Введение в учебную деятельность
Цель урока:
- Усвоение учащимися знаний и практических навыков по теме “Масштабы топографических планов, карт. Картографические условные знаки”
- Формирование профессиональных понятий и умений по работе с картами и планами.
Задачи: вся тема разбита на смысловые блоки и к каждому блоку даются задания для закрепления и получения планируемого результата.
На первом блоке учитель задает проблемную ситуацию для формирования понятия масштаб. Учащиеся принимают активное участие в познавательной деятельности, самостоятельно формулирую выводы.
Результат – записать в тетради определение “масштаб”.
Второй блок. Познакомить учащихся с видами масштаба, используя настенные карты, и презентацию.
Результат – записать в тетрадь виды масштаба.
Третий блок. При переводе численного масштаба в именованный и обратно цель достигается через математические действия. Учащиеся работают с настенными картами и индивидуальными картами.
Результат – умение переводить масштабы численного в именованный и наоборот.
Четвертый блок. Формы записи графического масштаба. Цель достигается через математические и графические способов решения задач, используя репродуктивные и индивидуальные способы работы. Учащиеся слушают объяснение решения задач и подобные решают на индивидуальных заданиях.
Результат - решение задач на индивидуальных заданиях. Проверка осуществляется студентом другого варианта.
Тренинг на переключение внимания. Какими инструментами необходимо пользоваться при работе с картами? Цель достигается через мыслительную деятельность учащихся, общего поиска решений.
Результат – учащиеся переключают внимание на новый вид деятельности, тем самым подготавливаясь к переходу к следующему блоку.
Пятый блок. Цель достигается через объяснение нового понятия “точность масштаба” и через математические действия нахождения точности масштаба на разных картах. Учащиеся записывают новое понятие, работают с настенными картами и раздаточным материалом (картами).
Результат – умение определять точность масштаба на разных картах.
Шестой блок. Цель достигается через объяснение нового понятия “номенклатура карт” методом “поиска ключевого слова”, через математические действия нахождения в листе крупного масштаба количество листов меньшим масштабом, через определение нумерации листов меньшим масштабом на листе карты с большим масштабом . Учащиеся записывают новое понятие, работают с презентацией и учебником “Геодезия” М.И. Киселев стр 24-28.
Результат – записать определение “номенклатура карт”, умение определять количество листов в номенклатуре карт, уметь определять положение городов на листах карт.
Тренинг на переключение внимания. Посмотрите, какая погода сегодня за окном? Цель достигается отвлечения от учебного материала.
Результат – учащиеся отдыхают.
Седьмой блок. Цель достигается методом погружения в тему “Условные обозначения”, учитель предлагает выполнение графического задания группами, обобщают полученные результаты, делают совместные выводы. Учащиеся работают группами, используя графические методы достижения цели, принимают активное участие в поисково - познавательной деятельности, самостоятельно, под руководством учителя формулируют понятия условные знаки и их классификацию.
Результат – записать в тетради определение и классификацию “условные знаки”.
Восьмой блок. Рефлексия. Подведение итогов занятия достигается через ответы на поставленные вопросы. Учащиеся принимают участие в анализе занятия.
Результат – устное закрепление изученных вопросов. Выставление оценок.
Методы, используемые на уроке:
- Объяснительно-иллюстративный. На уроке объясняю новые понятия: что такое масштаб и виды масштаба, точность масштаба, номенклатура карт, условные знаки. Как перевести численный масштаб в именованный и обратно. Учу приёмам определения расстояний поперечным и линейным видами масштаба, определение точности масштаба на картах разного масштаба, работа с номенклатурой карт. На уроке учащиеся работают с настенными картами и географическим атласом, компьютерной презентацией.
- Эвристический - при изучении темы использую два проблемных вопроса:
- Как нарисовать дом в натуральную величину в тетради?
- Дорисуйте план территории техникума, используя произвольный масштаб.
