Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Форма урока: повторительно-обобщающий урок.
Цель: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации тепловых явлений.
Задачи урока:
- Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Тепловые явления».
- Развивающие:
- развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес;
- развивать умение объяснять особенности плавления льда и замерзания воды, анализировать результаты опытов, сопоставлять полученные результаты с табличными, сравнивать результаты нескольких экспериментов и классифицировать.
- Воспитательные:
- воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего;
- создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;
- формировать следующие компетентности: информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую, компетентность личностного совершенствования;
- формировать естественнонаучное мировоззрение обучающихся.
- Психологические: вызвать интерес к предмету, выработать умения логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.
Метод познавательной деятельности: репродуктивный, исследовательский, проблемный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация учителя (Приложение 1), презентации обучающихся (Приложение 2), ёмкости с тёплой водой, ёмкости со льдом, мензурки, электронные весы, электронный термометр, таблицы с теплоёмкостью веществ.
Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint
Класс заранее разделён на 3 группы: «физические лаборатории»
План урока:
- Организационный момент. 1-2 мин.
- Этап мотивации к уроку. 5 мин.
- Игра «Мозговой штурм». 10 мин.
- Этап актуализации знаний учащихся. 4 мин.
- Экспериментальная исследовательская работа. 14 мин.
- Подведения итогов и формулирования выводов. 6 мин.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1. Организационный момент (1-2 мин.) | Приветствует, проверяет готовность к
уроку, осуществляет мотивацию учебной работы
обучающихся. Звучит детская песня «Серебристые снежинки» шоу-группы «Улыбка». |
Приветствуют учителя, знакомятся с раздаточным материалом на столах, отвечают на вопрос учителя. | Регулятивные: создать у обучающихся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку на уроке. |
2. Этап мотивации к уроку (5 мин.) | Учитель: «Белый снег пушистый
в воздухе кружится и на землю тихо падает,
ложится». Казалось бы, что интересного можно найти в обыкновенном снеге? Замерзшая вода, образующаяся в атмосфере нашей планеты в холодное время и падающая на землю, на дома, людей, машины… Ну что тут может привлечь внимание? Однако есть в снеге какая-то притягательная сила, недаром все так радуются первому снегопаду. |
Отвечают на вопросы. | Личностные:формировать
мотивацию к учению. Познавательные:отвечать на простые вопросы учителя. Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, слушать и понимать речь других. |
Учитель: Не приходилось ли вам
видеть, как в комнате идёт снег? Такой случай
описан даже в 1773 году в Санкт-Петербургских
ведомостях: «В зимний вечер в одном из богатых домов Санкт-Петербурга происходила ассамблея (вечер-бал). В помещении скопилось очень много народа и стало так жарко и душно, что присутствующие начали падать в обморок. Форточек в окнах тогда ещё не делали. Поэтому одному из присутствующих пришлось шпагой выбить стекло в окне. От ворвавшегося морозного воздуха во всём помещении пошёл хлопьями густой снег. В чём причина этого явления?» |
Ученик: От дыхания собравшихся людей скопилось множество водяных паров; когда через выбитое окно внезапно ворвался холодный воздух, эти пары очень быстро охладились и затвердели, образовав кристаллики льда. | ||
Учитель: Поэтому же на сильном
морозе «пар идёт изо рта». Это кристаллизуются
белым инеем пары, выдыхаемые человеком. Ресницы,
усы, бороды людей на морозе покрываются инеем:
это – тоже налёт снежных кристаллов. Учитель: Поистине снег – один из удивительнейших феноменов природы. Его изменчивость почти таинственна. Сегодня мы с вами отправимся в царство Снежной Королевы, царство снега и льда! Итак, в путь! Учитель: Звенеть сосульки перестали, |
|||
Интересно, а как растут сосульки? | Ученик: Сообщение «Как растут
ледяные сосульки?» (Приложение 2). Слушают, наблюдают. |
||
3. Игра «Мозговой штурм» (10 мин.) | Учитель: С одной стороны
сосульки такие красивые, а с другой – очень
опасны. Скорость сосульки при падении с высоты
пятиэтажного дома у земли достигает более 60 км/ч. Падают сосульки, С крыши на тебя, Метят, словно пульки, Кто идёт, губя! Ребята, а как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? Предложите методы борьбы с сосульками |
Регулятивные: определять
цель выполнения задания, контроль в форме
сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона; коррекция;
оценка. Познавательные: Коммуникативные: |
|
Игра: «Мозговой штурм» Учитель: Посмотрим все предложения с точки зрения соответствия двум критериям: оригинальности и возможности реализации. Учитель: Предлагаю оформить самые лучшие идеи на стенде или представить их в виде рекомендаций ЖКХ, которые помогут им в борьбе с сосульками. |
Ученики-генераторы: генерируют идеи. Ученики-эксперты: анализируют идеи. |
||
4. Этап актуализации знаний (4 мин.) | Учитель: Он весь как музыка.
