УМК "Математика 5 класс" под редакцией А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С Якира.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
- личностные: Формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью, объективно оценивать труд одноклассников.
- метапредметные: Формировать умение действовать в соответствии с алгоритмом, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
- предметные: Научить учащихся читать и записывать десятичные дроби. Представлять десятичную дробь в виде обыкновенной дроби и обыкновенную дробь в виде десятичной дроби.
Формы организации работы: фронтальная работа с классом, работа в парах, самостоятельная работа на первичное закрепление.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Структура и ход урока
I. Организационный блок (5 мин.)
Учитель приветствует детей и говорит, что сегодняшний урок он начнёт с чтения рассказа о приключении искателя клада “После долгих поисков Генри нашёл на чердаке карту, в которой было указано, где капитан Роджер спрятал свои сокровища. Приплыв на остров, отмеченный на карте, Генри увидел пещеру. На закрытом входе в эту пещеру ряд чисел 4 ; 6; 26; и надпись “прочитай числа и откроется вход к сокровищам”.
Учитель:
Назовите
а) натуральные числа;
б) смешанные числа;
в) обыкновенные дроби. Какие числа вы не назвали?
Ученики: два числа мы не могли прочитать, какие-то числа с запятыми.
Учитель: Знакомство с этими числами и будет темой нашего урока.
Запишите в тетради число, тему урока “Представление о десятичных дробях”
II. Мотивационный блок (3 мин.)
Учитель: Как называются непрочитанные числа ?
Ученики: Десятичные дроби
Учитель: Генри огорчился, он не смог тоже прочитать десятичные дроби, вход в пещеру остался закрытым. Мы можем помочь кладоискателю?
Ученики: Сможем, если научимся читать и писать десятичные дроби.
Учитель: Это и будет целью нашего урока.
III. Информационный блок.(10мин)
Учитель: Запишите в тетради, в столбик, смешанные числа: ; 42; ; 3;,
Посмотрите на экран, проверьте и оцените себя
Чем похожи эти числа? Что интересного заметили?
Ученики: У всех дробей в знаменателе единица и нули
Учитель: Мы будем записывать дробные числа по-новому, но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись. Кто догадался к каким?
Ученики: Только к тем у которых, в знаменателе единица и нули.
Учитель: Числа со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя, такое число можно представить в виде десятичной записи, или, как говорят иначе, в виде десятичной дроби.
В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин предложил ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись, например:
=0,03; ; = 4,38 ; 5 = 5,003.Назовите целую часть каждого числа. Назовите дробную часть каждого числа. Кто сделает вывод, о зависимости количества нулей в знаменателе от количества цифр после запятой.
Мы будем составлять алгоритм представления числа в виде десятичной дроби. Объясните, каким будет первый, второй, третий, четвёртый шаг алгоритма.
Ученики: (Учитель консультирует)
1. Записываем целую часть, и ставим запятую.
2. После запятой поставим столько точек, сколько нулей в знаменателе дробной части .
3. С последней точки записываем числитель, начиная с последнего знака.
4. В пустые места записываем нули. Так как эти числа равны, то десятичную дробь читают аналогично.
Учитель: Посмотрите на экран, проговорите каждый шаг, запомните алгоритм.
Запишите в тетради напротив ваших чисел их запись в виде десятичной дроби Проверьте и оцените себя (работа в парах)
IV. Практический блок (15 мин.)
Учитель: Выполните устно упражнение из учебника.
Дети читают 15 десятичных дробей.
Учитель: Прочитайте числа, которые не смог прочитать ГенриПещера открылась. Пройдя несколько метров Генри увидел вход в подземелье. 10 ступенек, по которым он спустится вниз, это 10 ваших правильных записей. Выполните у доски два номера учебника. 5 примеров (запишите в виде десятичной дроби числа); 5 примеров (запишите в виде обыкновенной дроби десятичные дроби)
Дети по очереди выходят к доске и делают записи.
V. Оценочный блок. (10 мин.)
Учитель: Наконец Генри увидел шкатулку, на крышке которой было написано “Ваши знания - ...” Выполните самостоятельно задания, выберите правильные ответы, запишите буквы им соответствующие и найдёте ключ к шкатулке.
Самостоятельная работа.
Запишите в виде десятичных дробей частные:
- 3:10000=0,0003 К
- 182:10=1,82 С
- 631:10000=0,631 И
- 74:1000=0,074 Л
- 849:1000=0,849 A
- 5405:100=54,05 Д .
Работа выполняется в тетрадях. Ответы проверяются и проговариваются с образцом на доске.
При проверке самостоятельной работы учащиеся устанавливают причины своих затруднений и корректируют их.
VI. Рефлексия (2 мин):
Учитель: Что самое главное получил Генри?
Ученики: Знания, потому что знания это клад.
Учитель: Какую задачу мы ставили?
Ученики: Научиться читать и записывать десятичные дроби.
Учитель: Что было наиболее сложным?
Постановка д\з.
Задаю два номера из учебника, один (запишите в виде десятичных дробей числа), второй на повторение (пример на все действия с числами).Кто желает, подготовит к следующему уроку ответ на вопрос “Кто в России впервые изложил учение о десятичных дробях