Групповой метод работы: “Дорисуйте план территории техникума”.
Репродуктивный метод - работа по алгоритму. Решение задач:
- на нахождение расстояния по линейному и поперечному масштабам;
- на нахождение точности масштаба;
- на нахождение количества листов меньшего масштаба в листе большего масштаба.
Дедуктивный и индуктивный методы (вначале знакомство со всеми видами масштаба по компьютерной презентации, а затем изучение конкретного вида).
Частично-поисковый – дорисовка плана территории техникума и сравнение условных знаков на карте и плане.
Практический метод – измерение расстояний на карте.
Устно-письменный контроль – по определению точности масштаба;
- устный контроль:
- на перевод численного в именованный масштаб и наоборот;
- по работе с номенклатурой карт;
- письменный контроль по нахождению поперечного и линейного масштаба, классификация условных знаков.
Приёмы: объяснение, работа с текстом учебника, с индивидуальными карточками и картами и настенными картами. Решение проблем, проблемное объяснение. На слайдах в презентации применяю разные цветовые гаммы. Разные способы воздействия на эмоции, тренинги перехода - на переключение внимания. Сообщение “Курвиметр”. Оценивание результатов учащихся.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
- в презентации часть слайдов выполнена в виде анимации, которые осуществляются по щелчку.
- контроль учебных достижений можно осуществить через задания на закрепление.
Отдельные задания можно проверить сразу же и выставить оценки за работу на уроке, что очень важно для учащихся, для их эмоционального настроя на уроке и дальнейшей мотивации в получение знаний.
Конспект урока
Этапы урока | Технологическая цепочка | Управление обучением | Использование здоровьесберегающей технологии на уроке |
Введение в учебную деятельность 3 мин |
Проверка присутствующих Тема урока |
1 слайд | |
Подготовка обучающихся к познавательной деятельности | Цели урока: Усвоение учащимися знаний и практических навыков по теме “Масштабы топографических планов, карт. Картографические условные знаки”. Формирование профессиональных понятий и умений по работе с картами и планами. |
2 слайд | |
2 мин | План урока: Определение масштаба. Формы записи масштаба на планах и картах: численная, именованная, графическая. Точность масштаба. Государственный масштабный ряд. Условные знаки, классификация условных знаков |
3 слайд | |
1 смысловой блок 7 мин |
Мотивационная ситуация: Цель: научить учащихся понимать, что такое масштаб? Обучение: формирую знания и понятия. 1. Проблемное задание: начертите в тетради план кабинета геодезии в натуральную величину? (затрудняются) 2. Найдите в понятии масштаб ключевое слово и существенные признаки. 3. Как читается масштаб? Закрепление: работа со слайдом презентации. Закрепление: запись определения. |
Даю понятие под запись: масштаб. Обобщенный вывод | |
2 смысловой блок 3 мин. |
Цель: познакомить учащихся с
видами масштаба. Обучение: Используя настенные карты и 5 слайд презентации, назовите виды масштаба. Закрепление: запись определения. |
5 слайд Даю классификацию видов масштабов под запись: числовой, именованный, графический (линейный, поперечный) |
|
3 смысловой блок 10 мин. |
Цель: научить учащихся
понимать и объяснять, как перевести численный
масштаб в именованный и обратно. Обучение приёму перевода масштаба: 1. Переведите численный масштаб в именованный через математические действия. 2. Закрепление: напишите, в каком масштабе выполнена ваша индивидуальная карта? Проверка осуществляется соседом по парте. |
1. 5 слайд презентации 2. Вместе. Рассматриваем настенные карты, выполненные в разных масштабах. 3. Читаем понятие числового масштаба в учебнике 3.2 Масштабы (стр 22) 4. Объясняю как переводить масштаб |
Зрительное и слуховое восприятие Карты развешаны по периметру стен, чтобы учащиеся вертели головой для притока крови в мозг. |
4 смысловой блок 20 мин. |
Цель: научить учащихся
пользоваться графическими видами масштаба. Обучение: учу построению линейного поперечного масштаба и нахождению расстояний в натуральную величину. План использования линейного масштаба и нахождение расстояния в натуральную величину: 1. Поставьте ноль на основании масштаба; 2. Расставьте расстояния справа – крупные; 3. Расставьте расстояния слева – мелкие; 4. Рассчитайте расстояние. План использования поперечного масштаба и нахождение расстояния в натуральную величину: 1. Поставьте ноль на основании масштаба; 2. Расставьте расстояния справа – крупные; 3. Расставьте расстояния слева – мелкие; 4. Расставьте расстояния слева по вертикали – очень мелкие; 5. Рассчитайте расстояние. Закрепление: решение задач на индивидуальных заданиях. Проверка осуществляется соседом другого варианта. |
6 и 7 слайд 1. Учащиеся работают с презентацией и объяснением на доске: слушают объяснение использования линейного и поперечного масштаба и обучаются определению расстояния. 2. Работа с индивидуальным заданием.
