Свойства карбоновых кислот

Разделы: Химия


Тип урока: урок изучения нового материала.

ТДЦ:

  • Образовательный аспект:
    • создать условия для выявления причинно-следственных связей между составом,  строением и  свойствами  веществ.
    • способствовать формированию представлений о механизмах химических реакций.
  • Развивающий аспект:
    • на примере карбоновых кислот совершенствовать умение учащихся подтверждать химические свойства уравнениями реакций.
    • продолжить формирование умения применять знания, полученные при изучении  неорганической химии для характеристики свойств органических соединений
    • создать условия для развития умения доказывать общее в строении и свойствах неорганических и органических кислот
    • способствовать совершенствованию умений учащихся самостоятельно проводить опыты полумикрометодом.
  • Воспитательный аспект:
    • способствовать пониманию единства органического и неорганического мира
    • воспитывать уважительное отношение друг к другу.
    • способствовать формированию культуры умственного труда, умения слушать, общаться, наблюдать и делать выводы, соблюдения правил  обращения с веществами.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, практический.

Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.

Целеполагание и мотивация.

На прошлом занятии мы изучали с вами ….  (добавляют ученики) – карбоновые кислоты: их состав и строение, классификацию и номенклатуру. И сегодня нам с вами предстоит изучить (предложить учащимся самостоятельно выявить цель занятия) свойства карбоновых кислот на основе их строения и знаний, полученных при изучении неорганических кислот.
Цели урока (повторяются и корректируются учителем): изучить химические свойства карбоновых кислот на примере уксусной и сравнить эти свойства с неорганическими кислотами; выявить особые свойства карбоновых кислот, которые не изучались в неорганической химии. Уметь подтверждать свойства уравнениями реакций. Знание химических свойств вам пригодятся в повседневной жизни: приготовление теста – гашение соды уксусом, нейтрализация щелочных растворов кислотами, соли высших карбоновых кислот используют для приготовления мыла.

Актуализация: Для этого вспомним, каково же строение предельных монокарбоновых кислот. 

Рисунок формулы на доске. Стрелки рисуются в ходе обсуждения вопросов.

Какие группы выделяются в молекуле карбоновой кислоты? – карбонильная и гидроксильная группы.
Как изменяется полярность в карбонильной группе? – смещение электронной плотности от углерода к кислороду – это смещается Пи-связь.(-М)

Что происходит между карбонильным углеродом и кислородом гидроксильной группы? – электронная пара атома кислорода смещается к менее электроотрицательному атому углерода.
К чему приводит такое смещение? – атом водорода гидроксильной группы становится подвижным и отрывается от молекулы кислоты.

Для монокарбоновых кислот характерна высокая реакционная способность:

  • Разрыв связи О-Н реакция обусловлена подвижностью атома водорода гидроксильной группы.
  • Разрыв связи С-О  реакция замещения гидроксильной группы.
  • Разрыв связи С-Н у α-углеродного атома реакции замещения с участием радикала.

Домашнее задание: §30 стр.191-193 упр.2,3  Упражнения будут подобны заданиям, проделанным в классе. Учебник «Органическая химия» 10 класс (профильный уровень) Н,Е.Кузнецова, И.М.Титова, И.Н.Гара;  Москва  «Вентана-Граф» 2005
Тетради после урока  соберу, чтобы проверить качество выполненных заданий и выявить, если будут характерные недочеты для дальнейшей коррекции знаний и умений.

Изучение нового материала с одновременным первичным закреплением учебного материала. Приложение 1 (Технологическая карта урока)

Рассмотрим первую группу  реакций.
Реакции на разрыв связи О-Н – замещение атома водорода (Н)
Вспомните, какие химические свойства характерны для соляной кислоты? – с металлами до Н, с основными оксидами, с основаниями, с солями слабых кислот.
Проверьте, обладает ли уксусная кислота этими же свойствами? Для этого проведите лабораторные опыты не только с уксусной кислотой, но и с соляной. Сравните результаты опытов и сделайте вывод.
ТБ при работе с кислотами и щелочами:
Знать: при попадании на кожу вызывают ожоги. Необходимо смыть проточной водой, если кислота – нейтрализуют раствором соды, а если щелочь – слабым раствором борной или уксусной кислоты.
Склянки с растворами кислот и щелочей сразу закрывать и ставить в ящик
Пластинки для проведения опытов полумикрометодом придерживать (легкие), при необходимости смыть в кристаллизатор при помощи промывалки
Стеклянные трубочки после опытов отпускать в стакан с водой
Работа проходит в паре: один проводит реакции с соляной кислотой, другой – с уксусной. Уравнения записывать только для уксусной кислоты, сравнивая записями  уравнений соляной кислоты в таблице. Для проведения опытов рекомендую в пластинки ячеек положить необходимые реактивы, с которыми реагируют кислоты:

Затем добавить кислоту с помощью стеклянной трубочки.
Совет: для лучшей эффективности  сравнения опыты с той и другой  кислотой проводить одновременно

Какая кислота на ваш взгляд наиболее активна? Почему?
– Реакции с соляной кислотой идут быстрее, значит она более сильная кислота.
Записываем в тетрадь вывод. Органические кислоты вступают в реакции характерные для неорганических кислот, но они менее активные.

Допишите уравнения реакций для уксусной кислоты, используя данные таблицы
Сравнение химических свойств соляной и уксусной кислот.

Рассмотрим вторую  группу реакций.

Реакции на разрыв связи С-О – замещение гидроксильной группы (ОН)

1. Взаимодействие со спиртами с образованием сложных эфиров

2. Взаимодействие с галогенидами фосфора PCl5, PCl3

3. Межмолекулярная дегидратация карбоновых кислот до ангидридов – это производные карбоновых кислот, состоящие из двух кислотных радикалов (ацилов) соединенных через кислород.

Закрепление. Запишите уравнения реакций для пропионовой кислоты с этиловым спиртом, с хлоридом фосфора (V) и реакцию межмолекулярной дегидратации.

Рассмотрим третью  группу реакций.

Реакции на разрыв связи С-Н у α-углеродного атома –  реакции замещения с участием радикала.

1. Реакция галогенирования атома водорода у α-углеродного атома:

Рефлексия.

Запишите самостоятельно общий  вывод о свойствах карбоновых кислот.

Вывод:

  • карбоновые кислоты проявляют общие свойства для всех кислот по связи О-Н;
  • специфические свойства по связи С-О при этом замещается группа О-Н;
  • возможны реакции замещения атомов водорода у α-углеродного атома с образованием более сильных карбоновых кислот.