Информационная безопасность школьников

Разделы: Классное руководство


Греческий философ и математик Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: Интернет – это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры и образования.

Понятия "виртуальная культура", "всемирная паутина", "сеть сетей" и т.п. прочно закрепились в нашем сознании, а сам феномен Интернет стремительно проник в нашу профессиональную и бытовую реальности, разрушив территориальные и временные границы, сделав нашу жизнь более разнообразной и информативной. Совершенно очевидно, что новое столетие – это время нового состояния культуры, сложного и противоречивого, время становления культурной модели информационного общества.

Но существует и обратная сторона медали. Сегодня мы поговорим о том какую угрозу несет интернет подросткам.

Итак, какие бывают виды онлайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического, нравственного здоровья и полноценного развития ребенка.

1. Обилие откровенных материалов сексуального характера.
Многочисленные видеоролики и снимки с так называемой «жесткой эротикой», в том числе содержащие информацию о сексуальных извращениях, могут дезориентировать ребенка, ранить его психику. Интернет зачастую дает неверное представление о сути интимных отношений между людьми, эксплуатирует и извращает естественное любопытство детей.

2. Появление виртуальных знакомых и друзей, среди которых могут оказаться педофилы и извращенцы, мошенники и хулиганы, а виртуальное хамство и розыгрыши могут закончиться киберпреследованием и киберунижением, доставив объекту травли множество страданий.
Обратите внимание на новые понятия, которые обозначают некоторые виды угроз.
В последние годы получили распространение такие общественно опасные посягательства на личность несовершеннолетнего в сети, как кибербуллинг (cyberbullying) – нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Наиболее опасными видами кибербуллинга считаются киберпреследование – скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д., а также хеппислепинг (Happy Slapping – счастливое хлопанье, радостное избиение) – видеоролики с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы.
Встречается в виртуальной среде и так называемый буллицид – доведение ребенка до самоубийства путем психологического насилия.
Особенно опасным может стать груминг – установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи, вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник, чаще всего представляясь сверстником, входит в доверие к ребенку, а затем пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о встрече. Иногда такие люди выманивают у детей информацию, которой потом могут шантажировать ребенка, например, просят прислать личные фотографии или провоцируют на непристойные действия перед веб-камерой.

3. Опасная для детей информация, способная причинить серьезный вред их здоровью, развитию и безопасности. Может содержаться на электронных ресурсах, содержащих материалы экстремистского и террористического характера.

4. Особую опасность представляют для незрелой психики детей электронные ресурсы, созданные и деструктивными религиозными сектами.

5. Доверчивость и наивность детей нередко используют в своих целях компьютерные мошенники, спамеры, фишеры. Несовершеннолетние скачивают неизвестные файлы, которые могут оказаться вирусами или содержать незаконную информацию.
Недостаточно информированный об опасностях в сети ребенок может сообщить злоумышленнику номер кредитной карточки родителей, пароль от электронного кошелька, свой настоящий адрес и многое другое.

6. Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости, суицидального поведения, абортов, самоповреждений может быть весьма опасной для неокрепшей детской психики. Помимо указанной информации в Сети есть немало сомнительных развлечений, таких как онлайн-игры, пропагандирующие секс, жестокость и насилие, требующие немалых финансовых вложений. Дети бывают вовлечены в азартные игры в сети.

7. Психологами отмечается интернет-зависимость среди подростков, которая появляется в навязчивом желании неограниченно долго продолжать сетевое общение.

8. Опасность для детей представляют также социальные сети и блоги, на которых ребенок оставляет о себе немало настоящей информации, завязывает небезопасные знакомства, нередко подвергается незаметной для него деструктивной психологической и нравственно-духовной обработке.
Злоумышленникам особенно легко искать своих несовершеннолетних жертв с помощью таких сайтов как «В контакте|», «Одноклассники» и «Мой мир». Совершенно не стесняясь, педофилы создают свои группы и сообщества прямо в социальных сетях, выкладывают в открытый доступ фото и видео-материалы порнографического содержания.

9. Дети все чаще используются дельцами от порнобизнеса в качестве моделей для детской порнографии.
Главное средство защиты от педофила – ребенок должен твердо усвоить, что виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными. То есть – никаких встреч в реальном мире с теми друзьями, которых он приобрел в интернете. По крайней мере, без родительского присмотра. Такова характеристика угроз каким образом это можно попытаться «лечить» применительно к интернету.

