Программное содержание:
- Приобщать детей к театральной культуре, продолжать обогащать их театральный опыт.
- Познакомить детей с историей возникновения театра.
- Расширить представления о современном театре, его строении (сцена, театральный занавес, зрительный зал).
- Дать представления о видах театрального искусства: балет, кукольный театр, драматический театр.
- Познакомить с различными видами театральных кукол (бибабо, пальчиковые, настольные, ростовые). Упражнять в управлении куклами.
- Продолжить работу по развитию навыков сценической речи и сценических движений. Формировать первичные навыки публичных выступлений и умения держаться на сцене. Развивать потребности в самостоятельной театральной деятельности.
- Воспитывать любовь к театру, гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.
- Активизировать в речи слова пуанты, балет, кукловод.
Материал и оборудование:
- мультимедиа;
- черный ящик;
- пуанты;
- театральные куклы разных видов: пальчиковые, ростовые, бибабо, настольные;
- театральный занавес, подиум-сцена, звонок, декорации леса;
- элементы костюмов сороки, медведя;
- театральная программа детских спектаклей на ноябрь месяц;
- мелодии для путешествий на троллейбусе, поезде, корабле, самолете
Предшествующая работа:
- чтение сказок с последующим обсуждением (сюжет, герои, характеристики, мотивации героев);
- простейшая театрализация (подготовка этюдов и мини-сказок с дальнейшим показом зрителям);
- игры, игровые упражнения “Театр сказок” с театральными куклами;
- беседа “Как вести себя в театре?”;
- беседы о словах паразитах речи, о культуре и технике речи, понятии “что значит красиво говорить?”;
- игровые упражнения “учусь говорить красиво” (интонация, динамика речи, темп речи);
- знакомство с приемами управления театральными куклами;
- занятие “С чего начинается театр?”;
- театральная игра “Чем интересна роль”.
- театральная игра “Чем интересна роль”.
Методические приемы:
- просмотр презентации и рассказ педагога о возникновении театра.
- сюрпризный момент - внесение шкатулки
- просмотр видео - отрывок из балета “Щелкунчик” танец Феи Драже
- выставка “Кукольный театр”
- рассказы заранее подготовленных детей о разных видах кукол
- игра-разминка “Море настроения”
- игровая театрализованная деятельность “Театр”
- поощрение
- анализ непосредственно-образовательной деятельности.
Ход занятия
- Сегодня к нам в детский сад принесли необычное приглашение. Посмотрите, это театральная афиша - программа детских спектаклей, которые можно посмотреть в театрах нашего города. А знаете ли вы, что такое театр? Хотите узнать о театре больше? Тогда приглашаю вас отправиться в путешествие в удивительный мир театрального искусства. На чем поедем? Поедем на троллейбусе. Встаньте парами друг за другом, Катя, поднимет косички вверх. Итак, в путь... (дети шагают “змейкой”)
Первая остановка нашего путешествия “Историческая”. Приглашаю вас пройти в видеозал. Внимание на экран. Презентация “Знакомство с театром”.
Театральное искусство возникло давным-давно, в стране – Древняя Греция. Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре была сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы, и высокие зрительные места. Когда актеры исполняли грустную пьесу – трагедию они надевали на лицо грустные, хмурые маски. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры надевали веселые, улыбающиеся маски. Прошли годы и в городах появились большие, красивые здания – театры. Внутри театра есть большой зрительный зал. Центральное место в нем занимает сцена, на которой выступают актёры. Для того чтобы начать и закончить представление в театре существует театральный занавес. Чтобы представление было ярким и красочным сцену украшают декорациями. Шли годы, и театр постоянно менялся. В городах появились большие и красивые здания – современных театров. Посмотрите, как выглядят театры мира: Москва, Сидней, Санкт-Петербург и др. А этот театр вам знаком. Где вы могли его видеть? Узнали? Это Чувашский драматический театр. Так выглядит кукольный театр в Чебоксарах. Кто видел этот театр? Где он находится? Какую сказку ты смотрел в кукольном театре? Это – Чувашский театр оперы и балета в Чебоксарах. Здесь можно посмотреть разные музыкальные спектакли.
- Внимание сюрприз! Внесите волшебную шкатулку. Интересно, что же там лежит? Откроем и узнаем. Как вы думаете что это? Это пуанты - специальная обувь, в которых танцуют балерины. Послушайте, как красиво звучит это слово. Повторите. Балерины могут танцевать на кончиках пальцев, поэтому носок пуантов сделан твердым. Потрогайте. Балерины танцуют в балете – это вид музыкального театра, в котором все действие передается в музыке, жестах и, конечно же, танцах. Я предлагаю вам посмотреть отрывок из балета “Щелкунчик” танец Феи Дражже. Чудесный танец! После просмотра балета у людей возникают прекрасные чувства восторга, полета, восхищения. А вам понравился танец Феи Дражже? Какие у вас возникли чувства? Что вы испытали? Замечательно!