|
Зрительное и слуховое восприятие |
Тренинг на переключение внимания. 5 мин |
Цель: доделывают предыдущую
работу, переключают внимание на новый вид
деятельности, тем самым подготавливаясь к
переходу к следующему смысловому блоку. Какими инструментами необходимо пользоваться при работе с картами? |
8 слайд 1. Перечисление инструментов – работа с классом; 2. Ознакомление с курвиметром - применение на картах. |
Наглядное пособие – курвиметр. Учащиеся применяют инструмент на картах. |
5 смысловой блок 20 мин. |
Цель: познакомить учащихся с
“точностью масштаба” и научить находить
точность масштаба на разных картах. Обучение: 1. Объяснить, что такое точность масштаба. 2. Определение точности масштаба 3. Закрепление: решение задач на индивидуальных заданиях. Проверка осуществляется соседом другого варианта. |
9 и10 слайды 1. Учащиеся записывают понятие; 2. Определяют точность при разном масштабе у доски; 3. Работа с индивидуальными картами. |
Карты развешаны по периметру стен, чтобы учащиеся вертели головами для притока крови в мозг. |
6 смысловой блок 20 мин. |
Цель: Дать понятие
“номенклатура карт”, научить пользоваться
номенклатурой карт. Обучение: 1. Записать понятие методом “ключевое слово”; 2. Научить определять количество листов в картах меньшего масштаба в большего масштаба; 3. Научить записывать нумерацию листа карты. Закрепление: запись определения и примеров с доски, вызываю учащихся к доске. |
11-16 слайды 1. Запись определения; 2. Объясняю на доске; 3. Вызываю к доске. |
|
Тренинг на переключение внимания. 2 мин. |
Цель: смена деятельности
учащихся, переход к следующему смысловому блоку. Посмотрите какая сегодня погода? А какая была вчера? |
Расслабление, эмоциональная разрядка. | |
7 смысловой блок 20 мин. |
Цель: научить учащихся
понимать назначение условных знаков. Обучение: формирую знания и понятия, методом погружения. 1. Проблемное задание: дорисовать план территории техникума по группам; 2. Обобщить результат групп; 3. Соотнести условные знаки предложенной классификации (масштабные, пояснительные, линейные, внемасштабные). Закрепление: записывание определения “условные знаки” в тетради и классификацию знаков. |
17, 18 слайд 1. Работа с группами по 4 человека; 2. Формирование выводов; 3. работа с предложенной классификацией условных знаков. |
Учащиеся передвигаются для объединения в подгруппы |
8 смысловой блок 7 мин. |
Цель: проверить, достигнут ли
планируемый результат. Оценивание учащихся. |
19 слайд | Расслабление, эмоциональное насыщение учебного процесса |
Домашнее задание 1 мин. |
“Геодезия” Киселев М.И., Михеев Д.Ш. стр (9, 22, 24, 28) Конспект |
20 слайд |