Масштабы топографических планов, карт. Картографические условные знаки

Разделы: География, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Введение в учебную деятельность

Цель урока:

  • Усвоение учащимися знаний и практических навыков по теме “Масштабы топографических планов, карт. Картографические условные знаки”
  • Формирование профессиональных понятий и умений по работе с картами и планами.

Задачи: вся тема разбита на смысловые блоки и к каждому блоку даются задания для закрепления и получения планируемого результата.

На первом блоке учитель задает проблемную ситуацию для формирования понятия масштаб. Учащиеся принимают активное участие в познавательной деятельности, самостоятельно формулирую выводы.

Результат – записать в тетради определение “масштаб”.

Второй блок. Познакомить учащихся с видами масштаба, используя настенные карты, и презентацию.

Результат – записать в тетрадь виды масштаба.

Третий блок. При переводе численного масштаба в именованный и обратно цель достигается через математические действия. Учащиеся работают с настенными картами и индивидуальными картами.

Результат – умение переводить масштабы численного в именованный и наоборот.

Четвертый блок. Формы записи графического масштаба. Цель достигается через математические и графические способов решения задач, используя репродуктивные и индивидуальные способы работы. Учащиеся слушают объяснение решения задач и подобные решают на индивидуальных заданиях.

Результат - решение задач на индивидуальных заданиях. Проверка осуществляется студентом другого варианта.

Тренинг на переключение внимания. Какими инструментами необходимо пользоваться при работе с картами? Цель достигается через мыслительную деятельность учащихся, общего поиска решений.

Результат – учащиеся переключают внимание на новый вид деятельности, тем самым подготавливаясь к переходу к следующему блоку.

Пятый блок. Цель достигается через объяснение нового понятия “точность масштаба” и через математические действия нахождения точности масштаба на разных картах. Учащиеся записывают новое понятие, работают с настенными картами и раздаточным материалом (картами).

Результат – умение определять точность масштаба на разных картах.

Шестой блок. Цель достигается через объяснение нового понятия “номенклатура карт” методом “поиска ключевого слова”, через математические действия нахождения в листе крупного масштаба количество листов меньшим масштабом, через определение нумерации листов меньшим масштабом на листе карты с большим масштабом . Учащиеся записывают новое понятие, работают с презентацией и учебником “Геодезия” М.И. Киселев стр 24-28.

Результат – записать определение “номенклатура карт”, умение определять количество листов в номенклатуре карт, уметь определять положение городов на листах карт.

Тренинг на переключение внимания. Посмотрите, какая погода сегодня за окном? Цель достигается отвлечения от учебного материала.

Результат – учащиеся отдыхают.

Седьмой блок. Цель достигается методом погружения в тему “Условные обозначения”, учитель предлагает выполнение графического задания группами, обобщают полученные результаты, делают совместные выводы. Учащиеся работают группами, используя графические методы достижения цели, принимают активное участие в поисково - познавательной деятельности, самостоятельно, под руководством учителя формулируют понятия условные знаки и их классификацию.

Результат – записать в тетради определение и классификацию “условные знаки”.

Восьмой блок. Рефлексия. Подведение итогов занятия достигается через ответы на поставленные вопросы. Учащиеся принимают участие в анализе занятия.

Результат – устное закрепление изученных вопросов. Выставление оценок.

Методы, используемые на уроке:

  • Объяснительно-иллюстративный. На уроке объясняю новые понятия: что такое масштаб и виды масштаба, точность масштаба, номенклатура карт, условные знаки. Как перевести численный масштаб в именованный и обратно. Учу приёмам определения расстояний поперечным и линейным видами масштаба, определение точности масштаба на картах разного масштаба, работа с номенклатурой карт. На уроке учащиеся работают с настенными картами и географическим атласом, компьютерной презентацией.
  • Эвристический - при изучении темы использую два проблемных вопроса:
  1. Как нарисовать дом в натуральную величину в тетради?
  2. Дорисуйте план территории техникума, используя произвольный масштаб.