Он – весть. |
Ученики: Сообщение учеников «Тайны снега» | |
5. Экспериментальная
исследовательская работа. (14 мин.) |
Учитель: Все замечали, что во
время обильных снегопадов обычно наступает
потепление. С чем это связано? Почему разрушаются скальные породы? Пусть на эти и другие вопросы ответят наши физические лаборатории. Учитель:
Инструкции с заданиями находятся в конвертах. ТБ: Задание для 1 группы: 1. Определите опытным путём удельную теплоту
плавления льда. 2. Сравните найденную вами удельную теплоту
плавления с табличными значениями. Задание для 2 группы: 1. Определите плотность свежего и
залежалого снега. Задание для 3 группы: 1. Определите процентного содержания
воды в мокром снеге. |
Решают экспериментальные задачи в тетрадях, оценивают свои знания и сверяют свои решения. Отвечают на вопросы. Находят ответы на качественные вопросы из научно-популярной литературы. | Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: Регулятивные: |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия (6 мин.) | Учитель физики: Время
заслушать отчёты наших лабораторий. Учитель
физики: Ребята, наше путешествие в царство
Снежной Королевы не закончено. Оно продолжится
на следующем уроке. Мы изучим электрические
свойства льда. |
Выступают с решениями, обосновывают
свой выбор способа решения задач. Отчёт 1-ой группы: «Определение удельной теплоты плавления льда». Оборудование: калориметр, термометр, измерительный цилиндр, стакан с тёплой водой, стакан с колотым льдом. Выполнение работы: Удельную теплоту плавления льда можно определить следующим способом. Если налить в стакан калориметра теплую воду массой m1 и температурой t1 и опустить в нее лед массой m2 при температуре t2 = 0°С, то при расплавлении всего льда температура t3, установившаяся в калориметре, определится следующим уравнением: m2λ + m2c(t3 – t2) = m1c(t1– t3) + Ck(t4 – t3) где λ – удельная теплота плавления льда, С – теплоёмкость воды, mk – масса калориметра, Сk – теплоемкость калориметра, t4 – начальная температура калориметра (комнатная). Выполнение эксперимента и расчета можно упростить, если провести эксперимент таким образом, чтобы начальное t4 и конечное t3 значение температуры калориметра были одинаковыми. В этом случае уравнение теплового баланса принимает вид: m2λ + m2c(t3 – t2) = m1c(t1 – t3) Из последнего уравнения удельная теплота плавления льда равна: Отчёт 2-ой группы: «Определите плотность свежего и залежалого снега» Оборудование: мензурка, плотномер или полые трубки, заполненные снегом с разной глубины сугроба, электронные весы. Выполнение работы: Массу определяем цилиндра со снегом и без него.
Вычитаем массы и определяем массу снега. Отчёт 3-ой группы: «Определение процентного содержания воды в мокром снеге» Оборудование: калориметр с мокрым снегом, мензурка с горячей водой, термометр, измерительный цилиндр. Выполнение работы: 1. Измерение температуры мокрого снега t1
(убедитесь, что она равна 0°С). где – удельная теплота
плавления льда. Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку. |
Регулятивные: оценка деятельности. Личностные: степень правдивости при рефлексии. |