Интеграция образовательных областей: “Коммуникация”, “Познание” (формирование целостной картины мира), “Физическая культура”, “Социализация”.
Цели:
Обучающие:
1. Обучать проведению мыслительных операций, анализа и синтеза
2. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; о повадках диких животных средней полосы;
3. Закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 10 и знания натурального ряда чисел;
4. Формировать навыки прибавления и вычитания единицы, навыки измерения длины, навыки ориентирования на листе бумаги;
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
2. Развивать творческое воображение;
Воспитательные:
1. Пробуждать у детей познавательный интерес;
2. Формировать навыки самостоятельной и коллективной работы.
Материалы: Игрушка Лесовичок, наборы картинок на тему “Осенний лес”, “Дикие животные”, конверт с письмом от Лесовичка, план дороги к лесу на листе формата А2, листы белой бумаги для выкладывания плана, наборы геометрических фигур, наборы числовых карточек (от 1 до 10) по количеству детей, карта для путешествия по лесу.
Ход занятия
Часть 1. Задание на развитие памяти
Дети сидят на ковре, перед ними конверты с геометрическими формами и листы бумаги для их выкладывания.
Воспитатель: Сегодня ребята я хочу поговорить с вами о том, что происходит осенью в лесу, о том, как готовятся к зиме лесные звери. Для этого я предлагаю вам отправиться в осенний лес в гости к одному моему другу. Его зовут Лесовичок. Только вчера я получила от него письмо. Оно адресовано не только мне, но и вам. Послушайте, о чем он пишет: “Дорогие ребята! Пишет вам маленький Лесовичок. Я живу в лесу, слежу за порядком в нем. Если вам интересно как живет большой лес, приходите ко мне в гости. Дорога к моему лесу простая. Посылаю вам план как добраться до моей лесной полянки и подсказки, они помогут вам соорентироваться в дороге”.
Вот что еще пишет Лесовичок. Он объясняет дорогу к своему дому: “Вы выезжаете из города мимо больших домов, затем проезжаете мимо синего озеро, мимо круглой клумбы с красными астрами, мимо желтой булочной, мимо прямоугольного поля. Лесную опушку вы узнаете по двум елочкам и красной рябинке. До встречи ваш друг Лесовичок”.
Воспитатель: Ну что хотите побывать в лесу? Тогда посмотрите на этот план и постарайтесь его запомнить.
Воспитатель показывает детям план в течении 30-40сек. После чего предлагает восстановить этот план по памяти на листах белой бумаги. (включить рисунок плана).
Часть 2
. Закрепление знаний чисел первого десяткаФизкультминутка “ В лесу”. ( На ковре)
Мы шли, шли, шли
Шаги на месте
Земляничку нашли
Сели, поели,
Приседаю, касаясь пола руками
Опять пошли.
Шаги на месте.
Мы шли, шли
Наконец куда надо пришли.
Воспитатель: А пришли мы на лесную опушку.
Дети подходят к столам и садятся.
Воспитатель: Мы добрались до лесной опушки. Вот перед вами осенний лес (показывает иллюстрации с изображением осеннего леса). Прежде чем войти в него давайте вспомним правила поведения в лесу. (Воспитатель побуждает детей к разговору, задает им вопросы-подсказки.) Какие одежду мы одеваем для прогулки в лесу? Как нужно ходить по лесу? Почему опасно сходить с протоптанных лесных тропинок? Можно ли рвать, а тем более пробовать на вкус незнакомые растения?
Воспитатель: Лесовичок нарисовал карту и дал нам подсказки как от лесной опушки добраться до его избушки. Для работы с планом нам понадобятся карточки с числами от 1 до 10. Пожалуйста, разложите их на ваших столах в ряд в порядке возрастания от 1 до 10.
Воспитатель: Когда мы гуляем по лесу, мы видим очень много разных деревьев.
Физкультминутка “Деревья”.
