Совершенствование профессиональной компетентности учителя в условиях лицея

Разделы: Администрирование школы


Одно из ключевых направлений развития общего образования – развитие учительского потенциала.

В лицее главная задача методической службы – создание образовательной среды, которая будет способствовать максимальной реализации потенциала педагога и ученика. Собственно методическая работа построена в системе со всем образовательным процессом, учитель постоянно находится в творческом поиске, в необходимости повышения своего профессионального мастерства.

Педагоги лицея поставлены в ситуацию деятельности, где приходится постоянно повышать свою профессиональную компетентность.

Развивающую профессиональную среду учителя можно представить в виде схемы:

Составляющие части среды:

  • сотрудничество – метод совет, метод объединения, творческие группы и т.д.
  • роли учителя – организатор, координатор, эксперт, аналитик, слушатель и т.д.
  • профессиональная деятельность – урочная и внеурочная деятельность
  • поле достижений – поле возможностей, открытые уроки, участие в конкурсах, систематизация учителем всех достижений.
  • обучение – научно-практические семинары, ГБОУ ДПО С (ПК)  «Марийский институт образования», дистанционные курсы и т.д.

Методическая работа Рассмотрим два направления в этой части:

Научно-практические семинары

Учителя лицея принимают активное участие в городских и республиканских семинарах, организуют и проводят семинары на базе лицея. Семинары, которые проходят на базе лицея требуют большой подготовки и взаимопонимания всего коллектива, это и ответственность и огромная обучающая работа. Разрабатывая программу семинара, подбирая материал, педагоги обобщают опыт, изучают литературу, знакомятся с идеями своих коллег. После семинаров обязательно проходит круглый стол, обмен мнениями. Это незаменимый элемент в развитии профессиональной среды учителя.

Внутрифирменное обучение

В лицее с 2012 года, совместно с ГБОУ ДПО С (ПК) «Марийский институт образования» проходят обучающие семинары, курсы, тренинги. Для педагогов лицея были проведены курсы по темам: Компетентностный подход  как методологическая основа модернизации  образования; информационная безопасность образовательного учреждения;  формирование УУД у обучающихся начальной школы; использование этнокультурного компонента в воспитательной работе классного руководителя.

Данная форма обучения имеет ряд преимуществ: материал для занятий подбирается тот, который необходим педагогам, выбирается удобное время, больше времени остается на индивидуальную работу.

Методическая работа в лицее невозможна без «Дней методического мастерства», которые с 2011 года стали традиционными и проводятся в конце учебного года. Учителя показывают профессиональные достижения в проведении открытых уроков, мастер-классов, презентации методических идей и новинок.

Как реализовать потенциал учителю? Такие возможности предоставляет каждому педагогу лицея целевая  программа «Профессионал», которая является одной из подпрограмм программы развития.

Актуальность программы связана с расширением возможностей дополнительного педагогического образования учителей за счет интеграции «классического» постдипломного образования (на базе учреждений дополнительного образования) и программ методической работы, реализуемых в лицее; необходимостью повышения статуса педагога в современной ситуации, усиления мотивации и креативности профессиональной деятельности учителя.

Главная цель программы:  формирование количества высококлассных учителей, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания лицеистов на основе педагогики успеха, предоставлять образовательные услуги, отвечающие запросам и потребностям учащихся в контексте современном социокультурной ситуации.

Программа реализуется по   направлениям:  
1. Разработка программы повышения квалификации педагогов (внутришкольной и интегрированной с институтами постдипломного образования), реализация программы путем организации «каникулярных учеб» и краткосрочных курсов, самообразования педагогов, проведением семинаров на базе лицея.

2. Создание условий для предъявления результатов профессионального обучения по использованию надпредметных способов учебной деятельности (открытые уроки, демонстрация продуктов  интеллектуально–творческой деятельности на научно-практических конференциях, предметных месячниках и т.д.)

