Греческий философ и математик Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: Интернет – это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры и образования.
Понятия "виртуальная культура", "всемирная паутина", "сеть сетей" и т.п. прочно закрепились в нашем сознании, а сам феномен Интернет стремительно проник в нашу профессиональную и бытовую реальности, разрушив территориальные и временные границы, сделав нашу жизнь более разнообразной и информативной. Совершенно очевидно, что новое столетие – это время нового состояния культуры, сложного и противоречивого, время становления культурной модели информационного общества.
Но существует и обратная сторона медали. Сегодня мы поговорим о том какую угрозу несет интернет подросткам.
Итак, какие бывают виды онлайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического, нравственного здоровья и полноценного развития ребенка.
1. Обилие откровенных материалов сексуального
характера.
Многочисленные видеоролики и снимки с так
называемой «жесткой эротикой», в том числе
содержащие информацию о сексуальных
извращениях, могут дезориентировать ребенка,
ранить его психику. Интернет зачастую дает
неверное представление о сути интимных
отношений между людьми, эксплуатирует и
извращает естественное любопытство детей.
2. Появление виртуальных знакомых и друзей,
среди которых могут оказаться педофилы и
извращенцы, мошенники и хулиганы, а виртуальное
хамство и розыгрыши могут закончиться
киберпреследованием и киберунижением, доставив
объекту травли множество страданий.
Обратите внимание на новые понятия, которые
обозначают некоторые виды угроз.
В последние годы получили распространение такие
общественно опасные посягательства на личность
несовершеннолетнего в сети, как кибербуллинг
(cyberbullying) – нападения с целью нанесения
психологического вреда, которые осуществляются
через электронную почту, сервисы мгновенных
сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах,
а также посредством мобильной связи. Наиболее
опасными видами кибербуллинга считаются
киберпреследование – скрытое выслеживание
жертвы с целью организации нападения, избиения,
изнасилования и т.д., а также хеппислепинг (Happy
Slapping – счастливое хлопанье, радостное избиение)
– видеоролики с записями реальных сцен насилия.
Эти ролики размещают в интернете, где их могут
просматривать тысячи людей, без согласия жертвы.
Встречается в виртуальной среде и так называемый
буллицид – доведение ребенка до самоубийства
путем психологического насилия.
Особенно опасным может стать груминг –
установление дружеских отношений с ребенком с
целью личной встречи, вступления с ним в
сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации.
Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на
форуме или в социальной сети. Общаясь лично («в
привате»), злоумышленник, чаще всего
представляясь сверстником, входит в доверие к
ребенку, а затем пытается узнать личную
информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о
встрече. Иногда такие люди выманивают у детей
информацию, которой потом могут шантажировать
ребенка, например, просят прислать личные
фотографии или провоцируют на непристойные
действия перед веб-камерой.
3. Опасная для детей информация, способная причинить серьезный вред их здоровью, развитию и безопасности. Может содержаться на электронных ресурсах, содержащих материалы экстремистского и террористического характера.
4. Особую опасность представляют для незрелой психики детей электронные ресурсы, созданные и деструктивными религиозными сектами.
5. Доверчивость и наивность детей
нередко используют в своих целях компьютерные
мошенники, спамеры, фишеры. Несовершеннолетние
скачивают неизвестные файлы, которые могут
оказаться вирусами или содержать незаконную
информацию.
Недостаточно информированный об опасностях в
сети ребенок может сообщить злоумышленнику
номер кредитной карточки родителей, пароль от
электронного кошелька, свой настоящий адрес и
многое другое.
6. Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости, суицидального поведения, абортов, самоповреждений может быть весьма опасной для неокрепшей детской психики. Помимо указанной информации в Сети есть немало сомнительных развлечений, таких как онлайн-игры, пропагандирующие секс, жестокость и насилие, требующие немалых финансовых вложений. Дети бывают вовлечены в азартные игры в сети.
7. Психологами отмечается интернет-зависимость среди подростков, которая появляется в навязчивом желании неограниченно долго продолжать сетевое общение.
8. Опасность для детей представляют также
социальные сети и блоги, на которых ребенок
оставляет о себе немало настоящей информации,
завязывает небезопасные знакомства, нередко
подвергается незаметной для него деструктивной
психологической и нравственно-духовной
обработке.
Злоумышленникам особенно легко искать своих
несовершеннолетних жертв с помощью таких сайтов
как «В контакте|», «Одноклассники» и «Мой мир».
Совершенно не стесняясь, педофилы создают свои
группы и сообщества прямо в социальных сетях,
выкладывают в открытый доступ фото и
видео-материалы порнографического содержания.
9. Дети все чаще используются дельцами от
порнобизнеса в качестве моделей для детской
порнографии.
