Решаемые проблемы: Повторить условия проявления и признаки орфограммы: безударные личные окончания глаголов, выбор гласных е – и в зависимости от соотнесённости глагола с определённым спряжением. Познакомить с глагола ми – исключениями. Содействовать воспитанию культуры речи.
I Организационный момент
II Проверка домашнего задания
III Актуализация опорных знаний
1) Орфографическая минутка. Словарный диктант
- Что растёт в стране Легумии?
- Напомните, а что это за страна? (Овощная страна)
- А почему овощная страна? (“Легум” в переводе с французского языка обозначает овощ)
- Запишите словарные слова на тему “Овощи”
2) Словарно-орфографическая минутка
*(Используем презентацию “Словарь”. Изучаем слова: картофель, картофельное (пюре))
- Отгадайте загадку.
Растет она — в земле,
Известна — в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире. (Картофель)
*(Пока учащиеся записывают слова в тетрадь тихо звучит песня
“Ах, картошка, картошка” из к/ф “Завтрак на траве”)
3) Минутка чистописания
*ем им ешь ишь ете ите ет ит
- Скажите, что напоминают вам эти сочетания букв? (Окончания глаголов)
IV Формирование знаний, умений, навыков
1) Вступительная беседа
- Да, действительно, это окончания глаголов.
- Глагол – настоящий богач среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид – ни у кого нет столько форм. Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем – то связан.
- С какими частями речи согласуется глагол? (С существительными и местоимениями)
- Приходится глаголу брать взаймы род, лицо и число у этих частей речи, чтобы с ними согласоваться. Эти части речи охотно делятся с глаголом своими формами, ведь он такой интересный в общении.
- Сегодня мы с вами узнаем ещё про одну особенность глагола.
2) Выборочный диктант. Игра “Заказ”
- Мы сейчас сыграем в игру “Заказ”. Я хочу заказать, чтобы вы выписали глаголы I спряжения.
*(Используем презентацию “Орфографическая минутка” 5)
- Почему у нас случилось затруднение? Знает ли кто – нибудь?
- Тогда послушайте сказку?
Давным – давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматике жил – был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда – то спешил, чем – то занимался.
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. И после этих слов царь отпустил сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет управлять теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
- Что случилось?
- По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.
- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
- Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не оканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению. Запомните их, ребята!
3) Творческая работа в группах
- А чтобы их лучше запомнить, допишите стихотворение, которое я предложу. *(Глаголы написаны на интерактивной доске)
*(Учащимся выдаются карточки)
Как начнёшь маня ты ____________________, Перестану я ____________________________,
Перестанут уши ________________________,
Ну а руки всё __________________________,
На меня начнёшь _______________________,
Будешь ты меня ________________________,
Буду всё равно _________________________,
Буду от тебя ___________________________,
Раз ты мог меня ________________________,
Буду я тебя не _________________________,
А открыто _____________________________!
*Как начнёшь маня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты мог меня обидеть,
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть!
*(Учащиеся читают получившиеся стихотворения)
V Первичное закрепление
1) Упражнение 186 (комм.)
2) Запись под диктовку (самост.) *Если успеем
*1) Скромность украшает человека.
2) Сердце матери лучше солнца греет.
3) Мать и сын теперь на воле. Видят холм в широком поле.
4) Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лёд. Тает баба снеговая и ручьями слёзы льёт.
VI Подача домашнего задания
С. 78, упр. 181 (устно), упр. 182
VII Итог урока
- Скажите, что полезного унесёте с сегодняшнего урока.
- Я подарю ещё одно рифмованное стихотворение, чтобы легче было запомнить глаголы – исключения.
*Ко II спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая слово брить,
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя!
Глаголы брить, стелить относятся к I спряжению.