Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста.
Задачи занятия.
- Образовательная: закрепить порядковый счёт в пределах “5” и обратно; знать расположение цифр и понимать их расположение – “перед”, “после”, “между”; совершенствовать знания геометрических фигу; закрепить знания о временах года и частях суток.
- Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.
- Воспитательная: воспитывать интерес к занятиям математикой, дружеские взаимоотношения (умение действовать сообща), умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: игрушка-мишка, детская посуда, игрушечные фрукты, геометрические фигуры, фигура в форме сердца, клей, кисти.
Ход занятия
1. Сообщение темы занятия.
Мишутка пригласил нас к себе в гости. Вместе с ним мы будем считать разные предметы, сравнивать группы предметов, вспомним названия цифр, где они располагаются, будем строить из конструктора различные фигуры, назвать геометрические фигуры, делать аппликацию.
2. Ход занятия.
- Ребята, какой сегодня месяц? (Октябрь).
- Он какой? (Осенний, зимний, летний или весенний).
- Перед ним был какой? (Сентябрь).
- Он какой? (Осенний).
- Сколько всего осенних месяцев в году?
- Что происходит с природой осенью?
- Как меняется жизнь лесных животных с приходом осени? – выслушать ответы детей.
Послушайте стихотворение:
Медведица ласково сына качает.
Малыш веселится. Малыш не скучает.
Он думает, это смешная игра,
Не зная, что спать медвежатам пора.
Чего не знает маленький медвежонок? (Медведи на зиму засыпают).
И пока наш Мишка не уснул, мы пойдём к нему в гости.
В гости принято ходить с подарками, и мы своими руками их сделаем.
В знак любви и уважения к Мишке мы подарим ему “сердечко”, украшенное яркими геометрическими фигурами.
3. Аппликация.
- Какие фигуры лежат перед нами? (Круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
- Чем отличаются друг от друга круг и овал? Квадрат и прямоугольник? Почему фигуру называют треугольник?
- Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы напоминают знакомые геометрические фигуры? МОЛОДЦЫ!
- Посчитайте, сколько квадратов, прямоугольников, треугольников, овалов.
- Сколько всего геометрических фигур перед вами.
Приступаем к работе (наклеиваем фигуры). (Вспомнить правила работы с клеем и кистью.)
Теперь с подарками смело отправляемся в гости. (Воспитатель собирает все поделки для Мишки).
Скажите, какое сейчас время суток? (Утро).
Чтобы нам по дороге не потеряться, мы встанем парами. Будьте внимательны: игра – “Походи, покружись...” – круг с квадратом подружись, треугольник с прямоугольником подружись. (Дети с одинаковыми фигурами подходят друг к другу и становятся в пары).
Идём под музыку “Вместе весело шагать”.
(Дети дарят Мишке все поделки).
Нас встречает Мишка и приглашает к столу. Посмотрите, правильно он сервировал стол?
- Сколько на столе тарелок? – 5.
- Сколько фруктов? – 3.
- Чего больше?
- На сколько тарелок больше? На сколько фруктов меньше?
- Как узнать? (Положить каждый фрукт на тарелку, посчитать).
- Как сделать поровну? (Добавить 2 фрукта или убрать 2 тарелки).
Молодцы. Правильно накрыли на стол, наступило время обеда. Значит, какое сейчас время суток? (День).
Предлагаю всем немножко покушать. Приятного аппетита.
В гостях дети всегда играют, веселятся, соревнуются. Делимся на 3 команды.
Команда треугольников, квадратов, кругов. Строим смотровую башню.
- У кого выше?
- У кого ниже?
- Как узнать? (Сравнить).
- Какая башня выше, а какая ниже?
- Что надо сделать, чтобы все башни стали одинаковыми? (Добавить или убрать детали).
- Считаем, сколько кубиков понадобилось для башни? (1 2 3 4 5 - на магнитной доске выкладываются цифры).
- Сколько всего? - 5
- Считаем в обратно порядке. (5 4 3 2 1).
Игра “Цифра убежала”.
Наши цифры такие непоседы, постоянно путаются и встают не на свои места.
Давайте наведём порядок в числовом ряду.
- После какой цифры стоит цифра...
- Перед какой цифрой...
- Между какими цифрами...
МОЛОДЦЫ!
Игра малой подвижности “Если весело живётся”.
Если весело живётся, делай так: (хлопают в ладоши).
Если весело живётся, делай так: (хлопают в ладоши).
Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся, (поворачиваются друг к другу и улыбаются).
Если весело живётся, делай так: (хлопают в ладоши).
Если весело живётся, делай так: (шлёпают ладошками по коленям).
Если весело живётся, делай так: (шлёпают ладошками по коленям).
Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся, (поворачиваются друг к другу и улыбаются).
Если весело живётся, делай так: (шлёпают ладошками по коленям).
Если весело живётся, делай так: (топают).
Если весело живётся, делай так: (топают)
Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся, (поворачиваются друг к другу и улыбаются).
Если весело живётся, делай так: (топают).
Если весело живётся, делай всё: (повторяют все движения)
Если весело живётся, делай всё: (повторят все движения.)
Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся, (поворачиваются друг к другу и улыбаются).
Если весело живётся, делай всё: (повторяют все движения).
Время наших развлечений в гостях завершается, пора покидать гостеприимного Мишку. В детском саду нас могут ждать мамы и папы, бабушки и дедушки. И когда мы уходим домой, значит, наступает какое время суток? (Вечер).
До свидания, Мишка, до новых встреч. (Дети под музыку возвращаются на свои места).
Итог занятия.
- Как называлось занятие?
- Что мы с вами повторили?
- Что нового узнали?
- Чем занимались на занятии?
Молодцы, очень хорошо занимались, а теперь хорошо отдохнём.