В первую очередь конечно это информационно-просветительская деятельность, которая должна учитывать целый ряд факторов, она должна носить характер не только повышения квалификации тех специалистов, которые непосредственно работают с детьми и детским контентом, но она должна так же воздействовать на формирование грамотного и ответственного сознания у детей и родителей. И в данном случае очень высока роль школы, как транслятора позитивных воспитательных ценностей: школа является очень важным каналом для распространения подобной просветительской информации.

Итак что же должны знать родители.

1. Родители должны быть первыми, к кому ребенок придет с проблемой. Однако очень часто случается наоборот. Почему так происходит? Чаще всего дети не обращаются за помощью к родителям, потому что те слишком остро реагируют. Нередко дети считают, что после того как выложат маме и папе всю правду, станет только хуже: родители позвонят другим родителям, начнут разбираться с другими детьми или ограничат доступ к интернету. Или же наоборот – реакция будет слишком легкомысленной: «Ну и пусть обзываются. Не обращай внимания, это все глупости!» На деле же «глупостями» можно нанести ребенку настоящую рану или даже психотравму с серьезными последствиями. Не секрет, что отдельные случаи кибербуллинга в мире завершались самоубийствами детей и подростков. Научитесь слушать.

2. Создайте вокруг ребенка атмосферу безопасности. Если интернет-пространство кажется ему чужим и агрессивным, пусть ребенок чувствует себя спокойно рядом с вами. Оказывайте ребенку поддержку и проявляйте любовь.

3. Если вы понимаете, что Ваш ребенок «интернет – зависим» и это приобретает серьезный оборот вам необходимо прибегнуть к помощи психолога.
Далее прилагаем советы, рекомендации для родителей которые помогут им защитить детей от негативной информации.

Как можно предотвратишь негативные последствия неграмотного пользования Интернетом детьми?

  • Научите ребенка не давать личную информацию (имя, адрес, номер или адрес школы, место работы родителей и их рабочий телефон), особенно в чатах и на досках объявлений.
  • Будьте в курсе электронной почты, которую получают ваши дети, а также используемого пароля. Увы, все мы знаем, что читать чужие письма нельзя, но в данном случае это правило нарушить не помешает.
  • Предупредите, что нельзя открывать подозрительные послания электронной почты, файлы, приложения или веб-страницы от незнакомых или сомнительных людей.
  • Научите детей не организовывать встреч со своими знакомыми по интернету. Объясните, что люди в чатах не всегда те, за кого себя выдают, и в реальной жизни могут сильно отличаться от того, какими они кажутся в интернете. Предупредите, что если ребенок все же решится на встречу, то пусть назначает ее в общественном месте и обязательно предупредит родителей. Лучше, если вы поедете вместе.
  • Держите компьютер там, где вам удобнее контролировать его использование. Установите четкие требования насчет пользования компьютером и Интернетом, и всегда требуйте их выполнения.
  • Регулярно проводите время в интернете вместе с вашими детьми для того, чтобы узнать, чем они там занимаются и что их интересует. Постарайтесь установить атмосферу доверия и взаимопонимания. Не вините их за неприятные случаи в интернете, чтобы ребенок не стал их от вас скрывать, боясь наказания. Попросите их показывать все полученные сообщения, которые им неприятны.
  • Скажите ребенку, что нельзя отвечать на оскорбительные или опасные послания по электронной почте, в чатах. Веб-сайты, на которых они чувствуют себя дискомфортно, необходимо незамедлительно покидать.
  • Лучший способ защитить детей заключается в установке компьютеров в местах сбора всей семьи, но не в детских комнатах. Таким образом, родители могут иногда поглядывать через плечо ребенка, не будучи ему в тягость. Младшие дети должны быть под контролем в любое время своего нахождения в Интернете.
  • Если есть возможность, купите специальную программу, которая дает взрослым возможность ограничивать доступ детей к нежелательным ресурсам в Internet. Программа контролирует действия ребенка и проверяет контент каждой посещенной страницы в Интернете. Если она обнаруживает подозрительную информацию (порнография, насилие).

Работа школы сегодня так же должна быть направлена на развитие и умение грамотно использовать интернет подростками. Ведь интернет – это не только очаг разврата и жестокости, но и самая богатая в мире библиотека знаний, развлечений, общения и других полезных вещей. Мы должны научить учащихся правильно пользоваться этим неисчерпаемым источником информации.

В школе необходимо проводить мероприятия в форме:

  • Единых классных часов
  • Дней безопасного интернета
  • Акции «Открытый микрофон»
  • Организацию работы школьного уполномоченного.   

Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый, поэтому от того какими вырастут  наши дети, как смогут защитить себя в интернете зависит от нас, взрослых (педагогов, родителей).