Групповой метод работы: “Дорисуйте план территории техникума”.

Репродуктивный метод - работа по алгоритму. Решение задач:

  • на нахождение расстояния по линейному и поперечному масштабам;
  • на нахождение точности масштаба;
  • на нахождение количества листов меньшего масштаба в листе большего масштаба.

Дедуктивный и индуктивный методы (вначале знакомство со всеми видами масштаба по компьютерной презентации, а затем изучение конкретного вида).

Частично-поисковый – дорисовка плана территории техникума и сравнение условных знаков на карте и плане.

Практический метод – измерение расстояний на карте.

Устно-письменный контроль – по определению точности масштаба;

  • устный контроль:
  • на перевод численного в именованный масштаб и наоборот;
  • по работе с номенклатурой карт;
  • письменный контроль по нахождению поперечного и линейного масштаба, классификация условных знаков.

Приёмы: объяснение, работа с текстом учебника, с индивидуальными карточками и картами и настенными картами. Решение проблем, проблемное объяснение. На слайдах в презентации применяю разные цветовые гаммы. Разные способы воздействия на эмоции, тренинги перехода - на переключение внимания. Сообщение “Курвиметр”. Оценивание результатов учащихся.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

  • в презентации часть слайдов выполнена в виде анимации, которые осуществляются по щелчку.
  • контроль учебных достижений можно осуществить через задания на закрепление.

Отдельные задания можно проверить сразу же и выставить оценки за работу на уроке, что очень важно для учащихся, для их эмоционального настроя на уроке и дальнейшей мотивации в получение знаний.

Конспект урока

Этапы урока Технологическая цепочка Управление обучением Использование здоровьесберегающей технологии на уроке
Введение в учебную деятельность

3 мин

Проверка присутствующих

Тема урока

1 слайд  
Подготовка обучающихся к познавательной деятельности Цели урока:

Усвоение учащимися знаний и практических навыков по теме “Масштабы топографических планов, карт. Картографические условные знаки”.

Формирование профессиональных понятий и умений по работе с картами и планами.

2 слайд  
2 мин План урока:

Определение масштаба.

Формы записи масштаба на планах и картах: численная, именованная, графическая.

Точность масштаба.

Государственный масштабный ряд.

Условные знаки, классификация условных знаков

3 слайд  
1 смысловой блок

7 мин

Мотивационная ситуация:

Цель: научить учащихся понимать, что такое масштаб?

Обучение: формирую знания и понятия.

1. Проблемное задание: начертите в тетради план кабинета геодезии в натуральную величину? (затрудняются)

2. Найдите в понятии масштаб ключевое слово и существенные признаки.

3. Как читается масштаб?

Закрепление: работа со слайдом презентации.

Закрепление: запись определения.

Даю понятие под запись: масштаб. Обобщенный вывод  
2 смысловой блок

3 мин.

Цель: познакомить учащихся с видами масштаба.

Обучение:

Используя настенные карты и 5 слайд презентации, назовите виды масштаба.

Закрепление: запись определения.

5 слайд

Даю классификацию видов масштабов под запись:

числовой, именованный, графический (линейный, поперечный)

 
3 смысловой блок

10 мин.

Цель: научить учащихся понимать и объяснять, как перевести численный масштаб в именованный и обратно.

Обучение приёму перевода масштаба:

1. Переведите численный масштаб в именованный через математические действия.

2. Закрепление: напишите, в каком масштабе выполнена ваша индивидуальная карта? Проверка осуществляется соседом по парте.

1. 5 слайд презентации

2. Вместе. Рассматриваем настенные карты, выполненные в разных масштабах.

3. Читаем понятие числового масштаба в учебнике 3.2 Масштабы (стр 22)

4. Объясняю как переводить масштаб

Зрительное и слуховое восприятие

Карты развешаны по периметру стен, чтобы учащиеся вертели головой для притока крови в мозг.

