Цель: Создать у детей представление о многообразии существующих видов народных ремесел и промыслов на территории России и Словакии.
Задачи:
– Познакомить учащихся с народными промыслами Словакии на базе музея “Словацкой народной культуры”
– Показать многообразие материалов, используемых народными мастерами России и Словакии;
– Найти сходства и различия в росписи и методах работы народных мастеров;
– Воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, уважения и восхищения художественным мастерством народных умельцев;
– Воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям и ценностям культуры.
Оборудование урока:
- На учительском столе:
- предметы быта, игрушки из музея “Декоративного искусства и быта”
- На интерактивной доске: виртуальная экскурсия музея “Декоративного искусства и быта”
Справка:
- На уроке присутствуют помощники учителя – активисты музея “Декоративного искусства и быта” и “Словацкой народной культуры” (старшеклассники).
- В музее “Словацкой народной культуры”: экспозиция музея по теме урока
- В художественной мастерской: художественные материалы: кисти, краски, емкость для воды; предметы для росписи: кувшины, тарелки, миски, коробочки.
План урока:
I Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
III. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
Звучит русская народная музыка, входят две девушки-старшеклассницы в русских народных костюмах. Звучит словацкая народная музыка, входят девушка и юноша в словацких народных костюмах
Учитель:
– Посмотрите! Гости на урок пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир словацкий, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо: люди-мастера!
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Учитель:
– Ребята, давайте перенесемся с вами из XXI века в XIX. Посмотрите, перед вами домашняя утварь, выточенная из дерева, плетеные корзинки, кружки, ковши, коробочки, игрушки...веселят глаз затейливым узором.
В школе есть музей “Декоративного искусства и быта”, наши гости давно работают в нём, много знают, даже песню сочинили, которую мы сейчас услышим, совершив виртуальную экскурсию.
Виртуальная экскурсия по музею “Декоративного искусства и быта”
Звучит песня в исполнении гостей в русских национальных костюмах:
I
Не на небе солнышко,
А в резьбе оконышка,
Чтоб от сил злых уберечь,
Чтоб удачу в дом привлечь.
Припев:
Свои знания народ
из века в век передает.
II
Мне подали утку-ковш –
Краше в мире не найдешь
Этот символ знаю я:
Вместе вся моя семья.
Припев:
Свои знания народ
из века в век передает.
III
Вот, гляди, краса сама –
Расписная хохлома.
Ягоды, цветочки,
Словно я в садочке.
Припев:
Свои знания народ
из века в век передает.
IV
Все игрушки для игры,
Это с детства знаем мы.
Но игрушка прошлых лет –
Оберег и амулет
Припев:
Свои знания народ
Из века в век передаёт.
V
В экспонатах старины
Знания заключены
Для грядущих поколений
Бережно сохранены.
Припев:
Свои знания народ
из века в век передаёт.
Справка: Если учащиеся не могут развернуто ответить на поставленный вопрос, учитель направляет, уточняет информацию, комментирует.
Учитель:
– Какие знания народ из века в век передаёт?
Предполагаемый ответ учащегося:
– Традиции создания и украшения предметов быта и игрушек передает народ из века в век.
Учитель:
– Богата земля российская разнообразными народными промыслами. Ремёсла сохранились и в наши дни. Сегодня они приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.
– Что означает понятие “Народные промыслы”?
Предполагаемый ответ учащегося:
– Народные художественные промыслы – исторически сложившиеся, традиционные центры прикладного искусства, отличаются своими характерными приёмами изготовления и росписи вещей.
Учитель:
– Назовите нарядную роспись, украшающую предметы быта.
(Дети, состоящие в активе музея, демонстрируют учащимся предметы)
Предполагаемые ответы учащихся:
– Городецкие мотивы.
– Голубые цветы Гжели.
– Борецкая роспись.
– Золотая Хохлома.
– Жостовский букет.
Учитель:
– Теперь назовите народные игрушки...
Предполагаемые ответы учащихся:
– Тряпичная кукла.
– Кукла из соломы.
– Игрушки-свистульки.
– Древние каргопольские игрушки.
– Филимоновские игрушки.
– Знаменитые дымковские игрушки.
– Русская кукла Матрёшка.
Учитель:
– Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами, людьми, которые создавали своими руками сказочную красоту.
Искусство народных промыслов – это связующее звено прошлого с настоящим, настоящего с будущим.
