусство очень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать его содержательной. Говоря о народном искусстве, Н.П. Саккулина писала: “Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений”. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является. Рассматривая изделия народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество. Испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов; проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Строя свою работу по ознакомлению детей с народным искусством, следует исходить из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Известный педагог Е.А. Флёрина одна из первых ратовала за использование народного искусства в детском саду. Она считала, что обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами создания изображения. Это, в свою очередь, способствует приобретению свободы действия, свободы творчества. Декоративно-прикладное искусство расширяет спектр эмоциональных переживаний детей, пополняет детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. Окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательности являются национальные игрушки. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, свистульками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. Дошкольники приобщаются к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства. Однако не секрет, что представления детей о русской культуре отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Окружающая действительность, особенно в городе, не дает возможности реального приобщения детей к народной культуре. Эти пробелы восполняются посещением выставок народно-прикладного искусства, музеев русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. однако, это не всегда возможно, особенно в условиях отдаленности от культурных центров. Поэтому, для полного приобщения детей к национальной культуре необходима углубленная работа по этому направлению. Одним из средств данной работы является знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Осваивая технические навыки в рисовании, лепке, аппликации у детей развивается устойчивый интерес к творчеству. Обогащается содержательная деятельность, развивается игровой замысел, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, наблюдательность, воспитывается любовь и уважение к труду народных мастеров. На занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладными устным народным творчеством образное восприятие пословиц и сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом. Ведущими задачами при этом являются: обогащение знаний детей о народном декоративном искусстве; подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека; формирование умения отличать своеобразие национального декоративного искусства, его общие черты, эстетическую ценность произведений народного искусства.
Один из наиболее известных видов старинного русского народного промысла, родившегося в XVII веке в округе Нижнего Новгорода – Хохлома. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным, иногда зеленым цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий легкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветки и ветки.
Знакомство с хохломой целесообразно начинать со средней группы. Само название при этом детям не дается, но при рассматривании изделий, репродукций, рисунков следует обращать внимание на некоторые элементы росписи. Дети должны узнавать и называть центральную (ведущую) линию, веточки с листьями, цветки, а также зарисовывать их на полоске бумаги прямоугольной формы, тонированной в черный или желтый цвета. Работа над росписью по хохломским мотивам ведется в следующей последовательности: изучение техники росписи хохломских мастеров, изучение цветового решения в работах хохломских мастеров, составление композиции с применением хохломских мотивов, изучение материалов для росписи, исполнение росписи. Основными приемами при прорисовке элементов являются рисование концом кисти и примакивание.
В старшей группе детям можно рассказать об истории хохломы; о фоне; об элементах, используемых в росписи. В работе используют не полоски, а бумажные силуэты посуды: ваз, чашек, ложек, подносов (заранее тонированных с обозначенной каймой). Начинать лучше с повторения материала средней группы, т.е. с прорисовки центральной линии, при этом детей дополнительно знакомят с новым элементом хохломской росписи – завитком. В старшей группе дети знакомятся с новыми видами посуды: поварешка, братина; с разновидностями письма: “верховым”, “фоновым”. И если “верховое” письмо дети, начиная со средней группы, используют на практике, то с фоновой росписью знакомятся лишь теоретически (техника ее выполнения недоступна детям дошкольного возраста). С детьми старшего дошкольного возраста большое внимание следует уделять технике детальной прорисовки некоторых элементов, которые даются в определенной последовательности, по принципу усложнения. Дети учатся держать кисть не как обычно, а с другим расположением пальцев, большой палец с одной стороны, указательный, средний и безымянный – с другой. Такой вариант помогает вращению кисти, передаче точности линий. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом.
- “Осочки” - самый простой элемент хохломского узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
- “Травинки” - это мазки с небольшим плавным утолщением;
- “Капельки” рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;
- “Усики” рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
- “Завитки” выполняются с легким нажимом в середине элемента;
- “Кустик” - это наиболее сложный элемент “травки”; он состоит из более простых симметрично расположенных элементов – “осочек”, “травинок”, “капелек”, “усиков” и “завитков”.
Самые затейливые узоры называются “Кудрины”. Травки превратились здесь в крупные кудри-завитки. Мелкой дробью колечек окружены причудливые цветы. Цветы и завитки-кудрины всегда золотые; словно перья сказочной жар-птицы загораются они на красном или черном фоне.
Хохломские узоры и похожи на живые растения и не похожи на них. Их внешний вид и все многочисленные свойства их формы и строения никогда не изображаются в орнаменте подробно и абсолютно точно. Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью.