Развитие рефлексивных способностей учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Образование на современном этапе рассматривается как путь развития личности. Следовательно, в процессе обучения необходимо создать условия для осознания ребенком своей значимости, развивать у ученика способность на основе рефлексивных процессов строить взаимоотношения со сверстниками, познавать свои интеллектуальные возможности, учиться не из-за оценки, а для совершенствования индивидуального жизненного опыта, что  возможно только при рефлексивном осознании учеником своей деятельности.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов  и состояний; анализ и осознание собственного и чужого психического состояния, мыслей; «мышление, изучающее мышление».

В социальной психологии рефлексия – это осознание действующим лицом или общностью того, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми или общностью.

В педагогике – форма внимания к самому себе, которая опирается на самоконтроль, самоанализ и самооценку.

Виды рефлексии: По субъекту рефлексии: индивидуальная, групповая, коллективная
По предмету (предмет, от старославянского пред-метою, пред-целью) рефлексии: рефлексия деятельности, отношений, урока, историческая рефлексия и пр.
По цели рефлексии: установить, как выполнялось действие – формальная рефлексия: установить, почему оно выполнялось так – содержательная рефлексия
индивидуально-психологическая рефлексия – самопознание, самосознание человека. Хорошо известно, что самое трудное – познать самого себя.

социально–психологическая рефлексия – постановка себя на место другого человека и размышление за другое лицо.

Профессиональная рефлексия (педагогическая) – осознание себя в профессии.

Рефлексия на уроке

Рефлексия урока – этап подведения итогов урока в отношении цели урока и способов её достижения. Технология развития критического мышления предложена американскими учеными Ч.Темплом, К.Мередитом и Д.Стиллом. Само понятие критического мышления определяется как разумное рефлексивное мышление, способное помочь осознать собственное «Я», свою деятельность и ее результаты. Рефлексивное мышление означает фокусирование внимания, тщательное взвешивание, оценку и выбор.

Схема организации рефлексии:

Остановка — начальный шаг к рефлексии (прекращение бесконечно совершающегося мыслительного действия). Фиксация — второй функциональный этап рефлексии – выделение узловых пунктов, причин, переходов между ними и их письменное закрепление. Объективация — работа над фиксацией — третий этап рефлексии – работа над фиксациями, в основном они достаточно хаотичны, их может быть много. Начинается их преобразование, сведение к некоторой целостной форме, к некоторому одному или нескольким объектам. Отстранение — беспристрастное переосмысление и преобразование личностью своего опыта.
В педагогической практике действуют два вида рефлексии: авторефлексия (осознание собственных мыслей, поступков) и рефлексия ОБО МНЕ со стороны другого человека.

Условия стимулирования рефлексивной деятельности учащихся:

способы, которые направлены на создание условий формирования рефлексивных умений:
1) Изживание "культа знаний".
2) Внедрение идеологии сомнения и критики.
3) Приоритетное использование знаковости.
4) Умение видеть за предметом его творца.
5) Равнозаконность разных позиций.
6) Формирование установки на отчетность, объяснение своих действий с позиции рефлексивного самоанализа.
7) Поощрение учебных (и неучебных) действий, в которых видна рефлектирующая личность.
8) Поддержка принципиальных решений.
9) Формирование установки на системность, на всеобщую взаимосвязь предметов и явлений.
10) Поиск нового способа деятельности – в организационно-деятельностных играх.
11) Постановка вопросов, обращённых к себе.
12) Отход учителя от позиции судьи.
13)  Организация свободного обмена мнениями между равноправными собеседниками
14) Поддержание повышенного эмоционального фона

Когда возможна рефлексия? На любом этапе урока, по итогам изучения темы, по итогам четверти, года и т.п.
Одна из задач рефлексии – выяснить, что же происходило на занятии. Сбылось ли задуманное.
Есть ли общее и различия между анализом урока, самоанализом урока и рефлексией урока? Общее: везде принимают участие и педагог, и обучающиеся. Различие: урок анализируется как целое (анализ урока), анализируется деятельность субъекта (самоанализ урока), анализируется собственная деятельность субъекта и любая другая деятельность (рефлексия).
Результат: положительные моменты урока, недостатки, рекомендации (анализ урока), переход к корректировке собственной деятельности (самоанализ), формулировка полученных результатов, переопределение дальнейшей цели работы.

