Психологическое сопровождение в рамках образовательной организации

Разделы: Школьная психологическая служба


После объединения образовательных учреждений в образовательные организации возникла возможность сотрудничества педагогов-психологов детских садов и школ. Впервые сотрудники, работающие в рамках психологического сопровождения, начали координировать усилия для создания оптимальных условий развития ребенка.

В рамках Образовательной организации №283 города Москвы педагоги-психологи разработали мероприятия по психопрофилактике. Круглые столы и мастер-классы будут проходить теперь одновременно для сотрудников, работающих со всеми возрастами детей. Возможно, это создаст мотивацию воспитателям и учителям по-новому посмотреть на работу, которую они ведут в образовательном процессе.

Говоря о теме преемственности в психологическом сопровождении детей в образовательной организации, хотелось бы поделиться опытом работы в данном направлении.

Прошел год после объединения нескольких школ и детских садов. Весь учебный год велась работа педагога-психолога в детском саду по подготовке детей к школе. В рамках психологического сопровождения проводились консультации с родителями, направленные на подбор программы школьного обучения, оптимальной для каждого ребенка. Также подбирались школы, которые могли предложить те или иные необходимые программы.

В течение года с детьми подготовительных групп проводились развивающие занятия по материалам Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г. и Щербининой С.В.. Работа была направлена на развитие регуляторных, познавательных, личностных компетенций детей, которые способствовали бы хорошей адаптации в школе.

Хотелось бы обсудить технологию проведения занятий. Данная технология универсальна, потому что может быть использована на любом развивающем материале. Мы исследуем различные задания и выявляем способ их выполнения. Постепенно дети  «открывают», что существуют разные способы выполнения кажущихся одинаковыми заданий. Одни, например, реализуются отслеживанием постепенных изменений фигур, другие – анализом того, что случилось с первой фигурой (какой она стала) и перенесением этого способа изменения на третью фигуру.  С этого момента работа на занятии делится на два блока: «я должен узнать, к какому виду работы относится данное задание» и «произвести необходимый выбор картинки». Этот момент является очень сложным для маленьких детей, которые еще испытывают трудности в анализе и синтезе элементов материала, вычленении существенных признаков, по которым задание следует проанализировать.

 С течением времени ученики присваивают данный способ работы. Тогда мы подключаем другой блок заданий, в котором уже в рамках одной игры надо открыть и сохранить три способа выполнения. Анализируя каждое следующее задание, ребенок должен отнести его к одному из способов выполнения. На данном этапе у детей это уже получается лучше. И снова, испытывая удовольствие от успеха, они радостно берутся за дело.

Одним из заключительных заданий, используемых на занятиях, является работа, в которой большое количество правил. Каждое правило можно использовать только в конкретной ситуации, на которую вышли дети. В данной игре им нужно делать выводы на основе анализа ситуации и правила к ней. Мы тренируем гибкость мышления, логику, умение верно анализировать и синтезировать информацию. Таким образом можно организовать присвоение детьми одного из инструментов учения в рамках психологического сопровождения.

Важно также отметить, что все занятия педагога-психолога ведутся в присутствии воспитателя детского сада. Возможно, в этом образовательном процессе воспитатель находит для себя новые грани осуществления образовательной деятельности.

После года развивающих занятий трое детей из группы пришли в школу, где они встретились снова с тем же педагогом-психологом, которого они уже знают. В первом классе продолжаются развивающие занятия. Теперь мы берем программы, которые реализуются с помощью смарт-доски. Задачи, стоящие перед педагогом-психологом не изменяются. Необходимо развивать познавательные, регулятивные и личностные компетенции для успешной адаптации детей в школе. Первоклассники занимаются в этом году в большой группе (целым классом). Интерактивные занятия позволяют сделать этот процесс интересным и положительно окрашенным.

В данный момент времени прошло два месяца с начала курса занятий. Мы с ребятами исследуем различные задания и вычленяем способы работы. Затем важной задачей для всех ребят станет научиться узнавать задания, имеющие аналогичный способ работы.

Таким образом мы на протяжении нескольких лет сможем создать условия для развития у детей умения учиться. В нашем случае объединение учреждений в одну образовательную организацию способствовало расширению возможностей для создания оптимальных условий в реализации преемственности психолого-педагогического сопровождения детей.