Березы косы расплели,
Покачивание головой
Руками клены хлопали.
Поднимают руки в стороны
Ветра холодные пришли
Махи руками над головой
И тополи затопали.
Одновременно с махами руками, топают ногам
Дубы, огромные, всегда,
Тянутся вверх, встают на цыпочки
Как будто меньше стали.
Приседают, колени вместе, руки на коленях
Лишь елочка пригожая
Вращение туловища вокруг вертикальной оси,
К зиме похорошела.
Руки двигаются свободно вслед за туловищем.
(Воспитатель вставить фотографию с планом).
Воспитатель: Мы с вами немного увлеклись, заигрались, а нас ведь ждет карта Лесовичка и подсказка. Нам нужно добраться до дороги. А вот какие подсказки прислал нам Лесовичок:
“От лесной опушки идите по той тропинке, длина которой 5 метров”.
Предлагаю вам решить примеры, записанные на карте и найти нужную тропинку. (Дети решают примеры 3- 1 и 4+1, показывая ответ числовыми карточками, и выбирают нужную дорогу). По какой же дорожке вы пойдете? По правой или по левой? По левой. Тогда мы подойдем к клену с красными листьями. От клена ведет одна дорожка – к ели. Найдем расстояние до него. Лесовичок пишет, что длина дорожки меньше 5, но больше 3. Что это за число? (Дети показывают ответ карточкой). Правильно 4. Идем к ели. От ели ведут две дорожки – к желтой осине и красной рябине. Лесовичок пишет, что дальше нужно идти по дорожке, длина которой равна числу, которое следует за числом 5.
(Дети решают примеры 3+1 и 5+1, показывая ответ числовыми карточками, и выбирают нужную дорогу).
Воспитатель: Длина нужной дороги равна 6, значит, мы пойдем к осине. От осины к домику Лесовичка ведет одна дорога, но мы должны узнать ее длину, решив пример 6-1.
(Дети показывают ответ карточкой).
Часть 3. “Домик Лесовичка
”Воспитатель: Теперь, ребята, мы оказались на полянке, где стоит несколько домиков. Справа от дороги мы видим домик. Он расположен под корнями упавшего дерева. В нем живет зверь, который в народе называют “хозяином”:
Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,
А когда придет весна, пробуждается от сна.
Кто это?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Конечно же, медведь. Как раз он и начинает готовить себе берлогу для зимней спячки. Кто покажет его домик? (Дети открывают окошко нужного домика, там картинка с изображением медведя).
Воспитатель: В крайнем домике, с левой стороны полянки живет вот какой зверь:
Прыг – скок, прыг – скок,
Длинно ушко, серый бок.
Дети: Заяц.
Воспитатель: Вы быстро угадали, что это заяц. А в загадке есть неточность, потому что осенью наш зайка уже не серый. Он начинает постепенно белеть, меняя свою летнюю серую шубку на зимнюю – белую. (Вызывает ребенка, чтобы он показал домик зайца, дети открывают окошко нужного домика, там картинка с изображением зайца).
Физкультминутка “Зайка”. (На ковре)
Выполняют движения по тексту.
Ну-ка зайка поскачи, поскачи,
Лапкой, лапкой постучи, постучи.
Ты на травку упади, упади,
Полежи и отдохни.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к елочке беги
И скорей назад скачи.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель:
А про кого эта загадка?
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый, краса. А зовут ее .....?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Лисий дом находится слева от домика медведя и справа от домика зайца. Перед домом тропинка, а за домом растет большой дуб. Покажите ее домик. Может кто-нибудь из вас рассказать что-нибудь интересное про лисичку, как она готовится к зиме? Воспитатель выслушивает и обобщает ответы детей: “Она отращивает себе более густую и теплую шерстку, чем была у нее летом. Даже на подошве лапок у нее отрастает шерсть. Будет лисичка бегать по снегу как в валенках. А вот припасов она на зиму никогда не делает. Да и зачем они ей, лиса охотится круглый год”.
