Формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы


Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова: среда – это социально-бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность людей, связанных общностью условий обстановки.

Исследования показывают, что развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение, специальным образом организованная среда, способная оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  раскрываются аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия с взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

По определению С.Л. Новоселовой, предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств.

ФГОС ДО определяет требования к предметно – пространственной среде:

  • Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности. То есть предметы, объекты окружающего мира должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей.
  • Трансформируемость пространства, т.е. возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  • Полифункциональность среды и игровых материалов.
  • Вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала.
  • Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
  • Безопасность среды, т.е. соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Новые требования ФГОС ДО подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Именно грамотно организованная предметно – пространственная среда поможет решить поставленные перед педагогом задачи.

Наше ДОУ, в числе других,  является «пилотной площадкой» по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях г. о. Коломна, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования  в 2014-2015году. В нашем дошкольном учреждении складывается молодой педагогический коллектив, поэтому вопрос повышения профессиональной компетентности педагогов по формированию развивающей предметно-пространственной среды  в соответствии с требованиями ФГОС ДО стоит для нас особенно актуально. Успех работы зависит также от партнерского взаимодействия с родителями воспитанников по созданию и оснащению среды ДОУ.  Представленный проект методического сопровождения создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ построен на основе диагностики и  учета педагогической компетентности и сформированных профессиональных навыков педагогов.

Цель проекта: поиск и планирование разнообразных форм методической работы с педагогами ДОУ, работы с родителями воспитанников по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО; формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

Задачи:

  • Осознание  педагогами необходимости получения системы знаний по вопросу  организации современной развивающей предметно - пространственной среды для разностороннего развития детей  ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  • Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, расширение представления  о современных требованиях и   подходах к организации  развивающей предметно-поисковой среды для детей дошкольного возраста  на основе требований  ФГОС ДО.
  • Проектирование, организация и защита  реализуемой модели развивающей предметно-пространственной среды группы с учетом требований ФГОС ДО,  возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  • Консолидация усилий педагогического коллектива и родителей (законных представителей) воспитанников по формировании  развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Участники проекта: педагогический коллектив ДОУ, родители (законные представители) воспитанников.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Предполагаемый результат:

  • Овладение педагогами теоретическими и практическими знаниями по формированию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Установление партнерских отношений с родителями (законными представителями) воспитанников по формированию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ.
  • Формирование предметно - пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
  • Трансляция опыта работы педагогов ДОУ по формированию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный – май-август 2014 г.
2 этап. Организационно-практический – сентябрь 2014г. – апрель 2015г.
3 этап. Презентационно-обобщающий – май 2015г.

План мероприятий по реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1 этап. Подготовительный.

1. Определение состава творческой группы Май 2014 Заведующий
2. Разработка плана мероприятий по реализации проекта Май 2014 Творческая группа
3. Проведение общего родительского собрания по ознакомлению с проектом и вовлечению родителей в проектную деятельность Май 2014 Заведующий
Заместитель
заведующего по ВМР
4. Организация выставки инструктивно-методического материала и методической литературы в педагогическом кабинете по теме «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Май 2014 Заместитель
заведующего по ВМР
5. Анкетирование педагогов «Моя готовность к реализации проекта» Май 2014 Заместитель
заведующего по ВМР
6. Составление и корректировка  планов самообразования педагогов по проблеме: «Создание предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО». Май-август 2014 Заместитель
заведующего по ВМР

2 этап. Организационно-практический

1. Заседание творческой группы по подготовке к педагогическому совету «Предметно-пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Сентябрь 2014 Заведующий
Заместитель
заведующего по ВМР
2. Совещание с педагогами «О работе ДОУ по реализации требований к предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО» Сентябрь 2014 Заведующий
3. Проведение родительского собрания в группах «Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО». Сентябрь 2014 Заместитель
заведующего по ВМР
Воспитатели
4. Обучающий семинар для воспитателей «Создание здоровьесберегающей социально-ориентированной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Сентябрь 2014 Заведующий
Заместитель
заведующего по ВМР
5. Индивидуальные консультации по запросам педагогов В течение года Заместитель
заведующего по ВМР
6. Трансляция опыта работы ДОУ:
  • Проблемно-теоретический семинар для руководителей ДОУ г. Коломна «Формирование развивающей предметно - пространственной среды в условиях введения ФГОС ДО»
  • Практикум для педагогов дошкольных организаций г.  Коломна «Применение деятельностного подхода к формированию образовательной среды – необходимое условие успешной социализации дошкольников»
Октябрь 2014

