Подвижные игры в современной культуре

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Что обозначает слово «игра»?
Игра – вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс.
Игра – это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования.
Игры имеют большое значение для развития способностей ребенка. Они влияют на все стороны детского развития. В играх ребенок учится искать, ползать, бегать, прыгать, бросать, ловить и т.д. А это развивает физические навыки детей. С помощью игр дети познают себя и окружающий мир. Детские игры – это своеобразные «дрожжи», на которых замешивается и растет будущая личность. Ребенок должен именно играть, с первых лет своей жизни. В игре развивается мышление, внимание, память, речь, способность сконцентрироваться, наблюдательность, которые потом и помогают в учебе.

Виды игр:

  • подвижные игры (способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения). Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё;
  • строительные игры – с кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
  • дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания);
  • сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу;
  • игры-драматизации представляют собой исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким и неизменным, в отличие от спектакля.
  • творческие игры, направлены не только на развитие воображения малыша, но также способствуют формированию личности ребенка.

Мы рассмотрим только одну группу детских игр – это подвижные игры.

Подвижные игры

Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно – полезной и творческой деятельности.
В свою очередь подвижные игры делятся на:

Элементарные

  • Командные
    • сюжетные
    • бессюжетные
    • игры-забавы
  • Игры с предметами
    • бессюжетные
  • Сложные
  • Спортивные игры
  • Элементарные игры

Командные игры. Эти игры веселые, азартные, динамичные командные соревнования, которые быстро и эффективно включают детей в игру, а также позволяют почувствовать преимущества командной работы и дают возможность раскрыть творческий потенциал каждого из участников. Командные игры для детей позволяют весело, интересно и увлекательно отдохнуть. Они учат детей работать в команде, помогать и поддерживать друзей по команде. В них каждый ребенок может не только раскрепоститься, но и снять эмоциональное напряжение. Таким образом, игры в команде развивают социальные навыки, учат сотрудничать, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликтные ситуации, а также помогают детям сплотиться в группе, почувствовать себя единой командой, ближе познакомиться друг с другом, обрести друзей, и просто повеселиться и отдохнуть.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

В играх-забавах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы доставляют зрителям много радости.

Игры с предметами.

К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов («Тише едешь-дальше будешь», «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

Спортивные игры

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

Как выбирать и проводить игру?

Выбор игры зависит от количества ребят, которые примут в ней участие, наличия подходящего места и инвентаря. Если в игре хотят принять участие 8-10 человек то лучше не делить игроков на команды, а играть всем вместе выбрав водящего. Водящего может назначить судья, но интереснее выбрать его с помощью считалок:

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф-паф! Оё-ё-ёй!
Умирает зайчик мой!
Повезли его в больницу —
Он украл там рукавицу.
Повезли его домой —
Оказался он живой!

Теперь, когда мы выбрали водящего нам надо выбрать подходящую игру.

Игры

«Жмурки» — игра, которая проводится у всех народов. Она имеет много разновидностей. В нее играют  дети  всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна: водящий с закрытыми глазами— «жмурка» — должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.
«Пятнашки». Это одна из самых любимых и популярных игр. Все играющие разбегаются по площадке, а пятнашка (водящий) их ловит. Тот, кого он запятнает, становится пятнашкой.
«Змея». Играющие выстраиваются в колону и берутся руками за пояс впереди стоящего. Первый в колонне – «голова змеи», последний – «хвост». По сигналу ведущего «голова» старается поймать «хвост». Если «голова» поймает его, то сама становится «хвостом» и игра продолжается. Проигравшим считается тот кто разорвет «змею», он выходит из игры.
«Охотники».  Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя "Стой!" все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. "Убитые" заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны сходить с места. Если игрок сошел с места, он заменяет охотника.

«Пчелки и ласточка»

Играющие – пчелы – летают по поляне и напевают:

Пчелки летают,
Медок собирают!
Зим, зум, зум!
Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, пчелку поймает". С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

«Краски»

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!
– Кто там?
– Покупатель.
– Зачем пришел?
– За краской.
– За какой?
– За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".

«Кошки и мышки»

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

«Глухой телефон»

Играющие загадывают любые слова шепчут их соседям справа. Водящий задает вопросы, на которые ответом будут загаданные слова. Если ответ вполне реалистичен, действительно подходит к вопросу, то ведущий и игрок, который дал ответ, меняются местами. Игра продолжается.

«Путаница»

Все игроки собираются в круг. Это будет «клубок». Выбираем водящего – «бабушку». «Бабушка» отворачивается, а «клубок» держится за руки и «запутывается». Здесь можно переступать через руки друг друга, закручиваться, но соблюдать главное условие: руки не отпускать. Теперь все громко кричат: «Бабушка, бабушка, распутай нас!» Бабушка должна распутать веселую кучу-малу, так, чтобы снова получился круг, при этом руки игроков расцеплять нельзя…

Правила поведения во время игры.

  • Играй честно, дружно, по правилам.
  • Поддерживай игроков своей команды.
  • Не унижай соперников.
  • Отстаивай свои права спокойно, терпеливо.
  • Выиграл – не зазнавайся.
  • Проиграл – не унывай. Поблагодари победителя за игру; постарайся  взять верх при следующей игре.
  • И помни что девиз каждой команды в игре «Один за всех и все за одного»!

Правила

Большим преимуществом детских игр являются правила. Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности,  а также инициатива играющих в рамках правил игры.

Именно в игре, ребенку объясняют, что существуют различные правила, как можно играть, и как нет, как надо себя вести, и как не стоит. Ребенок, с детства привыкший играть по правилам, и в будущем будет стремиться соблюдать все общественные нормы, а малыш, не привыкший к правилам, будет долго к ним приспосабливаться и может до конца не понять, зачем нужны такие строгие ограничения.