Как вы думаете, ребята, у других народов есть народные художественные промыслы?
Предполагаемый ответ учащегося:
– Конечно, в каждой стране есть традиции художественного творчества, которые передаются от поколения к поколению, из прошлого в будущее.
Учитель:
– Ребята, мы переходим в музей “Словацкой народной культуры”.
В музее “Словацкой народной культуры”:
Приветствие активистов музея на словацком языке (перевод на русский язык)
– Vazeni damy a pani, mili priatelia!
Vitame Vas v nasom Muzeu Slovenskej Kultury. Pozyvame Vas na navstevu nasej expozicie a dufame, ze sa vam tu bude pacit.
Дамы и господа, дорогие друзья!
Мы рады приветствовать вас в нашем Музее Словацкой Культуры. Приглашаем вас, посетить нашу экспозицию, надеемся, что вам здесь понравится.
Учитель:
– Спасибо, дорогие гости!
III. Восприятие особенностей экскурсионных объектов,
осознание заложенной в них информации
– Мы с вами находимся в музее “Словацкой народной культуры”
В стеклянной витрине музея представлены экспонаты, рассказывающие о жизни Словакии.
Что вы знаете о Словакии?
Предполагаемые ответы учащихся:
– Словакия – одно из государств Европы. 75 лет она была частью Чехословакии, а до этого входила в состав Венгерского государства.
– Словакия – страна маленьких, уютных городов, чистого горного воздуха и зелёных равнин.
– В Словакии повсеместно поддерживаются и возрождаются традиции народной культуры.
– В Словакии живет много умельцев, их ремесла сохранились до наших дней.
Учитель:
– Рассмотрим народные промыслы Словакии.
Одним из самых известных народных ремесёл Словакии является резьба по дереву – украшение деревянных предметов резьбой, выпиливание, шлифование, выжигание, а также изготовление из дерева различных скульптур.
Как представлена резьба в музее? Какие предметы украшены резьбой?
Предполагаемые ответы учащихся:
– Представлены, деревянные кружки, украшенные фигурками людей и животных.
– Резные фляги из дерева для разных напитков.
– Деревянная тарелка, украшенная узором, в технике выжигания.
– Мини-картины и открытки в технике инкрустации по дереву.
Учитель:
– По-словацки проволока называется дротом.
Дроторство – искусство плетения из металлической проволоки. Возникло в Словакии в 17 веке в городе Тренчин. Из проволоки плели: сетки, корзины, сита, подносы...даже колыбельки. Это ремесло существует и поныне.
Известный мастер плетения из проволоки – Павел Гозак в начале ХХ века был известен в Петербурге, его правнуки продолжают традицию рода, плетёные подносы и корзинки пользуются большим спросом, известны во всём мире.
Предполагаемые ответы учащихся:
– В русских деревнях также было много плетёных предметов – ковши, корзинки, плетёные пояса, лапти, украшения ...(показ предметов).
– Использовалась для этого солома, береста, лоза.
– Плетение из лозы, например, корзин для цветов – популярный в наше время вид прикладного искусства.
Учитель:
– Наблюдательные дети, молодцы!
Посмотрите, какие интересные куколки представлены в музее. Как вы думаете, из какого материала сделана кукла?
Предполагаемые ответы учащихся
– Эта куколка из листьев кукурузы.
– Является народной куклой Словакии.
Учитель:
– Правильно. А русскую народную куклу можете назвать?
Предполагаемые ответы учащихся:
Помощники демонстрируют кукол:
– Это тряпичная кукла.
– Она сопровождала человека с рождения до смерти.
– ...Так словацкая народная кукла и русская похожи, только одежды разные!
Учитель:
– Правильно, молодцы!
Теперь, перейдём к другой витрине музея.
Рассмотрим предметы из керамики.
– Что такое керамика?
Предполагаемые ответы учащихся:
– Это изделия гончаров.
– Обжиг предметов из глины.
– Имеют коричневый матовый цвет.
– Далее покрываются стекловидной эмалью.
– По высохшей основе наносится рисунок.
Учитель:
– Керамика - это древнейшее ремесло Словакии.
Более 500 лет назад в селении Поздишовце возникло первое гончарное производство, связано оно было с нуждами деревенских хозяйств, для которых гончары производили разные виды посуды.
Рассмотрим, керамику Поздишовце.
Предполагаемые ответы учащихся:
– На коричневом фоне эмали царствует птица, сидящая на ветке.
