Цель: учить объединять предметы в группы; познакомить с понятием “порядок”, учить определять закономерность в группе предметов; развивать математическую речь, внимание, логическое мышление учащихся; прививать интерес к математике.
Планируемые результаты:
Личностные:
- учащиеся научатся делать выбор, группировать предметы по определённому признаку;
Метапредметные:
- учащиеся внимательно относятся к высказываниям учителя и одноклассников, осуществляют самоконтроль (регулятивные УУД);
- продуманно строят свою речь, находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД);
- учащиеся учатся доносить свою позицию до других, оформляют свои высказывания в устной речи, слушают и понимают других (коммуникативные УУД);
Предметные:
- учащиеся запомнят последовательность чисел от 1 до 10, научатся наблюдать, устанавливать и продолжать закономерность в последовательности предметов; сравнивать предметы по цвету, размеру, форме; усвоят и будут применять понятия “раньше”, “позже”.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с именами, тетради учащихся, цветные карандаши, сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
- Рада встрече с вами, дарю улыбку и предлагаю вам в ответ улыбнуться мне и друг другу.
- В нашем классе стало светлее от ваших добрых улыбок.
- Прошло всего несколько дней с тех пор, как вы пришли в школу. Скажите, пожалуйста, кому нравится быть учеником?
- Продолжите предложение: “Я сегодня с радостью шёл в школу, потому что …” (Ответы учащихся).
- А я сегодня с радостью шла в школу, потому что очень хотела встретиться с моими смышлёными, добрыми учениками и знала, что нас ждёт много интересных дел.
- Здесь, на доске, карточки с вашими именами. Но, где, чья карточка, пока сложно определить, потому что вас много, и мы совсем недавно познакомились. Поможете разобраться? (Ответ учащихся).
- Тогда тихо-тихо прочитайте имена и найдите своё. Если кому-то будет трудно, можно попросить соседа вам помочь.
(Даю время. Затем, начиная с первой парты, прошу каждого ученика выйти к доске, взять карточку и громко назвать своё имя).
- Очень приятно всем нам ещё раз познакомиться! Скоро каждый из вас хорошо запомнит имена своих одноклассников.
- А теперь каждый со своего места громко назовёт своё имя.
- Заметили, какой шум получается? Поэтому, в школе существует правило: отвечаем по очереди. “Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними”. Повторите, пожалуйста, это правило. Постарайтесь его выполнять.
2. Актуализация знаний
- Давайте посчитаем, сколько мальчиков в нашем классе. Мальчики, выйдите, пожалуйста, к доске. Девочки, считаем хором. (Девочки считают количество мальчиков в классе).
- Теперь девочки выйдут к доске. Мальчики, считаем хором. (Мальчики считают количество девочек в классе).
- Кого больше – мальчиков или девочек? (Ответы учащихся).
- Давайте построимся парами, чтобы увидеть ответ на этот вопрос.
- Вы сейчас считали, сравнивали. Кто скажет, какая наука учит этому? (Ответ: “Математика”).
- Молодцы!
<Слайд №2>
(Кот Леопольд и поговорка “Порядок на столе – порядок в голове”).
- Ребята, знаком ли вам этот сказочный герой? (Ответы учащихся).
- Вы узнали его, это кот Леопольд. Теперь прочитайте, о чём он говорит вам.
- Какое слово повторяется два раза? (Ответ учащихся: “Порядок”. Подчёркиваю это слово, используя инструмент “ручка”).
- Вы догадались, о чём будем говорить на нашем уроке математики? (Ответы учащихся).
- А что такое порядок? (Ответы учащихся).
- Слово “порядок” имеет несколько значений. Одно значение – расположение чего-нибудь. Другое значение слова “порядок” - последовательный ход чего-нибудь.
<Слайд №3>
(Письменный стол завален вещами. На нём – письменные принадлежности, игрушки, сладости).
- Посмотрите на все эти предметы. Можно ли сказать, что на письменном столе порядок? (Ответы учащихся).
- Соглашусь с вами, это - беспорядок! Давайте уберём всё лишнее, оставив лишь то, что должно лежать на письменном столе.
(Учащиеся, используя инструмент “ручка”, зачёркивают лишние предметы, оставляют тетрадь, ручку, карандаши, ноутбук).
<Слайд №4>
(На письменном столе – тетрадь, ручка, карандаши, ноутбук).
- Вспомните свой письменный стол. Он выглядит как на первой картинке или как на второй? (Ответы учащихся).
3. Самоопределение к деятельности
- Зачем нужен порядок? (Ответы учащихся. Выделяю главную мысль: “Порядок помогает нам сосредоточиться и успешнее выполнить работу).
- Порядок нужен не только в комнате, но и в любой науке, да и во всей нашей жизни, в целом. Представьте, что будет, если на улицах нашего города нарушится порядок, и все станут ходить и ездить, как вздумается и где вздумается. К чему это может привести? (Подчёркиваю главную мысль в ответах учащихся: “Это может привести к беде”).