А что приобретает ребенок в результате рефлексии?

– возможность управлять собственным мышлением, т.е. продуктивно думать;
– принятие рефлексии как способа, который позволяет ему получить новый взгляд на себя и предметы;
– понимание важности диалога;
– преодолевается эгоцентризм ученика, убеждение, что только он правильно видит решение;
– ребенок начинает понимать, что нет абсолютно правильных точек зрения, каждое видение имеет право на рассмотрение;
– развиваются творческие умения, основанные на альтернативности мышления.
Учителю необходимы практико-ориентированные рекомендации. Но вряд ли на сегодняшний день разработаны четкие технологические подходы к формированию рефлексии в учебной деятельности. Безусловно, известны и приняты педагогами теоретические разработки А.Хуторского.

Вопросы:

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?
2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
4. Была ли польза от такого рода работы?
5. В чем вы видите собственное приращение?
6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.
7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.
9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?
10. Что и почему можно изменить в нашей работе?

Приемы и формы проведения рефлексии

А напоследок я скажу

Предлагается последовательно ответить на три вопроса:
Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
Что не оправдалось и почему?
Мои и наши перспективы?

Архивариус

Вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).

Ассоциация

Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую -которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.

Анкета

1. На уроке я работал…
2. Своей работой на уроке я…
3. Урок для меня показался…
4. За урок я…
5. Мое настроение…
6. Материал урока мне был…
7. Домашнее задание мне кажется…

Благодарю

Ученик благодарит товарищей за работу, помощь…

Букет настроения

 На доске изображена ваза. Если вам понравилось на уроке, и вы удовлетворены своей работой, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось –    голубой.

Бортовой журнал

Фиксация информации с помощью ключевых слов, графических моделей, вопросов и кратких  предложений с параллельной фиксацией своего отношения, состояния и пр.

Бассейн

На  листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов.

Вопросы, которые задаются учителем  в конце урока:
  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Зачем мы сегодня на уроке…?
  • Достигнута ли цель урока?
  • Чему посвятим следующий урок?
  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • Что было легко (трудно)?
Градусник

На цифровой шкале оценивается состояние эмоций, новизна материала, оригинальность

График

Учащимся предлагается начертить в течение урока график
– изменения их интереса;
– уровня познания,
– личной активности

Дерево

Записывают на листочках мнение об уроке, затем прикрепляют к дереву

Дело в шляпе

Учащиеся передают шляпу друг другу,  когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.

Звездочки

На звездочках записывают свои личные достижения на уроке, за неделю и прикрепляют в дневник, на стенд

Кластеры

Выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление

Карта настроения

В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.

Ключевые слово

Предлагается написать одно слово, с которым у детей ассоциируется содержание прошедшего урока, после этого проводится краткий анализ полученных результатов учителем или самими учащимися.

Книга отзывов

Посетители записывают в эту книгу свои отзывы от увиденного, выражают  в ней свои мысли и эмоции

Корзина идей

Свое мнение об уроке записывают на листочках, складывают в корзину, учитель выборочно зачитывает точки мнения

Ладошка

Обвести ладошку на бумаге, каждый палец – это позиция:
например, большой – для меня  важно и интересно, мизинец – мои предложения)

Мишень

Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой:  Моя деятельность.
Деятельность группы.
Деятельность класса.
Деятельность учителя.

Мордашки

Рефлексия эмоционального состояния с использованием мордочек с различной мимикой.