– Изображены танцующие девушки.
– Предметы смотрятся нарядными, праздничными.
– В росписи просматриваются известные приёмы работы кистью – методы “примакивания”, “тычка”, “работа концом ворса кисти” (показ на предметах).
Учитель:
– В музее представлены и другие керамические изделия Словакии.
Самый известный центр керамики – Модра - небольшой городок примерно в 30 км от Братиславы. Название города означает “синий”.
Рассмотрим модранскую керамику.
Предполагаемые ответы учащихся:
– Цвета, используемые в росписи модранской керамики, – это синий, зелёный, жёлтый, фиолетовый, розовый, коричневый.
– Роспись наносится на ослепительно белый фон образца.
– Для украшения предметов используются цветочные мотивы.
– Можно выделить четыре типа модранской керамики - разноцветная, зеленая, синяя, коричневая.
– Так же, как и в росписи Поздишовце, художники используют известные приёмы работы кистью: методы “примакивания”, “тычка”, “работа концом ворса кисти”; “работа всей кистью” (показ на предметах).
– Модранская роспись очень напоминает роспись Гжель (показ предмета, украшенного росписью гжельских мастеров).
– Цветы Модры, напоминают цветы Городца (показ предмета, украшенного росписью Городец).
Учитель:
– А ещё в Модре, так же, как и в Гжели, можно посетить фабрику по производству гончарных изделий и попробовать создать собственное изделие.
Сегодня, зная приёмы работы кистью, и мы можем украсить предметы понравившейся вам росписью мастеров Словакии.
А может быть, Вы хотите украсить предметы давно знакомыми мотивами?
Приглашаю вас в художественную мастерскую музея.
Роспись предметов быта
В художественной мастерской:
художественные материалы: кисти, краски, банки для воды;
предметы для росписи: кувшины, тарелки, миски, коробочки...
Звучит словацкая народная музыка.
Расписанные предметы выставляются в центре стола.
Дети рассказывают, какой росписью украшены предметы.
Изделия украшают росписи Модры, Поздишовце, Гжель.
IV. Обобщение и систематизация знаний
Учитель:
– Сегодня мы побывали в музее “Словацкой народной культуры”, рассмотрели предметы, украшенные затейливыми узорами Словакии, расписали кувшины, тарелки, миски, коробочки... узорами Модры, Поздишовце, Гжель.
Что нового вы узнали, побывав во время урока в музеях?
Предполагаемые ответы учащихся:
– В каждой стране существуют промыслы, созданные народом.
Учитель:
– О чём рассказывают предметы, представляющие экспозиции музея “Словацкой народной культуры”?
Предполагаемые ответы учащихся:
– Экспозиции рассказывают о жизни и культуре словацкого народа.
Учитель:
– Назовите народные промыслы Словакии.
Предполагаемые ответы учащихся:
– Резьба по дереву.
– Плетение из проволоки.
– Создание народной куколки.
– Керамика.
Учитель:
– Какова связь народных промыслов России и Словакии?
Предполагаемые ответы учащихся:
– В Словакии, как и в России, используют природные материалы для изготовления предметов быта – дерево, глину; поэтому и в России, и в Словакии развито гончарное производство, резьба по дереву.
– В росписях Модры и Поздишовце просматриваются известные приёмы работы кистью, которыми пользуются и поныне мастера народных промыслов Городца, Гжели, Семёнова.
– Национальные народные куклы России и Словакии сделаны из разных материалов: ткань, кукурузные листья; а способ создания одинаков.
– Плетение из бересты и лозы используется в России и в наше время, как и плетёные из проволоки, изделия словацких мастеров пользуются большим спросом до сих пор.
V. Подведение итогов урока
Учитель:
– Народные промыслы – огромное духовное богатство, оно доносит до нас культуру прошлых поколений, которую мы должны хранить и беречь, потому что без прошлого нет настоящего.
Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.
VI. Домашнее задание
Учитель:
– У нас получилась замечательная выставка работ. (Учитель оценивает работы учащихся, хвалит.). Предлагаю пригласить на нашу выставку учащихся начальных классов. А вы будете экскурсоводами, подготовив дома информацию о народных промыслах и ремеслах России и Словакии.
Домашнее задание: составить небольшой рассказ для предполагаемой экскурсии в один из школьных музеев или рассказ о выставке, расписанных предметов.