А. С. Макаренко писал: "Игра имеет важное
значение в жизни ребенка... Каков ребенок в игре,
таким во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит
прежде всего в игре..." Значит, игра, ее
организация – ключ в руках родителей, ключ в
организации воспитания ребенка.
Известно, что игры бывают разные: ролевые,
подвижные, дидактические. Игровой дух может
пронизывать всю жизнь семьи, объединять
родителей и детей. Это позволяет родителям не
превращать любое дело в суровую необходимость,
придавать своим педагогическим целям
увлекательный характер, и тогда позиция педагога
сразу же становится кровным делом детей, а
воспитание – творчеством.[1]
С введением ФГОС в ДОУ роль игры в жизни ребенка не изменилась. Одним из требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. А именно, ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.[2]
У наших малышей – деятельное, активное, интересное будущее, а чтобы оно было именно таким, от человека потребуются умения и способности, позволяющие легко и быстро воспринимать информацию, анализировать, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Эти качества закладываются в детстве. Поэтому содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, на отработку умений сравнивать, выделять характерные свойства предметов и обобщать их по определенному признаку, и, наверное, самое главное – получать удовлетворение от верного решения трудной задачи. А кроме этого у взрослых есть простые обязанности – научить ребенка удивляться, созерцать, сочувствовать, созидать. И, конечно же, научить учиться. Лучшее побуждение к учебе – интерес ребенка.
Задача взрослого – начать интеллектуальную игру и, оставаясь при этом равноправным ее участником, увлечь ребенка. Дети с удовольствием включаются в процесс, играючи решая глобальные задачи: они приобретают новые знания и умения, а это требует волевых и умственных усилий, формирует организованность и самостоятельность, открывает радость познания и творчества. Игра имеет, кроме познавательного, и воспитательный аспект: учит детей сотрудничеству, правилам общения в коллективе, отношению к партнерам по игре.
Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека, а одностороннее развитие губительно для личности, нередко граничит с психологической или физической болезнью. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, Правил поведения, этических ценностей общества. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.[3]
Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно. Так например,
Игра: “Хитрая лиса”
Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание
Дети становятся в круг плечом к плечу, руки у всех за спиной. Один ребенок выходит из круга. Ему дают игрушку лисичку. Обежав круг с внешней стороны, он незаметно кладет кому-нибудь в руки лисичку и становится в центр круга, говоря вместе с играющими:«Хитрая лиса, где ты?»Лиса сначала молчит, а после троекратного повторения вопроса прыгает в середину круга и кричит: «Вот я!» Дети разбегаются и занимают условленные «домики». Кто не успел, остается посреди площадки с лисой. Все играющие присоединяются к этим детям, образуя новый круг. Игрушка передается кому-нибудь другому. Игра повторяется несколько раз.
Игра: “Удочка”
Задачи: научить детей подпрыгивать на двух
ногах стоя на месте, приземляясь на носки,
полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту,
глазомер.
Описание игры: дети стоят по кругу в центре
воспитатель. Он держит в руках верёвку на конце
которой привязан мешочек с песком. Воспитатель
вращает верёвку над самым полом, дети
подпрыгивают на двух ногах вверх, так чтобы
мешочек не задел их ног. Описав 2-3 круга делается
пауза, и подсчитываются пойманные.
Игра: “Найди себе пару”
Задачи: Развивать у детей умение выполнять
движения по сигналу, по слову, быстро строится в
пары. Упражнять в беге, распознавании цветов.
Развивать инициативу, сообразительность.
Описание: Играющие стоят вдоль стены.
Воспитатель дает каждому по одному флажку. По
сигналу воспитателя – дети разбегаются по
площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди
себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового
цвета, находят себе пару, каждая пара, используя
флажки, делает ту или иную фигуру. В игре
участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться
без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не
зевай, быстро пару выбирай!».
Правила:
Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя, каждый раз играющие должны иметь пару.
Варианты: Вместо флажков использовать
платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести
ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть
через ручеек.
Варианты: тех детей кого поймали, выходят из
игры, так пока не останутся самые ловкие.
Практика обучения дошкольников показала, что на
его успешность влияет не только содержание
предлагаемого материала, но также форма подачи,
которая способна вызвать заинтересованность и
познавательную активность детей.
Необходимо иметь в виду и ещё одно немаловажное обстоятельство. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите вы или нет, но вам не остановить стремительный темп жизни. Игра – противовес, который поможет вашим детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни. [4]
Список литературы:
1. Б.П.Никитин «Развивающие игры» Знание, 1994
г.
2. Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17
октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении
федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования"
3. http://doshvozrast.ru/igra/igrapodvig09.htm
4. http://86ds4-nyagan.edusite.ru/p83aa1.html