- Ребята, наше путешествие продолжается, приглашаю вас проехать на следующую станцию. На чем поедем? На поезде! В путь! (ходьба в колонне с имитацией вращения колес руками) Остановка “Кукольный театр”. Перед нами выставка театральных кукол. Мы уже знакомы с некоторыми видами. Это кукла бибабо, это пальчиковая кукла. Дима и Катя расскажут о них и покажут, как ими управлять (рассказы детей.) Это ростовая кукла. Посмотрите, как нужно ею управлять (показ воспитателя).
Артиста кукольного театр, который управляет куклой, называют – кукловод. Повтори, Маша. Кира. Перед представлением кукловоды делают разминку, чтобы пластично двигаться по сцене, четко и ясно проговаривать слова, иметь ловкие руки. Приглашаю вас на игру-разминку “Море настроения”. Разволнуем море, поднимем волны: пластичные кисти, плавные ручки до локтей, взмахи до плеч, покачивание из стороны в сторону (шторм). Повторяем вместе: Море волнуется 1, море волнуется 2, море волнуется 3, фигура удивления замри! Почему у тебя такое удивленное настроение? А ты почему так удивлен? Отомри. Еще раз повторяем вместе: Море волнуется 1, море волнуется 2, море волнуется 3, фигура злости замри! Почему ты так зол? Кто тебя так разозлил? Отомри. Продолжаем: Море волнуется 1, море волнуется 2, море волнуется 3, фигура радости замри! Почему у тебя такое радостное настроение? А ты чему радуешься? Отомри. Вот какое замечательное море настроений у нас получилось! Поаплодируйте себе.
Путешествие продолжается. Плывем на корабле (ходьба с махами рук). Остановка “Драматический театр”. В драматическом театре главное средство слово, речь артистов. Сейчас мы с вами поиграем в театр. Покажем маленькую театральную сценку. Кто сегодня будет артистом? Пройдите за ширму и наденьте костюмы. Я буду рассказчицей. Остальные ребята кем будут в нашем театре? Сцена, театральный занавес у нас есть. Что нам нужно еще приготовить? Зрительный зал. Поставьте стулья в несколько рядов. Перед началом представления в театре звучит звонок: первый - приглашает в зал, звучит второй звонок, третий – спектакль начинается. Зрители бурными аплодисментами приглашают артистов. Занавес открывается.
“Сорока и Медведь” (по Н. Сладкову)
Медведь медленно вылезает из берлоги (ребенок встает со своего стульчика), потягивается, зевает, трет глаза, смотрит по сторонам. Замечает Сороку, медленно идет к ней.
Сорока легко слетает с дерева (ребенок спрыгивает со своего стульчика), летит к медведю, плавно размахивая крыльями.
Сорока (склонив голову на бок). Ау, Медведь, ты утром что делаешь?
Медведь (медленно поводит в стороны головой). Я-то? (Остановился, задумался.) Да ем!
Сорока (удивленно моргнув). А днем?
Медведь (делает те же движения головой). И днем ем.
Сорока (подпрыгнув от удивления). А вечером?
Медведь (махнув лапой). И вечером ем.
Сорока (от удивления округлив глаза). А ночью?
Медведь. И ночью ем.
Сорока. А когда же ты не ешь?
Медведь. Да когда сыт бываю!
Сорока (удивленно взмахивает крыльями). А когда ты сыт бываешь?
Медведь (медленно разводит лапы в стороны). Да никогда. (Отрицательно машет головой.)
Аплодисменты зрителей! Артисты после представления выходят на поклон. В роли Сороки была Аня, роль Медведя исполнял Максим! Занавес закрывается. Спектакль закончился. Все замечательно справились со своей ролью. Сорока искренне удивлялась, говорила тонким голоском, а от голоса медведя даже мне стало страшно. Ребята были настоящими артистами,
Наше путешествие продолжается. На чем будем путешествовать? Полетим на самолете (легкий бег с раздвинутыми в сторону руками). Остановка “Детский сад”. Поделитесь впечатлениями о нашем путешествии в мир театра. Что больше всего понравилось и запомнилось? Как называется обувь балерины? Назовите музыкальный спектакль, в котором все действие предается в танце? Кто управляет куклами? Что есть внутри театра? Как называют кукол, которых приводят в движение, надевая на пальцы?
Я рада, что вам все понравилось. А для того, чтобы продолжить знакомство с миром театра нам поможет театральная афиша, в которой указано какие детские спектакли можно посмотреть в театрах нашего города. Сейчас мы обсудим и выберем, на какой спектакль пойдем вместе со всеми ребятами и родителями. Согласны?