Главное средство защиты от педофила – ребенок
должен твердо усвоить, что виртуальные знакомые
должны оставаться виртуальными. То есть –
никаких встреч в реальном мире с теми друзьями,
которых он приобрел в интернете. По крайней мере,
без родительского присмотра. Такова
характеристика угроз каким образом это можно
попытаться «лечить» применительно к интернету.
В первую очередь конечно это информационно-просветительская деятельность, которая должна учитывать целый ряд факторов, она должна носить характер не только повышения квалификации тех специалистов, которые непосредственно работают с детьми и детским контентом, но она должна так же воздействовать на формирование грамотного и ответственного сознания у детей и родителей. И в данном случае очень высока роль школы, как транслятора позитивных воспитательных ценностей: школа является очень важным каналом для распространения подобной просветительской информации.
Итак что же должны знать родители.
1. Родители должны быть первыми, к кому ребенок придет с проблемой. Однако очень часто случается наоборот. Почему так происходит? Чаще всего дети не обращаются за помощью к родителям, потому что те слишком остро реагируют. Нередко дети считают, что после того как выложат маме и папе всю правду, станет только хуже: родители позвонят другим родителям, начнут разбираться с другими детьми или ограничат доступ к интернету. Или же наоборот – реакция будет слишком легкомысленной: «Ну и пусть обзываются. Не обращай внимания, это все глупости!» На деле же «глупостями» можно нанести ребенку настоящую рану или даже психотравму с серьезными последствиями. Не секрет, что отдельные случаи кибербуллинга в мире завершались самоубийствами детей и подростков. Научитесь слушать.
2. Создайте вокруг ребенка атмосферу безопасности. Если интернет-пространство кажется ему чужим и агрессивным, пусть ребенок чувствует себя спокойно рядом с вами. Оказывайте ребенку поддержку и проявляйте любовь.
3. Если вы понимаете, что Ваш ребенок «интернет
– зависим» и это приобретает серьезный оборот
вам необходимо прибегнуть к помощи психолога.
Далее прилагаем советы, рекомендации для
родителей которые помогут им защитить детей от
негативной информации.
Как можно предотвратишь негативные последствия неграмотного пользования Интернетом детьми?
- Научите ребенка не давать личную информацию (имя, адрес, номер или адрес школы, место работы родителей и их рабочий телефон), особенно в чатах и на досках объявлений.
- Будьте в курсе электронной почты, которую получают ваши дети, а также используемого пароля. Увы, все мы знаем, что читать чужие письма нельзя, но в данном случае это правило нарушить не помешает.
- Предупредите, что нельзя открывать подозрительные послания электронной почты, файлы, приложения или веб-страницы от незнакомых или сомнительных людей.
- Научите детей не организовывать встреч со своими знакомыми по интернету. Объясните, что люди в чатах не всегда те, за кого себя выдают, и в реальной жизни могут сильно отличаться от того, какими они кажутся в интернете. Предупредите, что если ребенок все же решится на встречу, то пусть назначает ее в общественном месте и обязательно предупредит родителей. Лучше, если вы поедете вместе.
- Держите компьютер там, где вам удобнее контролировать его использование. Установите четкие требования насчет пользования компьютером и Интернетом, и всегда требуйте их выполнения.
- Регулярно проводите время в интернете вместе с вашими детьми для того, чтобы узнать, чем они там занимаются и что их интересует. Постарайтесь установить атмосферу доверия и взаимопонимания. Не вините их за неприятные случаи в интернете, чтобы ребенок не стал их от вас скрывать, боясь наказания. Попросите их показывать все полученные сообщения, которые им неприятны.
- Скажите ребенку, что нельзя отвечать на оскорбительные или опасные послания по электронной почте, в чатах. Веб-сайты, на которых они чувствуют себя дискомфортно, необходимо незамедлительно покидать.
- Лучший способ защитить детей заключается в установке компьютеров в местах сбора всей семьи, но не в детских комнатах. Таким образом, родители могут иногда поглядывать через плечо ребенка, не будучи ему в тягость. Младшие дети должны быть под контролем в любое время своего нахождения в Интернете.
- Если есть возможность, купите специальную программу, которая дает взрослым возможность ограничивать доступ детей к нежелательным ресурсам в Internet. Программа контролирует действия ребенка и проверяет контент каждой посещенной страницы в Интернете. Если она обнаруживает подозрительную информацию (порнография, насилие).
Работа школы сегодня так же должна быть направлена на развитие и умение грамотно использовать интернет подростками. Ведь интернет – это не только очаг разврата и жестокости, но и самая богатая в мире библиотека знаний, развлечений, общения и других полезных вещей. Мы должны научить учащихся правильно пользоваться этим неисчерпаемым источником информации.
В школе необходимо проводить мероприятия в форме:
- Единых классных часов
- Дней безопасного интернета
- Акции «Открытый микрофон»
- Организацию работы школьного уполномоченного.
Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый, поэтому от того какими вырастут наши дети, как смогут защитить себя в интернете зависит от нас, взрослых (педагогов, родителей).