Острова

На доске вывешиваются рисунки островов. В конце урока ученики знаками отмечают, по какому острову путешествовал каждый. Острова могут дорисовываться. Учитель может спросить, почему выбран именно этот остров.

Письменное интервью

Групповая работа в форме вопросов и ответов участников группы

"Плюс – минус – интересно"

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на  “+”, “–”, “?” или индивидуально письменно.

Продолжить фразу:
  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…
Почта

В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке.  «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам

 Портфолио

(различные варианты) В портфолио сначала фиксируются задачи, которые ставит перед собой ребёнок, затем – степень их достижения, причины лишь частичного достижения и пр.

Пик взаимопонимания (понимания)

Пик – вершина, предел, высшая точка. На вершине стоит ребёнок («понятие»)
По склону карабкается учитель (ученик). Насколько близко подобрался он сегодня к детям (к пониманию темы урока), как прошла работа, достигнуто ли понимание – это решают дети, помещая  фигурку учителя (свою) у подножия, либо выше по склону.

Рефлексивные сочинения

(как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе)
Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:
Сначала мы рассуждали так…
Потом мы столкнулись с проблемой
Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….
Мы увидели (поняли)…Значит…
Теперь мы будем…

Рефлексивная мишень

1. На листе формата А3 рисуется мишень, которая делится на четыре сектора (можно меньше).
2. В каждом секторе параметры оценки.
Моя деятельность   Моё настроение    Актуальность   Работа в группе
3. Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» четыре раза в мишень, делая отметку маркером или стикером в зависимости от оценки действия.
4. Мишень вывешивается и комментируется педагогом.

РАФТ

Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема)
Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа аудитории определённого типа. Например, депутат госдумы выступает на заседании думы; собачка рассказывает членам собачьей стаи и пр.

Стихотворные формы

(н-р, синквейн)
Первая строка — тема синквейна, вторая строка — два прилагательных, третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта, четвертая — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Солнышко

К диску солнышка прикрепляются лучики разного цвета, например, желтого цвета – понравилось занятие, много интересной информации;
красного – занятие понравилось, но не всё понял и пр.

Ступени

Какой ступени соответствует самооценка, на каком уровне выполняли задания
Светофор

Красный – что не понравилось, ошибки; желтый – сомнения; зеленый – что понравилось

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы Экспертная комиссия

В начале урока выбираются эксперты. Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся. В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки

Финишная

Обсуждаются три основных вопроса:
1.       Что было хорошего, что удалось и почему?
2.       Что не получилось и почему?
3.       Что предлагаем на будущее?

Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.

Шесть шляп

"Надевают" указанную учителем или выбранную ими шляпу на ковбоя и высказывают мнения согласно цвету шляпы: белая – факты, красная – эмоции, жёлтая – достоинства, чёрная – недостатки, синяя – идеи, зелёная – итоги.

Библиографический список

1.  Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика.  1998. № 1
2.  Белкина В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками.  Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000
3.  Болотов В.А.,  Исаев Е.И.,  Слободчиков В.И., Шайденко Н.А. Проектирование профессионального педагогического образования //  Педагогика. 1998.  №4.
4.  Вачков И.  Структура профессионального самосознания учителя //  Школьный психолог. 2000. №3,5,13.
5.  Вульфов Б.З., Харькин  В.Н. Педагогика рефлексии. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995.
6.  Перминова  Л.М.  Содержание образования с позиции самоидентификации личности // Педагогика.  1997. №3.  
7.  Разина Т.В. Рефлексия в решении педагогических проблемных ситуаций // Ярославский психологический вестник.  2001.  № 5.
8.  Решетников П. Е.  Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера. М.: Владос, 2000 .
9.  Слободчиков В.И.  Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности //Вопросы психологии. 2000. № 2.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат – М.: Академия, 2001.
11. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996.
12. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и в школе. – М.: Академия, 2000.
13. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. – Москва-Воронеж, РАО МПСИ, 2003.