Задачи:
- Образовательная: научить сравнивать и классифицировать вещества по основным признакам, расширять кругозор учащихся.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратности в быту.
- Развивающая: развивать умения работать со схемами и таблицами, наблюдательность, познавательный интерес, внимательность, память.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский
Цели:
- научить правильно употреблять понятие “вещество”;
- познакомить с веществами, их свойствами;
- создать условия для формирования навыка исследовательского поведения;
- развивать умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, работая в группах;
Оборудование: раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко, груша, белый хлеб), соль, сахар, крахмал, мука, таблетки аскорбиновой кислоты, презентация, диск к учебнику А.А. Плешакова “Окружающий мир”, учебник А. А. Плешакова “Окружающий мир”, рабочая тетрадь А. А. Плешакова “Окружающий мир”
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД | ||
I. Актуализация знаний | Тест по пройденному материалу. - Рядом с верным ответом обвести знак “+”, с неправильным – знак “-” - В процессе работы на уроке я проверю, как вы готовились дома. Презентация (Слайд 2) |
|||
II. Постановка учебной проблемы | - Прочитайте: Сахар, луна, дерево, вода, железо, птица, крахмал, стакан - Можно ли объединить всё, это? (Нельзя.) - Почему? - Давайте разделим на группы.
- Как вы назовёте первую группу? (Тела.) - Как назовёте вторую группу? (Вещества.) - Что знаете о веществах? (Учащиеся дают характеристику веществам: из них состоят тела; они бывают жидкие, твёрдые и газообразные; состоят из частиц) - Чем похожи сахар и соль? Сахар и вода? (Вкусом, цветом, состоянием.) - А откуда вы это узнали? - Как вы думаете, можно ли что-нибудь ещё узнать о веществах? - Какие ещё вещества существуют в природе? (на доске разместить этот вопрос) - А если вещество вам не знакомо, что мы должны будем в этом случае делать? (Исследовать.) - Как мы будем исследовать и что при этом узнаем? (Будем нюхать и узнаем запах; будем осматривать и определим цвет; будем щупать и определим состояние, будем пробовать и определим вкус; будем опускать в воду и узнаем: растворимо ли в воде) |
Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из опытов, текстов, иллюстраций, схем; 2) выявлять сущность, особенности, практическое применение объектов; 3) на основе анализа объектов делать выводы; 4) обобщать и классифицировать по признакам; 5) делать выводы на основе обобщения знаний; 6) ориентироваться в своей системе знаний; 7) развиваем умения преобразовывать из одной формы в другую: представлять информацию в виде таблицы |
||
III. Работа в группах | III. Исследовательская работа (Слайд
3) - Проведём исследование в группах. Вам необходимо рассмотреть вещество и сделать выводы. Работаем по плану, заполняем таблицу. Затем каждая группа рассказывает о своих исследованиях. План работы исследования вещества: (карточка для 4-х групп из пяти) 1). Какого цвета? 2). Имеет ли запах? 3). Каково на ощупь? 4). Какого вкуса? 5). Отношение к воде. (Оно легче или тяжелее воды, растворимо в воде или нет.) 1-я группа: исследует поваренную соль. (Слайд 4) - Послушайте сообщение о соли и узнайте, где встречается и содержится соль. Заполните таблицу. (Слайд 5) 2-я группа: исследует сахар. (Слайд 6) - Послушайте сообщение о сахаре. Заполните таблицу. (Слайд 7) Физминутка - Вы будете хлопать в ладоши, если в продуктах или блюдах содержится соль, а прыгать – если сахар. Мороженное, колбаса, жареная рыба, конфеты, печенье, суп, пастила, котлеты, мясной салат 3-я группа: исследует муку. (Слайд 8) - Послушайте сообщение о муке. Заполните таблицу. Приложение 1,2,3 (Слайд 9) 4-я группа: исследует крахмал. (Слайд 10) - Послушайте сообщение о крахмале. Заполните таблицу. Приложение 12,3. (Слайд 11) 5-я группа: выполняет практическую работу. |
Коммуникативные УУД: 1)развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной и письменной речи, используя термины и понятия; 4) умение работать в группе Личностные результаты: 1) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 2) оценивать свои поступки с определённой ситуацией |
||
План: (карточка для этой группы) 1. Наберите в пипетку настойку йода. 2. Капните на продукты 2-3 капли. Если настойка йода приобретёт сине-фиолетовый цвет, то в продукте содержится крахмал. 3. Заполните таблицу в “Рабочей тетради” А. А. Плешакова - Колонку “Дополнительные сведения” заполните дома. |
Регулятивные УУД: 1) совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 2) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 3) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 4) развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 5) осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
|||
IV. Обобщение, закрепление пройденного | - Назовите вещества, которые вы
исследовали. - Но, в природе существует огромное количество веществ. Ещё об одном веществе вы узнаете из учебника на стр. 41 – 42 (до второго абзаца) (ученики читают самостоятельно) (Слайд 12) - О каком веществе вы прочитали? (О кислоте.) - Назовите эти кислоты. (Лимонная кислота, яблочная кислота, щавелевая кислота, молочная кислота, уксусная кислота.) (Слайд 13) - Что объединяет все кислоты? (Кислый вкус.) - Почему со всеми кислотами надо быть очень осторожными? (Очень едкие – разрушают кожу человека, одежду, древесину.) - Откройте учебник на стр. 39 и прочитайте 1-й и 2-й абзацы. (Учащиеся читают) - О каком новом понятии прочитали. (О химии.) - Почему это понятие введено в тему. (Химия – наука, которая изучает вещества.) (Слайд 14) - Какие вещества существуют в природе? (Слайд 15) (Разнообразные вещества) (учитель показывает тему уроку на доске) - Следовательно, этот урок может иметь две темы. Та, которая в учебнике; или наша тема, которая на доске. (Слайд 16) |
|||
V. Домашнее задание | Учебник: с. 39 – 43, на с. 43 – “Подумай! Проверь себя! Задания”. Тетрадь: с. 16, №2,3, закончить таблицу. (Слайд 17) | |||
VI. Рефлексия | - Кто доволен сегодня своей работой?
(уч-ся оценивают свою работу по “Листку
настроения”)
- Я приготовила вам подарок за хорошую работу на уроке. Возьмите каждый аскорбиновую кислоту. А вот почему я дала вам этот подарок, вы ответите мне на следующем уроке. (Слайд 18) |