Открытый урок на тему "Ленинградская битва"

Разделы: История и обществознание


ВИД УРОКА: Комбинированный:

  • лекция-беседа - представление материала учителем с использованием презентации;
  • элементы семинарского занятия - рассказ учащихся 11 "а" класса о Блокаде Ленинграда; учащимися с использованием презентаций;
  • элементы урока с использованием творческого потенциала учащихся и костюмированными образами, учащиеся 6 "а" класса представляют инсценировку песни: И.И.Шварца - "Ленинградцы";
  • фронтальный опрос учащихся по пройденной теме, закрепление изученного материала;
  • беседа - учащиеся 11 "а" класса, получили возможность живого общения с ветеранами Великой Отечественной войны, непосредственными участниками Блокады Ленинграда.

ЦЕЛИ:

  • Расширять знания учащихся по истории России, связанные с историческими вехами нашей страны.
  • Воспитывать чувство гордости за свою страну и ее защитников.
  • В ходе урока содействовать развитию и совершенствованию познавательной деятельности, патриотического воспитания, абстрактного, логического и аналитического мышления, культуры речи, лидерских качеств, умения отстаивать свою точку зрения и использовать потенциал собственных знаний.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, бережного отношения к рабочей минуте, целеустремленности, толерантности, уважительного отношения к старшему поколению, благодаря которому наша Родина есть

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

1) Изучение материала по теме: "Блокада Ленинграда".

2) Знакомство учащихся с историческими вехами нашей страны, имеющими жизненно важное значение.

Воспитывающие:

1) Воспитание коллективизма и ответственности.

2) Формирование у учащихся гордости за свой народ, через народный подвиг в тяжелые для Отечества года.

3) Формирование у учащихся умения описывать исторические события, используя ИКТ.

4) Формирование у учащихся умения работать в группе, составлять и использовать презентации.

Развивающие:

1) Развитие речи у учащихся.

2) Развитие ораторского мастерства, через выступление в группе.

3) Формирование ответственности за общее дело.

4) Использование ИКТ.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Ноутбук.
  • Колонки.
  • Медийный проектор и презентации (учителя, учащихся).
  • Экран.
  • Презентиция, подготовленная докладчиками и выступление по ней.
  • Учебник: А.А.Данилов, Л. Г. Косулина “История России. ХХ начало ХХI века”, 2012г.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Адамович А., Гранин Д. “Блокадная книга”

2.Белозеров Б.П. “Фронт без границ. 1941–1945 гг”

3.Советская военная энциклопедия. В 8 томах.

4.Бешанов В.В “Ленинградская бойня. Страшная правда о Блокаде”

5.“Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов”

6.Буров А. В. “Блокада день за днем”

7.Глинка В.М. “Воспоминания о блокаде”

8.Дзенискевич А.Р.“Жизнь и смерть в блокированном Ленинграде”

9.Кузнецов Н.Г.“Курсом к победе”

10.Лихачев Д.С. "Как мы выжили"

11.Мухина Е. “Сохрани мою печальную историю... Блокадный дневник Лены Мухиной” (в работе)

12.Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. М.: Полигон, 2004. 767 с.

13.Ленинградская битва 1941–1944. Сборник статей (Составители Г.И. Вавилина, Т.И. Коптелова, В.И. Позднякова). Санкт-Петербург: АО “Иван Федоров”, 1995. 204 с.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Проверка наличия учащихся, их готовность к уроку.

2. Целеполагание и мотивация.

- Постановка цели, объяснение актуальности и значимости темы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

2014 год имеет особое значение для Блокады Ленинграда - он юбилейный, исполнилось 70 лет этому значимому событию периода Великой Отечественной войны. В связи с юбилеем хотелось еще раз коснуться этой темы и постараться рассмотреть ее в различных ракурсах, именно поэтому наша работа трактуется как энциклопедия исторического события.

3. Обобщение и систематизация.

- Учитель напоминает тему урока: "Блокада Ленинграда".

- Учитель задает вопросы учащимся по уже изученным темам, касающимся Великой Отечественной войны и связывает их с темой урока.

4. Звучит сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз.

5. Звучит песня "Вставай страна огромная". (Учащимся желательно петь ее вместе с хором).

6. Изучение нового материала.

- Пономарева Т.Н.

22 июня 1941 фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на Советский Союз, удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые должны были к 21 июля овладеть Ленинградом.

