Пояснительная записка
На сегодняшний день в педагогической науке и
практике очень актуальна проблема раннего
формирования творческого, конструктивного
мышления у учащихся.
В качестве инструмента для развития такого рода
мышления можно рассмотреть 3D моделирование.
Трёхмерная графика нашла широкое применение в
таких областях, как научные расчеты, инженерное
проектирование, компьютерное моделирование
физических объектов и процессов. С помощью
трехмерной графики можно, создать как точную
копию конкретного предмета, так и разработать
образ вымышленного, не существующего в
реальности объекта.
Следует отметить, что, несмотря на
востребованность навыков 3D моделирования в
профессиональной деятельности, сложность работы
в 3D редакторах, курсы по формированию данных
навыков не включены в школьную образовательную
программу. Поэтому вопрос разработки методик
обучения школьников основам моделирования в 3D
редакторах и их внедрение в образовательный
процесс является открытым.
Цель работы: смоделировать кофейную чашку методом экструдирования (выдавливания) в среде 3D редактора Blender.
Задание |
Способ выполнения |
Иллюстрация |
1. Запустив Blender, удалите куб. | X, затем Enter. Или Delete, затем Enter. |
|
2. Добавить на сцену окружность. | Shift+A ––> Полисетка ––>
Окружность. (Добавить ––> Полисетка ––> Окружность) |
|
3. Перейти в режим редактирования объекта. | В левом нижнем углу сцены
изменить «Режим объекта» на «Режим правки».
В этом режиме можно редактировать вершины нашего объекта. |
|
4. Выделить все вершины объекта | Alt + правая кнопка мыши. | |
5. Перейти в ортографический вид (перспективный вид) | Клавиша 5 на дополнительной
клавиатуре. (Вид ––> Ортографический вид. Numpad5) |
|
6. Методом экструдирования (выдавливания) формируем первый элемент чашки. | E ––> Z, при помощи зажатой левой кнопки мыши придать первому элементу чашки нужную высоту. | |
7. Расширить верхнюю часть полученного элемента чашки | Нажать клавишу S и при помощи левой кнопки мыши масштабировать объект. | |
8. Смоделировать верхнюю поверхность чашки. | Повторять пункты 6, 7. | |
9. Сформировать толщину у чашки. | E + Esc, S. | |
10. Перейти в каркасный режим для моделирования внутренней поверхности чашки. | Клавиша 1 на дополнительной клавиатуре, клавиша Z. | |
11. Смоделировать внутреннюю поверхность чашки. | Повторять пункты 6, 7. | |
12. Смоделировать дно чашки с внутренней стороны. | E + Esc, S. Чтобы «склеить» вершины в центре нажимаем Alt + M ––> В центре. | |
13. Смоделировать дно чашки с внешней стороны. | Выделяем нужные вершины: Alt, правой кнопкой мыши выбираем нужные вершины. Переходим во фронтальный режим просмотра (клавиша 1 на дополнительной клавиатуре). E + Esc, S. Чтобы «склеить» вершины в центре нажимаем Alt + M ––> В центре. | |
14. Сменить каркасный режим. | Клавиша Z. | |
15. Для моделирования ручки следует сначала установить вид справа. | Цифра 3 на дополнительной клавиатуре. | |
16. Перейти в режим работы с гранями. | ||
17. Выбрать 2 грани. | Shift+правая кнопка мыши. | |
18. Моделируем ручку у чашки. | Перейти к фронтальному виду
(цифра 1 на дополнительной клавиатуре). E+левая кнопка мыши. |
|
19. Корректируем толщину ручки. | Повернуть чашку (навести курсор
на чашку и нажать колесико мыши) Далее, S+Y+левая кнопка мыши. |
|
20. Методом экструдирования моделируем оставшуюся часть ручки. | Выбирать удобный вид
(фронтальный или справа), использовать указанные
горячие клавиши: E – экструдирование; G – движение; R – вращение; S – масштабирование. |
|
21. Завершить работу с ручкой, соединив её основание с чашкой. | Перейти в режим редактирования
вершин.
При помощи клавиши Shift и правой кнопки мыши
выделить четыре вершины и нажать клавишу F,
появится новая грань, соединяющая основание
ручки с чашкой. |
На этом работа с чашкой еще не закончена, далее необходимо выполнить сглаживание полученного объекта, задать материал, правильно организовать освещение.
Информационные источники:
- Прахов А.А. Blender. 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих, – СПб.: 2009;
- http://www.blender.org/;
- «Моделирование чашки» – http://www.youtube.com/watch?v=a3u_mCCVivk;
- «Програмишка.РФ» – http://programishka.ru/;
- «Лаборатория юного линуксоида» – http://younglinux.info/.