- Давайте вместе сделаем вывод из беседы. (Учащиеся делают вывод, что порядок – это очень важно).
- Это мы рассмотрели первое значение слова “порядок” - расположение чего-нибудь.
- А теперь перейдём ко второму значению слова “порядок” - последовательный ход чего-нибудь. Будем выполнять математические задания по наведению порядка.
4. Работа по теме урока
<Слайд №5>
(Кот Леопольд и сердечки с цифрами).
- Посмотрите на доску. Кот Леопольд решил сделать подарки друзьям в форме сердечек. На сердечках подписал, в какой очерёдности он будет дарить подарки. Есть ли порядок в цифрах? (Ответы учащихся.)
- Да, они перепутаны, надо поставить каждую цифру на своё место. Кто мне поможет?
- Какой цифры не хватает? (Ответ: “Не хватает цифры 5”). Верно, давайте поставим цифру 5 на своё место.
<Слайд №6>
(Кот Леопольд и цифры, записанные в беспорядке, разные по размеру и цвету).
- Ох, уж эти цифры! Посмотрите, снова перепутались, словно играют с Леопольдом! Но, на этот раз, мы не будем ставить их по порядку, достаточно лишь назвать числа от 1 до 10, делая это быстро и указывая на цифру.
- Какой цифры не хватает?
(Игра на внимание, отработка правильности и быстроты счёта чисел первого десятка. Отмечаю детей, которым удалось выполнить задание быстро и без ошибок).
<Слайд №7>
(Кот Леопольд и рыбки разные по величине).
- Кот Леопольд отправился на рыбалку. Как вы думаете, какой порядок можно навести на этой картинке? (Ответы учащихся: “Сначала кот поймал маленькую рыбку, потом больше и больше…”).
- Расставьте рыбок на доске в той очерёдности, в которой их поймал кот Леопольд.
- А есть другой способ? (Ответы учащихся: “Второй способ: кот ловил рыбок от большой – к маленькой”).
- По какому признаку вы расставляли рыбок? (Ответ учащихся: “По размеру”).
- Молодцы! Вы научились устанавливать закономерность по размеру.
<Слайд №8>
(Слова – названия времён года и картинки, соответствующие разным временам года).
- Кто скажет, какое сейчас время года? (Ответ учащихся: “Осень”).
- Какое время года изображено на первой картинке?
(Ответ учащихся: “Зима”).
- Какое время года следует за зимой? (Ответ учащихся).
- Посмотрите, верно ли, что на следующей картинке изображена весна. (Ответ учащихся).
- Найдите картинку, на которой изображена весна. Поставьте её следом за зимой.
- Проверьте, соответствует ли порядок следующих картинок очерёдности времён года?
(Ответы учащихся).
- Прочитайте слова на карточках.
- Как назовём эти слова? (Ответ учащихся: “Времена года”).
- Расположите правильно подписи к картинкам.
(Отмечаю детей, которым удалось найти соответствие картинки и подписи к ней и поставить времена года в правильном порядке).
Физкультминутка
- Пришло время немного отдохнуть. Догадаетесь ли вы, из какого мультфильма будет звучать песенка? (Про кота Леопольда).
(Включаю музыку, выполняем несколько танцевальных движений. Проводим игру “Повторяй за мной”).
- А помните, кому кот Леопольд говорил: “Ребята, давайте жить дружно!” (Ответ детей: “Мышка”).
<Слайд №9>
(Мышки и коробочка).
(1 ряд: квадраты жёлтого, синего, красного цвета
2 ряд: круги жёлтого, синего, красного цвета
3 ряд: треугольники (первый пропущен) синего, красного цвета). Мышки весело играли с геометрическими фигурами, а потом стали раскладывать их в коробочки. В каждой коробочке свой порядок. Взялись они за дело. Когда работа подходила к концу, мышки заметили, что в каждой коробочке одной фигуры не хватает. Давайте поможем найти мышкам недостающие фигуры.
- Как вы думаете, какая фигура должна стоять в этой коробочке? (Ответы учащихся).
- По какому признаку сгруппированы фигуры? (Ответ учащихся: “В этой коробочке все фигуры сгруппированы по цвету).
<Слайд №10>
(Мышки и коробочка).
(1 ряд: красные треугольник, квадрат и круг
2 ряд: жёлтые - треугольник, квадрат и круг
3 ряд: синие - треугольник, (пропущена фигура), круг).
- Посмотрите и определите, какая фигура должна стоять во второй коробочке. (Ответы учащихся).
- По какому признаку сгруппированы фигуры в этой коробочке? (Ответ учащихся: “В этой коробочке фигуры сгруппированы по форме”).
<Слайд №11>
(Мышки и коробочка).
(1 ряд: синий круг, красный квадрат, жёлтый треугольник
2 ряд: красный треугольник, жёлтый круг, синий квадрат
3 ряд: жёлтый квадрат, синий треугольник, (фигура пропущена.)).
- В третьей коробочке найдите недостающую фигуру.