Воспитатель: Рядом с домиком зайца, слева от дуба поселился мешок с иголками. Так в шутку называют кого?
Дети: Ежа.
(Воспитатель приглашает одного из детей показать домик ежа.)
Воспитатель: Действительно здесь живет еж. А вы знаете, как еж готовится к зиме? Воспитатель выслушивает и обобщает ответы детей:
“Ежик, как и медведь всю зиму спит в своей норе, поэтому забот у него осенью много: утеплить норку, да накопить побольше жира под кожей, чтоб зимой не чувствовать голода.”
Физкультминутка “Ежик” (Около столов).
Ходьба на месте.
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал не спеша
Тихо листьями шурша.
Воспитатель: Справа от дуба, за домиком медведя находится домик другого зверя:
Кто в лесу разбойник серый? Кто зубами щелк да щелк?
Вы, конечно, догадались: это злющий страшный ...
Дети: Волк.
Воспитатель: Правильно, волк. Его еще называют “санитаром леса”. К зиме он тоже, как лиса, отращивает себе густую шерсть. Такую густую, что может даже на снегу спать и ему не бывает холодно. За дубом в верхнем левом углу полянки живет еще один зверек:
Маленький шарик под лавкой шарит. Кто это?
Дети: Мышка.
Воспитатель: Ее домик – нора, маленькая, простая, с тайными ходами. Мыши делают на зиму запасы. Они запасаются зернами разных злаков.
Физкультминутка “Вышли мыши”.
Вышли мыши как-то раз
Ходьба на месте
Посмотреть который час.
Повороты влево, вправо, руки сложены в бинокль
Раз, два, три, четыре
Хлопки над головой в ладоши
Мышки дернули за гири
Руки вверх и приседание с опусканием рук
Вдруг раздался страшный звон
Хлопки перед собой
Убежали мышки вон!
Бег на месте.
Воспитатель: В верхнем правом углу полянки за домом волка живет еще один зверек:
- Твердый серенький орех разгрызает без помех.
- Словно огненная стрелка прыгнула на ветку...
Дети: Белка.
Воспитатель: Как белка готовится к зиме?
Воспитатель выслушивает и обобщает ответы детей: “Белка, как и заяц, к зиме меняет шубку – с рыжей на серую. В серой шубке ее не заметить среди голых веток деревьев. Таким образом белка маскируется от своих врагов. У нее дупло большое, теплое. В одном уголке лежат сушеные грибы, а в другом яблоки, в третьем – орехи.”
Ну вот, какие животные живут на поляне мы узнали, узнали как они готовятся к зиме, а домик Лесовичка так и не нашли и в гостях у него не побывали. Давайте отыщем домик Лесовичка. Он находится между домиком мыши и домиком белки, а перед ним растет большой дуб. (Дети находят домик, оттуда появляется игрушка - Лесовичок).
Заключительная часть
Лесовичок: Загадки вы мои отгадали, про животных послушали. А про сегодняшнее путешествие скажу вот что: по лесу шли тихо, осторожно, покой его не нарушали. Это хорошо, правильно. А дорогу к лесу не сразу все запомнили, некоторые из вас были немножко невнимательными (называет детей), зато по карте прошли без ошибок, потому что примеры все решили без ошибок, правильно.
А сейчас, ребята, я с вами прощаюсь! Приходите ко мне в гости зимой, и мы с вами погуляем по зимнему лесу. До свидания!
Использованная литература.
1. Программа “От рождения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Комаровой, “Мозаика-Синтез” 2013, г. Москва.
2. Т.М.Бондаренко “Экологические занятия с детьми” ТЦ “Учитель” Воронеж 2009 г.
3. О.А.Скоролупова “Осень” часть первая и вторая, Издательство “Скрипторий 2004 г”.
4. Автор фотографии: Методист Ипатова Елена Владимировна.