Гласные «е-и» в безударных личных окончаниях глаголов. Глаголы-исключения

Разделы: Начальная школа


Решаемые проблемы: Повторить условия проявления и признаки орфограммы: безударные личные окончания глаголов, выбор гласных е и в зависимости от соотнесённости глагола с определённым спряжением. Познакомить с глагола ми – исключениями. Содействовать воспитанию культуры речи.

I Организационный момент

II Проверка домашнего задания

III Актуализация опорных знаний

1) Орфографическая минутка. Словарный диктант

- Что растёт в стране Легумии?

- Напомните, а что это за страна? (Овощная страна)

- А почему овощная страна? (“Легум” в переводе с французского языка обозначает овощ)

- Запишите словарные слова на тему “Овощи”

2) Словарно-орфографическая минутка

*(Используем презентацию “Словарь”. Изучаем слова: картофель, картофельное (пюре))

- Отгадайте загадку.

Растет она — в земле,
Известна — в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире. (Картофель)

*(Пока учащиеся записывают слова в тетрадь тихо звучит песня

“Ах, картошка, картошка” из к/ф “Завтрак на траве”)

3) Минутка чистописания

*ем им ешь ишь ете ите ет ит

- Скажите, что напоминают вам эти сочетания букв? (Окончания глаголов)

IV Формирование знаний, умений, навыков

1) Вступительная беседа

- Да, действительно, это окончания глаголов.

- Глагол – настоящий богач среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид – ни у кого нет столько форм. Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем – то связан.

- С какими частями речи согласуется глагол? (С существительными и местоимениями)

- Приходится глаголу брать взаймы род, лицо и число у этих частей речи, чтобы с ними согласоваться. Эти части речи охотно делятся с глаголом своими формами, ведь он такой интересный в общении.

- Сегодня мы с вами узнаем ещё про одну особенность глагола.

2) Выборочный диктант. Игра “Заказ”

- Мы сейчас сыграем в игру “Заказ”. Я хочу заказать, чтобы вы выписали глаголы I спряжения.

*(Используем презентацию “Орфографическая минутка” 5)

- Почему у нас случилось затруднение? Знает ли кто – нибудь?

- Тогда послушайте сказку?

Давным – давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматике жил – был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда – то спешил, чем – то занимался.

Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. И после этих слов царь отпустил сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет управлять теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- Что случилось?

- По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

- Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не оканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению. Запомните их, ребята!

3) Творческая работа в группах

- А чтобы их лучше запомнить, допишите стихотворение, которое я предложу. *(Глаголы написаны на интерактивной доске)

*(Учащимся выдаются карточки)

Как начнёшь маня ты ____________________,

Перестану я ____________________________,

Перестанут уши ________________________,

Ну а руки всё __________________________,

На меня начнёшь _______________________,

Будешь ты меня ________________________,

Буду всё равно _________________________,

Буду от тебя ___________________________,

Раз ты мог меня ________________________,

Буду я тебя не _________________________,

А открыто _____________________________!

*Как начнёшь маня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты мог меня обидеть,
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть!

*(Учащиеся читают получившиеся стихотворения)

V Первичное закрепление

1) Упражнение 186 (комм.)

2) Запись под диктовку (самост.) *Если успеем

*1) Скромность украшает человека.

2) Сердце матери лучше солнца греет.

3) Мать и сын теперь на воле. Видят холм в широком поле.

4) Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лёд. Тает баба снеговая и ручьями слёзы льёт.

VI Подача домашнего задания

С. 78, упр. 181 (устно), упр. 182

VII Итог урока

- Скажите, что полезного унесёте с сегодняшнего урока.

- Я подарю ещё одно рифмованное стихотворение, чтобы легче было запомнить глаголы – исключения.

*Ко II спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая слово брить,
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя!

Глаголы брить, стелить относятся к I спряжению.

Презентация.