Февраль 2015

Заведующий
Заместитель
заведующего по ВМР
7. Педагогический совет «Предметно-пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Ноябрь 2014 Заведующий
Заместитель
заведующего по ВМР
8. Взаимопосещения:
«Организация предметно-пространственной среды для детей среднего и старшего дошкольного возраста»
Ноябрь 2014 Заместитель заведующего по ВМР
Воспитатели
9. Семинар-практикум «Интерактивные формы работы с родителями воспитанников в рамках реализации проекта» Декабрь 2014 Заместитель заведующего по ВМР
10. Мастер-классы:
  • Использование предметно-пространственной среды в работе музыкального руководителя
  • Влияние предметно-пространственной среды на речевое развитие ребёнка
  • Роль здоровьесберегающей,  предметно-пространственной среды в развитии активной деятельности детей
  • Предметно-пространственная среда как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО 
  • Роль предметно – пространственной среды в развитии исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников
  • Развитие  действий с предметами как  активная форма  речевого развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
 

Октябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Ноябрь 2014
Январь 2015

 

Музыкальный руководитель
Учитель-логопед
Инструктор по физкультуре
Воспитатели 

11. Работа «Школы молодого педагога»:
  • Требования к предметно-развивающей среде, обеспечивающей реализацию ООП в соответствии  с требованиями ФГОС ДО
  • Оптимизация среды ДОУ для успешной социализации дошкольников
  • Самостоятельная деятельность дошкольников. Инновационные подходы к организации предметно-пространственной среды и содержанию педагогической поддержки
  • Профессиональная компетентность педагога как условие реализации примерной ООП дошкольного образования
 

Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Апрель 2015

 

Заместитель
заведующего по ВМР
Заведующий
Заместитель
заведующего по ВМР

12. Смотры-конкурсы:
  • Готовность групп и дополнительных помещений к новому учебному году
  • Смотр центров безопасности «Азбука дорожного движения»
  • Конкурс стенгазет к Дню матери
  • Оформление групп к новогодним праздникам «Новогодняя сказка»
  • Конкурс стенгазет к Дню защитника Отечества
  • Конкурс стенгазет «Маму поздравляем»
  • Смотр групповых музеев
  • Смотр патриотических центров
  • Смотр детских прогулочных участков «Здравствуй, солнечное лето!»
 

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2014
Февраль 2015
Март2015
Апрель 2015
Май 2015

 

Заместитель
заведующего по ВМР
Воспитатели

13. Организация выставок совместного творчества педагогов и родителей:
  • «Ярмарка осенних чудес»
  • «Моя мама – кудесница»
  • «Музей елочных игрушек»
  • «С любовьюмамочке»
  • «Пасхальная радость»
 

Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Март
Апрель

 

Заместитель
заведующего по ВМР
Воспитатели

14. Участие родителей в оформлении праздников:
  • «Папа, мама, я – спортивная семья»
  • «Знатоки дорожных правил»
  • «Ходит осень по дорожкам»
  • День матери
  • Новогодний калейдоскоп
  • Пришла Коляда – отворяй ворота
  • С папой мы сильнее всех
  • Мама – солнышко мое
  • День земли
  • 70-летие Великой Победы
  • Выпускной бал в «Светлячке»
 

Сентябрь

Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель

Май

 

 

 

Воспитатели

15. Приобретение современного оборудования для организации воспитательно - образовательной работы с детьми за счет средств бюджета,  привлечение спонсорских средств, средств, полученных от платных дополнительных образовательных услуг В течение всего периода Заведующий

3 этап. Презентационно-обобщающий.

1. Педагогический совет – круглый стол «Реализация проекта: итоги, проблемы, перспективы работы по формированию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Май 2015 Заведующий
Заместитель
заведующего по ВМР
2. Анкетирование педагогов «Успехи и трудности в работе по формированию предметно-пространственной среды в группе» Май 2015 Заместитель
заведующего по ВМР
3. Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей деятельностью педагогов группы и ДОУ в целом по формированию предметно- пространственной среды» Май 2015 Заведующий
Заместитель
заведующего по ВМР
4. Проведение общего родительского собрания «Наши успехи и достижения при реализации проекта» Май 2015 Заведующий
5. Обобщение и распространение опыта работы ДОУ по формированию развивающей предметно-пространственной среды  в условиях введения ФГОС ДО: публикации педагогов Май 2015 Заведующий
Заместитель
заведующего по ВМР
Педагоги