4 смысловой блок

20 мин.

Цель: научить учащихся пользоваться графическими видами масштаба.

Обучение: учу построению линейного поперечного масштаба и нахождению расстояний в натуральную величину.

План использования линейного масштаба и нахождение расстояния в натуральную величину:

1. Поставьте ноль на основании масштаба;

2. Расставьте расстояния справа – крупные;

3. Расставьте расстояния слева – мелкие;

4. Рассчитайте расстояние.

План использования поперечного масштаба и нахождение расстояния в натуральную величину:

1. Поставьте ноль на основании масштаба;

2. Расставьте расстояния справа – крупные;

3. Расставьте расстояния слева – мелкие;

4. Расставьте расстояния слева по вертикали – очень мелкие;

5. Рассчитайте расстояние.

Закрепление: решение задач на индивидуальных заданиях. Проверка осуществляется соседом другого варианта.

6 и 7 слайд

1. Учащиеся работают с презентацией и объяснением на доске: слушают объяснение использования линейного и поперечного масштаба и обучаются определению расстояния.

2. Работа с индивидуальным заданием.

 

Зрительное и слуховое восприятие
Тренинг на переключение внимания.

5 мин

Цель: доделывают предыдущую работу, переключают внимание на новый вид деятельности, тем самым подготавливаясь к переходу к следующему смысловому блоку.

Какими инструментами необходимо пользоваться при работе с картами?

8 слайд

1. Перечисление инструментов – работа с классом;

2. Ознакомление с курвиметром - применение на картах.

Наглядное пособие – курвиметр. Учащиеся применяют инструмент на картах.
5 смысловой блок

20 мин.

Цель: познакомить учащихся с “точностью масштаба” и научить находить точность масштаба на разных картах.

Обучение:

1. Объяснить, что такое точность масштаба.

2. Определение точности масштаба

3. Закрепление: решение задач на индивидуальных заданиях. Проверка осуществляется соседом другого варианта.

9 и10 слайды

1. Учащиеся записывают понятие;

2. Определяют точность при разном масштабе у доски;

3. Работа с индивидуальными картами.

Карты развешаны по периметру стен, чтобы учащиеся вертели головами для притока крови в мозг.
6 смысловой блок

20 мин.

Цель: Дать понятие “номенклатура карт”, научить пользоваться номенклатурой карт.

Обучение:

1. Записать понятие методом “ключевое слово”;

2. Научить определять количество листов в картах меньшего масштаба в большего масштаба;

3. Научить записывать нумерацию листа карты. Закрепление: запись определения и примеров с доски, вызываю учащихся к доске.

11-16 слайды

1. Запись определения;

2. Объясняю на доске;

3. Вызываю к доске.

 
Тренинг на переключение внимания.

2 мин.

Цель: смена деятельности учащихся, переход к следующему смысловому блоку.

Посмотрите какая сегодня погода? А какая была вчера?

  Расслабление, эмоциональная разрядка.
7 смысловой блок

20 мин.

Цель: научить учащихся понимать назначение условных знаков.

Обучение: формирую знания и понятия, методом погружения.

1. Проблемное задание: дорисовать план территории техникума по группам;

2. Обобщить результат групп;

3. Соотнести условные знаки предложенной классификации (масштабные, пояснительные, линейные, внемасштабные).

Закрепление: записывание определения “условные знаки” в тетради и классификацию знаков.

17, 18 слайд

1. Работа с группами по 4 человека;

2. Формирование выводов;

3. работа с предложенной классификацией условных знаков.

Учащиеся передвигаются для объединения в подгруппы
8 смысловой блок

7 мин.

Цель: проверить, достигнут ли планируемый результат.

Оценивание учащихся.

19 слайд Расслабление, эмоциональное насыщение учебного процесса
Домашнее задание

1 мин.

“Геодезия” Киселев М.И., Михеев Д.Ш.

стр (9, 22, 24, 28)

Конспект

20 слайд