-По какому признаку сгруппированы фигуры в этой коробочке? (Ответы учащихся: “В этой коробочке фигуры расставлены по группам, в которых цвет и форма не повторяется”).
- Молодцы! Вы научились устанавливать закономерности по цвету и форме.
<Слайды №12,13,14>
(Цыплёнок и яйцо. Колоски и булки. Цветы и ягоды земляники).
- Давайте в этих парных картинках определим порядок: что было раньше, что потом.
(Отмечаю детей, которые без ошибок справились с заданиями).
<Слайд №15>
(Парусники с примерами. Слева и справа – острова, обозначенные цифрами 1 и 2, куда надо добраться).
- У парусников тоже свой порядок. Они должны приплыть строго к своему острову. Чтобы узнать, к какому именно острову подплыть паруснику, нужно посчитать примеры.
(На парусниках – примеры на вычитание чисел от 1 до 5. Справа –остров с цифрой 1, слева – с цифрой 2. Учащиеся считают примеры и отправляют парусник к соответствующему острову. Отмечаю тех, кто работает быстро и без ошибок.
- Куда же должен приплыть второй парусник, в примере которого получилось число 3?
(Ответ учащихся: “Ему место не указано, так как острова с цифрой 3 нет”).
- Значит, этот парусник продолжит плавание.
- А мы продолжим урок весёлой физкультминуткой.
Физкультминутка
(Учащиеся вместе с учителем произносят слова и выполняют движения:
- Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз – два – три - четыре –
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон!
Убежали мышки вон).
- Проказники-мышки убежали, а ученики нашего класса продолжают учиться.
5. Закрепление изученного материала
- Давайте проверим, насколько внимательны вы были на уроке и как научились замечать последовательный ход предметов. Сейчас вы будете выполнять письменную работу.
- Но сначала вспомним, как ученик должен сидеть при письме. (Ответы учащихся).
- Как должна лежать тетрадь? (Ответы учащихся).
- Как надо держать карандаш? (Ответы учащихся).
- Откройте тетради и посмотрите, какое задание ждёт вас.
(В тетрадях учащихся на строчке чередуются фигуры: круг - треугольник, треугольник-круг).
- Определите порядок в строчке.
- Продолжите строчку до конца, не нарушив этот порядок. (Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой).
<Слайд №16>
(Ниточка с бусинками).
- Рассмотрите ниточку с бусинками. Запомните последовательный ход, цвет, размер бусин.
- Через несколько минут я убираю картинку, а вы цветными карандашами рисуете точно такие бусы в своих тетрадях.
(Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Затем, для самопроверки, перед ними снова открывается слайд №16).
- Кто не нарушил порядок?
- Кому задание показалось слишком трудным?
- Уберите тетради и карандаши в сторону.
- Молодцы, вы запомнили порядок и выполняли задание без ошибок!
<Слайд №17>
(Флажки разного цвета чередуются. Есть место, где произошёл сбой этой закономерности).
- Посмотрите на доску. Какой-то флажок нарушает порядок. Давайте найдём “нарушителя”. (Ответы учащихся. Отмечаю учащихся, которые дают точный ответ и объясняют свой выбор).
<Слайд №18>
(Сидят тигрята. Все смотрят вправо, а один - влево).
- Смотрим внимательно. Кто нарушил порядок? (Ответ детей с объяснением своего выбора).
<Слайд №19>
(Пятиугольники и встречается один шестиугольник).
- Как можно назвать группу фигур? (Ответ учащихся: “многоугольники”).
- Проверьте, по всей ли строке соблюдается порядок геометрических фигур. (Ответы учащихся).
- Молодцы! Вы научились устанавливать закономерность по форме.
<Слайд №20>
(Кот Леопольд, мышата и герои сказки “Колобок”).
- Когда наступил вечер, мышата попросили кота Леопольда рассказать им сказку “Колобок”. Леопольд с радостью согласился. Но запутался, не мог припомнить, с кем Колобок встретился первым, с кем вторым, с кем третьим и с кем четвёртым. Ребята, помогите, пожалуйста, Леопольду! (Учащиеся ставят героев друг за другом, в соответствии с содержанием сказки).
- Леопольд и мышата благодарят вас за помощь!
6. Рефлексия
- И я хочу поблагодарить за хорошую работу. Все вы были внимательными и сообразительными, везде установили порядок.
- Поднимите руку, кому было интересно на занятии?
- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
- Вы убедились, что порядок важен и нужен во всём?
- Прочитаем ещё раз высказывание Леопольда, чтобы запомнить.
(Возвращаемся к первому слайду, читаем: “Порядок на столе – порядок в голове”).
7. Подведение итогов
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Ответы учащихся).
- Где можно применить полученные знания? (Ответы учащихся).
- Кого из ребят мы похвалим сегодня за активную работу? (Ответы учащихся).
- Урок окончен. Всем спасибо за добросовестный труд!
Использованная литература
- Максимова Т.Н. Поурочные разработки по математике. 1 класс. – М.; ВАКО. 2013.