- 9 июля был захвачен Псков;

- 10 июля немецкие части прорвали фронт и силами 4-я танковой группы армии “Север” вышли к реке Плюса и далее устремились к Луге;

- 21 августа немцы заняли станцию Чудово, тем самым перерезав Октябрьскую железную дорогу;

- через 8 дней овладели Тосно;

- 30 августа был захвачен крупный железнодорожный узел Мга;

- С 8 сентября 1941, когда немцы захватили Шлиссельбург, началась 871-дневная блокада Ленинграда.

/Новый материал по теме: "Блокада Ленинграда" учитель представляет используя презентацию/.

7. Учащиеся используя элементы семинарского занятия представляют тему "БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА".

а) МАСЛЕНКОВА ВЕРА

Блокада Ленинграда

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом - можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.

б) БАРЦИЦ АЛИНА

Первые дни блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах - в хранилище стратегических запасов города - спровоцировал страшный голод блокадных дней. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового "стратегического запаса" не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.

в) ЧУМАКОВА ЛЮБОВЬ

Блокада Ленинграда - боль и смерть

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

г) НЕЧЕПУРЕНКО НИКИТА

Жизнь блокадного Ленинграда

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской".

8. Учитель: ПОНОМАРЕВА Т.Н. читает стихотворение, посвященное Блокаде Ленинграда.

Яков Белинский

"Седьмая Симфония"

Вновь,
как вчера,
блокадною зимой, ломающей фашистскую
подкову,
встает в раскатах яростный
Седьмой
смертельно бледный
Дмитрий Шостакович

Он слушал ночь, летящую
над ним,
шаги судьбы, гнев, гордое
страданье -
и становился городом самим,
а город - им: двух грозных сил слиянье.

Он слушал ночь, став
городом самим.
А город - им.
Сплав музыки и стали.
Сто струн и труб
сквозь орудийный дым
с бойцами рядом
шли
и побеждали.

Огонь зениток,
Медленная пыль.
Удары нараставшего отпора.
А над Невой -
Адмиралтейский штиль,
как бы зажатый в пальцах дирижера.

9. Учащиеся используя элементы семинарского занятия представляют тему "БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА"/продолжение/.

д) НЕЧЕПУРЕНКО НИКИТА

/продолжение/

Композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

е) АЗАТЯН СЕРГЕЙ

Дорога Жизни - пульс осаждённого города

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинграда. Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".

ж) МАСЛЕНКОВА ВЕРА

Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями "За оборону Ленинграда".

10. ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСНИ И.И.ШВАРЦА: "ЛЕНИНГРАДЦЫ"

/Инсценитровку представляют учащиеся 6-х классов/

1)Стрепетова Юлия

2)Дорогова Эльпида

3)Михеева Виктория

4)Курошу Диана

5)Бруев Дмитрий

6)Кутин Владимир

7)Лятифов Ахмед

11. Звучит сообщение о прорыве блокады Ленинграда. Юрий Левитан.

12 Учащиеся используя элементы семинарского занятия представляют тему "БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА"/продолжение/.

13. ПЕТКЕВИЧ АННА

Прорыв блокады Ленинграда

В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда. Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.

Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! 

14. Учитель: ПОНОМАРЕВА Т.Н.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады… 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью “Золотая Звезда”.

15. Учитель: ПОНОМАРЕВА Т.Н.

Минутой молчания, почтим память всех погибших в Великой Отечественной войне!

16. Звучит метроном. Минута молчания.

17. Краткий фронтальный опрос учащихся по пройденной теме, закрепление изученного материала:

а) Когда началась Великая отечественная война?

б) Как называлась группа немецких армий, которой было поручено овладеть Ленинградом?

в) Сколько дней длилась Блокада Ленинграда?

г) Охарактеризовать особенности первых дней блокады Ленинграда.

д) Что значила для ленинградцев "Дорога жизни"?

е) Кто написал "Седьмую симфонию", посвященную блокаде Ленинграда?

ж) Когда был осуществлен прорыв блокады Ленинграда?

18. Беседа учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками Блокады Ленинграда. Учащиеся 11 "а", получили возможность живого общения с ветеранами Великой Отечественной войны, непосредственными участниками блокады Ленинграда.

19. Учитель: ПОНОМАРЕВА Т.Н.

Давайте поблагодарим участников, свидетелей блокады Ленинграда. Большое спасибо вам, что Вы нашли время и силы прийти к нам на открытый урок, посвященный блокаде Ленинграда.

20. УЧАЩИЕСЯ 11 "А" И 6 "А" КЛАССОВ БЛАГОДАРЯТ ВЕТЕРАНОВ ВОВ.

1)Масленкова Вера

2)Петкевич Анна

3)Чумакова Любовь

4)Стрепетова Юлия

5)Дорогова Эльпида

6)Курошу Диана

7)Михеева Виктория