Мышление по аналогии – это один из механизмов мышления. Аналогии применяются для познания и обучения, позволяют двигаться от того, что привычно и понятно, к неизвестному. Умозаключения по аналогии позволяют сравнитьобъекты и установить сходства и различия между ними. При этом для аналогии требуется сходство существенных признаков и игнорирование различий.
Работая школьным психологом в течение 20 лет, я наблюдала за тем, что дети, показывающие низкие результаты по субтесту «Аналогии», очень плохо справлялись со школьной программой. С течением времени результативность этих детей не улучшалась ни по данной методике, ни в обучении.
Когда появилась возможность учить детей в качестве учителя начальных классов, я поставила перед собой задачу развивать мышление по аналогии учеников посредством материала предмета. Сейчас мои ученики в третьем классе. Мои наблюдения показали, что успешные дети могут присваивать материал любой степени сложности, как только они определят, каков алгоритм выполнения задания. Например, открываю контрольную работу 7 класса за первую четверть (материал был необходим для того, чтобы провести урок в 7 классе по замене), тема контрольной работы «Действия с многозначными числами». Прошу ребенка из своего третьего класса рассказать, как будет решена задача. Ученик «узнал» тип задачи и смог ее решить.
Более интересные изменения происходят с детьми, которые были оставлены на повторный курс обучения во 2 классе из-за неуспеваемости по математике. За один год обучения мальчик прошел путь от отвержения предмета до умения осознать, какой алгоритм он еще не знает, и запросить помощь в этом у учителя. Наиболее ярко это проявилось на контрольной работе по теме «Уравнения (произведение и частное)». Мальчик нашел по алгоритму вычитаемое и говорит: «А вот, делить по таблице умножения число на другое число, я еще не научился». По программе Э.И. Александровой мы еще не выучили таблицу умножения. Мы ею пользуемся только в качестве инструмента для работы в классе.
Каким же образом строится работа на уроках? Каким образом можно этот способ работы перенести на любой предмет школьной программы?
Рассмотрим ответ на эти вопросы на примере работы по темам на уроках математики. Задолго (за полгода или год) до начала работы в какой-либо теме мы «добываем» яркий, запоминающийся материал для того, чтобы построить на нем модели-алгоритмы для работы над темой. Например, во 2-ом классе ученики на макбуках выполняли в программе Мат-решка задание следующего содержания: на экране появляются птицы или звери, которых надо посчитать двумя разными способами, объединяя в группы по горизонтали или по вертикали. Далее надо было записать выражения, которые соответствуют способу подсчета результатов (или по 5 взять 3 раза, или по 3 взять 5 раз). В этом году этот яркий образ, который запечатлен в памяти детей, мы использовали для создания модели переместительного свойства умножения.
От ярких образов в работе на макбуках или с материалом, который можно выкладывать, измерять и так далее, мы переходим к идее моделирования какой-то математической закономерности. Как правило, это моделирование задач, перевода именованных величин, создание алгоритма решения уравнений.
Объединяясь в группы по 4-5 человек, дети «открывают» свою модель (схему) для решения целого класса задач (моделирование – один из приемов работы в развивающем обучении). Затем все модели представляются в классе, и выбирается наиболее понятная и универсальная, которая затем сохраняется на стенде в классе на весь процесс обучения, пока она не перестанет быть необходимой.
Все типы задач получают свое название и маркировку цветом (это изобретение я не видела ни в одной из известных мне программ). Этот цвет выставляется на листе с моделью. При решении любой частной задачи, ребенок должен определить, к какому типу относится данная задача, и решить ее по аналогии с той, которая представлена в алгоритме.
За время обучения дети привыкают к тому, что все, что они знают, они могут решить, только вспомнив самостоятельно или взглянув на модель. А то, что относится к области неизвестного, они смогут сделать, если «добудут» алгоритм.
Обучение составным задачам происходит на основе узнавания, какие известные типы задач совмещены в данной.
В данный момент обучаю два параллельных третьих класса математике. Из детей, которые учатся в классе второй или третий год качество знаний в решении задач составляет 95% ( по результатам контрольной работы по повторению).
Можно предположить, что результативность зависит от того, что в моих двух классах учатся самые умные дети Москвы. Но нарастание успехов детей, которые испытывали серьезные трудности в области математики и из-за этого остались на повторный курс обучения ( три человека), позволяют предположить, что благодаря развитию мышления по аналогии посредством материала предмета, происходит простраивание процесса мышления у учеников.
Данный способ работы можно перенести на любой предмет и в любую программу, по которой учатся дети. Возможно, ученикам уроки станут понятнее и интереснее. А повышение мотивации в изучении дисциплины мы наблюдаем и в этих классах.