3. Проведение комплекса необходимых мероприятий с целью расширения  информационного пространства  учителя  и ученика, а именно:

  • выпуск методических сборников
  • развитие  и укрепление материальной базы
  • продолжение работы по подбору и оптимальной расстановке высокопрофессиональных педагогов

4. Совершенствование работы служб лицея: педагогического аудита, аттестационной комиссии, методического совета
для успешной реализации программы в лицее  созданы  службы, обеспечивающих  реализацию целевой программы.

Служба сопровождения «Учитель» обеспечивает непрерывное индивидуальное сопровождение педагогов лицея, организует работу руководителей методических объединений,  осуществляет мониторинг услуг дополнительного профессионального педагогического образования для организации повышения профессиональной компетентности учителей, обеспечивает организацию и проведение профессиональной учебы педагогических кадров на базе лицея, обеспечивает организацию и проведение фестивалей и праздников педагогического  успеха, под руководством администрации лицея, организует семинары на базе лицея.

Служба педагогического аудита обеспечивает проведение независимой экспертизы знаний, умений и навыков учащихся  в соответствии с нормативными требованиями  и анализ результатов экспертизы, проводит индивидуальные с учителями по результатам экспертизы, осуществляет помощь в решении возникающих проблем.

Служба  аттестации педагогических кадров осуществляет сопровождение аттестуемых учителей, консультирование  по нормативно-правовым вопросам и процедуре аттестации, составляет рекомендации для аттестуемых учителей.

В основе деятельности данных  структурных подразделений,  лежат программы сопровождения и успешности.

Сопровождение понимается как:

  • создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога;
  • оказание педагогу всесторонней (педагогической, психологической, методической, правовой, социальной) ненавязчивой помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы, привлечение специалистов разного профиля к оказанию помощи педагогу;
  • привлечение педагога к решению общезначимых задач развития лицея, реализации программ, проектов на основе сотрудничества и сотворчества
  • обеспечение разноплановой и объективной экспертизы профессиональной деятельности педагога
  • обеспечение условий профессионального роста с учетом адекватно оцененного уровня профессиональной компетентности и запросов, интересов, потребностей педагога.

Успешность понимается как:

  • актуализация сильных сторон деятельности педагога и спокойное преодоление проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности, анонимность  разрешения проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности педагога;
  • создание различных ситуаций успеха для каждого педагога
  • активное использование механизмов морального и материального поощрения педагогов.

Реализации программы идет   по  4 основным направлениям:

Индивидуальное сопровождение учителей:

  • создание и реализация программы индивидуального сопровождения учителя;
  • помощи в реализации индивидуального образовательного маршрута профессионального совершенствования учителя;
  • систематического или однократного консультирования учителя с привлечением специалистов по конкретным вопросам;
  • организованного посещения и глубокого анализа уроков
  • содействие учителям, принимающим участие в конкурсах, акциях, проводимых на базе лицея, города, республики и т.д.
  • организация обратной связи «учитель – руководство лицея» (индивидуального и групповые собеседования, предоставление «свободного микрофона» на семинарах, анкетирование педагогов).

Мониторинг образовательных услуг:

  • изучение образовательных предложений учреждений дополнительного образования;
  • определение возможностей  интеграции повышения квалификации внутри лицея и за его пределами.

Профессиональная учеба педагогических кадров:

  • постоянно действующие семинары;
  • краткосрочные курсы, связанные с текущими насущными проблемами;
  • традиционные  «каникулярные учебы»

Фестивали, обеспечивающие предъявление лучших достижений  учителей в профессиональной сфере: 

  • «Молодость  и мастерство» (молодые учителя)
  • «Аплодисменты» (все желающие)
  • «Мастер-класс» (учителя-стажисты).

Созданная в лицее модель профессиональной развивающей среды  позволяет педагогу совершенствовать свое мастерство и разработать индивидуальный образовательный маршрут, который позволит обеспечить непрерывное повышение квалификации.