Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова: среда – это социально-бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность людей, связанных общностью условий обстановки.
Исследования показывают, что развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение, специальным образом организованная среда, способная оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования раскрываются аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия с взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
По определению С.Л. Новоселовой, предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств.
ФГОС ДО определяет требования к предметно – пространственной среде:
- Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности. То есть предметы, объекты окружающего мира должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей.
- Трансформируемость пространства, т.е. возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
- Полифункциональность среды и игровых материалов.
- Вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала.
- Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
- Безопасность среды, т.е. соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Новые требования ФГОС ДО подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Именно грамотно организованная предметно – пространственная среда поможет решить поставленные перед педагогом задачи.
Наше ДОУ, в числе других, является «пилотной площадкой» по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях г. о. Коломна, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования в 2014-2015году. В нашем дошкольном учреждении складывается молодой педагогический коллектив, поэтому вопрос повышения профессиональной компетентности педагогов по формированию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО стоит для нас особенно актуально. Успех работы зависит также от партнерского взаимодействия с родителями воспитанников по созданию и оснащению среды ДОУ. Представленный проект методического сопровождения создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ построен на основе диагностики и учета педагогической компетентности и сформированных профессиональных навыков педагогов.
Цель проекта: поиск и планирование разнообразных форм методической работы с педагогами ДОУ, работы с родителями воспитанников по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО; формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.
Задачи:
- Осознание педагогами необходимости получения системы знаний по вопросу организации современной развивающей предметно - пространственной среды для разностороннего развития детей ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, расширение представления о современных требованиях и подходах к организации развивающей предметно-поисковой среды для детей дошкольного возраста на основе требований ФГОС ДО.
- Проектирование, организация и защита реализуемой модели развивающей предметно-пространственной среды группы с учетом требований ФГОС ДО, возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- Консолидация усилий педагогического коллектива и родителей (законных представителей) воспитанников по формировании развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Участники проекта: педагогический коллектив ДОУ, родители (законные представители) воспитанников.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Предполагаемый результат:
- Овладение педагогами теоретическими и практическими знаниями по формированию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
- Установление партнерских отношений с родителями (законными представителями) воспитанников по формированию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ.
- Формирование предметно - пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
- Трансляция опыта работы педагогов ДОУ по формированию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный – май-август 2014 г.
2 этап. Организационно-практический – сентябрь
2014г. – апрель 2015г.
3 этап. Презентационно-обобщающий – май 2015г.
План мероприятий по реализации проекта
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 этап. Подготовительный. |
|||
1. | Определение состава творческой группы | Май 2014 | Заведующий |
2. | Разработка плана мероприятий по реализации проекта | Май 2014 | Творческая группа |
3. | Проведение общего родительского собрания по ознакомлению с проектом и вовлечению родителей в проектную деятельность | Май 2014 | Заведующий Заместитель заведующего по ВМР |
4. | Организация выставки инструктивно-методического материала и методической литературы в педагогическом кабинете по теме «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» | Май 2014 | Заместитель заведующего по ВМР |
5. | Анкетирование педагогов «Моя готовность к реализации проекта» | Май 2014 | Заместитель заведующего по ВМР |
6. | Составление и корректировка планов самообразования педагогов по проблеме: «Создание предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО». | Май-август 2014 | Заместитель заведующего по ВМР |
2 этап. Организационно-практический |
|||
1. | Заседание творческой группы по подготовке к педагогическому совету «Предметно-пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» | Сентябрь 2014 | Заведующий Заместитель заведующего по ВМР |
2. | Совещание с педагогами «О работе ДОУ по реализации требований к предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО» | Сентябрь 2014 | Заведующий |
3. | Проведение родительского собрания в группах «Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО». | Сентябрь 2014 | Заместитель заведующего по ВМР Воспитатели |
4. | Обучающий семинар для воспитателей «Создание здоровьесберегающей социально-ориентированной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» | Сентябрь 2014 | Заведующий Заместитель заведующего по ВМР |
5. | Индивидуальные консультации по запросам педагогов | В течение года | Заместитель заведующего по ВМР |
6. | Трансляция опыта работы ДОУ:
|
Октябрь 2014 Февраль 2015 |
Заведующий Заместитель заведующего по ВМР |
7. | Педагогический совет «Предметно-пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» | Ноябрь 2014 | Заведующий Заместитель заведующего по ВМР |
8. | Взаимопосещения: «Организация предметно-пространственной среды для детей среднего и старшего дошкольного возраста» |
Ноябрь 2014 | Заместитель заведующего по ВМР Воспитатели |
9. | Семинар-практикум «Интерактивные формы работы с родителями воспитанников в рамках реализации проекта» | Декабрь 2014 | Заместитель заведующего по ВМР |
10. | Мастер-классы:
|
Октябрь 2014 |
Музыкальный руководитель |
11. | Работа «Школы молодого педагога»:
|
Сентябрь 2014 |
Заместитель |
12. | Смотры-конкурсы:
|
Сентябрь |
Заместитель |
13. | Организация выставок совместного
творчества педагогов и родителей:
|
Сентябрь |
Заместитель |
14. | Участие родителей в оформлении
праздников:
|
Сентябрь Октябрь Май |
Воспитатели |
15. | Приобретение современного оборудования для организации воспитательно - образовательной работы с детьми за счет средств бюджета, привлечение спонсорских средств, средств, полученных от платных дополнительных образовательных услуг | В течение всего периода | Заведующий |
3 этап. Презентационно-обобщающий. |
|||
1. | Педагогический совет – круглый стол «Реализация проекта: итоги, проблемы, перспективы работы по формированию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» | Май 2015 | Заведующий Заместитель заведующего по ВМР |
2. | Анкетирование педагогов «Успехи и трудности в работе по формированию предметно-пространственной среды в группе» | Май 2015 | Заместитель заведующего по ВМР |
3. | Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей деятельностью педагогов группы и ДОУ в целом по формированию предметно- пространственной среды» | Май 2015 | Заведующий Заместитель заведующего по ВМР |
4. | Проведение общего родительского собрания «Наши успехи и достижения при реализации проекта» | Май 2015 | Заведующий |
5. | Обобщение и распространение опыта работы ДОУ по формированию развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС ДО: публикации педагогов | Май 2015 | Заведующий Заместитель заведующего по ВМР Педагоги |