УМК: О.С. Габриелян (базовый уровень)
Цель: создание условий для отработки и коррекции знаний и умений в написании уравнений диссоциации электролитов.
Задачи урока:
- Организовать повторение: определения электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, условия диссоциации, с помощью чего можно показать процесс диссоциации, эталоны диссоциации, эталоны по составу ионов.
- Способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы учителя по содержанию повторения.
- Способствовать запоминанию основной терминологии по теме.
- Отработать умение писать уравнения диссоциации электролитов
Тип урока: рефлексия
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, дидактический материал
Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, в парах, индивидуальная
Структура урока:
I. Организационный момент
II. Основная часть
1. Мотивация
Стихотворение.
Электролитическая диссоциация
Истина всегда проста:
Щелочь, соль и кислота
Пропускают ток всегда,
Если их раствор – вода.
Почему же кислород,
Спирт, глюкоза и азот,
Растворенные в воде,
Не пропустят ток нигде?
Потому что вещества –
Неживые существа,
И зависят свойства их,
Сложных и совсем простых,
От строения частиц,
Микромира без границ.
А раствор, где ток бурлит,
Назван был электролит.
Связь химическую тут
В честь ионов назовут,
Как положено, ионной
Ток не любит жизни сонной.
Любит он, хитрец коварный,
Где силен союз полярный.
Например, хлор – водород.
Связь полярна, ковалентна,
Но приходит свой черед
Для удачного момента,
И разрушена вся связь.
Это водные ионы,
Презирая все законы,
Как бы в шутку и резвясь,
Разорвали все на части,
И пошел, пошел распад
На ионы разной масти,
Разных знаков, говорят.
Ни к чему овации
Для диссоциации.
Так процесс был назван тот,
Где распад произойдет.
После прочтения стихотворения формулируем тему урока с учащимися: «Электролитическая диссоциация. Уравнения диссоциации электролитов». Цель урока: отработать умения писать уравнения диссоциации электролитов.
2.Актуализация знаний
Повторим основные моменты прошлого урока.
Отвечаем быстро, не раздумывая на вопросы (блиц –
опрос)
1) Какие вещества называются электролиты?
Назовите их.
2) Какие вещества называются неэлектролиты?
Приведите примеры.
3) Электролитическая диссоциация.
4) Условия электролитической диссоциации (вид
связи, вода).
5) С помощью чего можно показать процесс
диссоциации электролитов (с помощью уравнения
реакции)?
6) Эталоны диссоциации электролитов (прочитать). (Приложение 1)
7) Эталоном по составу ионов является … (таблица
растворимости).
Вспомнили теоретический материал, который
понадобится для выполнения поставленной цели.
Приступаем к выполнению заданий, для
осуществления поставленной цели. Объяснить, как
будут работать учащиеся на уроке.
Самостоятельная работа №1 Работа
выполняется в парах в течение 6-8 минут. (Приложение
2)
Проверка выполнения самостоятельной работы. Ее
можно осуществить с помощью карточек. Их
раздавать по мере выполнения работы. Или с
помощью компьютера. Выявляются причина и место
затруднения, если таковые есть. (Приложение
3, Презентация,
слайд 2)
3. Локализация затруднений
Пошаговое сопоставление работ с эталоном для самопроверки, с проговариванием. Выясняется, почему возникли эти затруднения, исправляются ошибки.
4. Коррекция выявленных затруднений
Уточнение учащимися действий на основе эталонов, проговаривание действий.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Для учащихся, допустивших ошибки
самостоятельная работа №2 (Приложение
4)
Учащиеся, не допустившие ошибок, получают
творческое задание. (Приложение
5)
Проверка выполнения самостоятельной работы №2,
на ошибки. Ее можно осуществить с помощью
карточек. Их раздавать по мере выполнения работы.
Или с помощью компьютера. (Приложение
6, Презентация,
слайд 3)
Проверка выполнения творческого задания. Презентация, слайд 4
III. Итоговая часть
6. Рефлексия деятельности на уроке
– Достигли поставленной цели?
– Что явилось причиной затруднений выполнения
заданий?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
7. Домашнее задание: параграф 35, 36 упражнение 4,5 страница 203