Учебник: Колягин Ю. М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Москва, «Просвещение», 2014.
Урок проведён в универсальном 10-м классе средней общеобразовательной школы.
Цели урока: изучение способов решения показательных уравнений, тренировка в применении полученных знаний при решении заданий по теме, развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся, формирование умения чётко и ясно излагать свои мысли, формирование познавательных интересов и мотивов самосовершенствования, воспитание умения работать с имеющейся информацией и культуры труда.
Структура урока
1. Организационный этап. Постановка темы и цели урока
– Прочитайте тему сегодняшнего урока (Приложение 1, слайд № 1)
– «Показательные уравнения».
– Нам это уже известно или это новый вид
уравнений?
– Это новый вид уравнений.
– Попробуйте сформулировать цели урока.
– Мы узнаем, какие уравнения называются
показательными, изучим способы их решения и
будем учиться применять новое знание при решении
задач по теме.
Учитель корректирует ответы учащихся.
2. Актуализация знаний. Устная работа (слайд № 3)
- Подберите корень уравнения 2х = 32; 3х = 27; 10х = 10000
- Решите уравнение х2 = 36; х2 + х = 0; х2 + 2х + 1 = 0
- Найдите область значений функции у = πх; у = (0,5)х; у = (0,5)|х|
- Сравните, используя свойства функций, с единицей 2– 5; (0,5)– 3; (0,5)0,5
3. Изучение нового материала (лекция)
Уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени, считается показательным (слайд № 4). Рассмотрим основные виды показательных уравнений (слайд № 5) (учащиеся записывают названия видов и примеры в тетрадях).
1. Элементарные показательные уравнения. Эти уравнения сводятся к решению уравнений вида ах = ав, где а >0, а ≠ 1. При этом используется свойство степени, которое мы изучали (повторить следствие 2 на стр. 160 учебника). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.
Пример 1 (слайд № 6).
(0,0016)0,2 х + 1 = 25;
5 – 4 (0,2 х + 1) = 52;
– 0,8 х – 4 = 2;
– 0,8 х = 6;
х = – 7,5 .
Ответ: – 7,5.
Пример 2 (слайд №7)
36 · 6х = 1;
62 + х = 60;
2 + х = 0;
х = – 2.
Ответ: – 2.
Пример 3 (слайд №8)
81х · 24х = 36;
34х · 24х = 62;
64х = 62;
4х = 2;
х = 0,5.
Ответ: 0,5.
Пример 4 (слайд № 9)
2х – 3 = 3х – 3;
х – 3 = 0;
х = 3.
Ответ: 3.
2. Вынесение общего множителя за скобки (слайд № 10). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.
Пример 1.
2 · 3х + 1 – 6 · 3х – 1 – 3х =
9;
3х(2 · 3 – 6 · 3– 1 – 1) = 9;
3х · 3 = 9;
3х = 3;
х = 3.
Ответ: 3.
Пример 2 (слайд № 11).
52х – 7х – 52х · 17 + 7х · 17 =
0;
52х – 52х · 17 = 7х – 7х · 17;
52х(1 – 17) = 7х(1 – 17);
– 16· 52х = – 16 · 7х;
52х = 7х;
25х = 7х;
х= 0.
Ответ: 0.
3. Сведение к квадратному уравнению (слайд № 12). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.
Пример:
9х – 4 · 3х = 45;
32х – 4 · 3х – 45 = 0;
Замена 3х = t, t > 0;
t2 – 4 t – 45 = 0;
D = 16 +180 = 196;
t1 = 9,
t2 = – 5 – не удовлетворяет условию t > 0;
3х = 9;
3х = 32;
х = 2;
Ответ: 2.
4. Закрепление изученного материала
– Продолжаем учиться решать показательные уравнения. (Решение всех последующих уравнений записывается на доске с объяснениями, следует вызвать ученика по желанию). Разберём №680(3), 681(1), 682(3), 684(1), 693(2).
5. Обучающая самостоятельная работа с самопроверкой
– Предлагаю вам самостоятельно решить следующие уравнения (слайд № 13), а затем проверить себя самостоятельно с помощью готовых решений (решение уравнений следует заранее заготовить, например, на слайдах, а затем показать учащимся по окончании работы).
- (0,3)5 – 2х = 0,09;
- 225 · 152х + 1 = 1;
- 3х + 1 – 3х = 18;
- 9х – 26 · 3х – 27 = 0
Решение № 1 (слайд № 14)
(0,3)5 – 2х = (0,3)2;
5 – 2х = 2;
– 2х = – 3;
х = 1,5.
Ответ: 1,5.
Решение № 2 (слайд № 15)
152 · 152х + 1 = 150;
152х + 3 = 150;
2х + 3 = 0;
х = – 1,5.
Ответ: – 1,5.
Решение № 3 (слайд № 16)
3х · 3 – 3х = 18;
3х(3 – 1) = 18;
3х · 2 = 18;
3х = 9;
3х = 32;
х = 2.
Ответ: х = 2.
Решение № 4 (слайд № 17)
32х – 26 · 3х – 27 = 0;
Замена 3х = t, t > 0;
t2 – 26 t – 27 = 0;
t1 = 27,
t2 = – 1 не удовлетворяет условию t > 0;
3х = 27; 3х = 33; х = 3;
Ответ: 3.
6. Подведение итога урока. Рефлексия
– Итак, подведём итоги проделанной работы. Что
нового вы узнали?
– С какими видами показательных уравнений мы
познакомились?
7. Домашнее задание (слайд № 18)
Стр. 226-228, № 679, № 684(3), № 690(1).