Тип урока: лекция с элементами поисковой деятельности (1 час).
Тема: Двигатель внутреннего сгорания.
Цель урока: изучить устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания.
Задачи урока:
- Обучающие: продолжить знакомить учащихся с физическими принципами действия тепловых двигателей на примере двигателя внутреннего сгорания.
- Развивающие: развивать умения применять полученные знания для объяснений явлений, развивать у учащихся интерес к изучению физики, развивать устную речь, умения выражать свои мысли.
- Воспитательные: формировать доброжелательные отношения в классе, такие качества, как ответственность, аккуратность, умения слушать других.
Оборудование:
- Таблица “Двигателя внутреннего сгорания”.
- На стене кабинета висит плакат.
- Модели двигателя на кафедре преподавателя.
- доска,
- мел,
- указка.
- Проектор для показа видео клипа «ДВС».
План урока.
|
1 мин. 10 мин. 4 мин. 1 мин. 15 мин. 12 мин. 1 мин. 1 мин. |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Методическое обоснование: воспитываю
доброжелательное отношение друг к другу, готовлю
учащихся к активному восприятию материала,
заинтересовываю их.
Сегодня мы с вами продолжим изучать тепловые
двигатели, более подробно остановимся на одном
из них, двигатель внутреннего сгорания. В своей
жизни мальчики с ним уже наверное встречались,
разбирали его. Но и девочкам я думаю, что узнать
его устройство и принцип действия тоже будет
полезно, так как сейчас всё больше женщин садятся
за руль автомобилей. Но прежде, чем приступить к
изучению нового материала, давайте вспомним, что
мы изучали ранее.
2. Актуализация знаний
Методическое обоснование: проверяется уровень знаний, проводится подготовка к изучению нового материала.
2.1. Фронтальный опрос:
Учитель: | Учащиеся: |
1) Дайте определение теплового двигателя. | Машина, в которой внутренняя энергия топлива превращается в механическую. |
2) Какие превращения энергии происходят в тепловом двигатели? | Внутренняя энергия топлива– энергия газа (пара) механическая энергия. |
3) Что такое КПД? | Отношение полезной работы, совершенной двигателем, к количеству теплоты, полученному от нагревателя. |
4) Почему КПД тепловых машин всегда меньше 100%? | Часть энергии идет на нагревание деталей, окружающего воздуха. |
2.2. Решение задачи на расчет коэффициента полезного действия тепловой машины.
2.3. Заслушивание доклада “Вечный двигатель и невозможность их создания”
2.4. Приведите примеры тепловых машин. (Паровая и газовая турбины, двигатель внутреннего сгорания)
Сегодня на уроке мы рассмотрим более подробно устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания. Записываем тему урока.
3. Исторический экскурс (Приложение 1)
Методическое обоснование: развития интереса изучения физики, расширение кругозора учащихся.
Учитель: прежде чем приступить к изучению новой темы, послушаем доклад об истории создания тепловых двигателей.
Показ видео клипа на тему «ДВС» (Приложение 2). Этот клип можно показывать на интерактивных панелях города.
Учащийся: делает доклад “Изобретение ДВС”.
4. Изучение новой темы
Методическое обоснование: реализуются обучающие задачи урока, идёт активизация мыслительной и самостоятельной деятельности учащихся, воспитывается чувство уверенности в высказывании своего мнения.
При объяснении нового материала используются знания учащихся из повседневной жизни, а также таблица “Двигатель внутреннего сгорания”.
Учитель: Назовите элементы ДВС.
Учащиеся: Цилиндр, поршень, коленчатый вал, шатун, маховик, впускной и выпускной клапаны, свеча.
Учитель: Ещё раз называет эти элементы, показывая их по таблице, а также отмечает, что маховик используется для уменьшения неравномерности вращения вала. Затем просит учащихся записать элементы ДВС в тетрадях. Записи тут же проверяются.
Далее учитель продолжает объяснение нового материала: само название ДВС говорит о том, что топливо сгорает внутри самого двигателя– прямо в цилиндре. ДВС работают на жидком топливе (бензин, керосин) или на горючем газе.
В таких двигателях постоянно происходит сгорание горючей смеси (пары бензина и воздуха). При сгорании этой смеси образуются газы, температура которых порядка 1600-1800оС.
Принцип действия ДВС.
Крайние положения поршня в цилиндре называют
мертвыми точками.
Расстояние, проходимое поршнем от одной мертвой
точки до другой, называется ходом поршня. Один
рабочий цикл в двигателе происходит за 4 хода
поршня или такта. Поэтому такие двигатели
называются четырёхтактными. Рассмотрим более
подробно каждый такт.
Учащиеся: пытаются сами объяснить работу
двигателя в каждом такте.
Затем учитель ещё раз останавливается на этом,
объясняя подробнее с использованием таблицы.
Учитель:
1 такт – впуск: при повороте вала
поршень опускается вниз. Объём над поршнем
увеличивается, в цилиндре создается разрежение,
клапан 1 открывается и в цилиндр входит горючая
смесь. В конце такта цилиндр заполняется горючей
смесью и клапан 1 закрывается.
2 такт – сжатие: при дальнейшем
повороте вала поршень начинает двигаться вверх и
сжимает горючую смесь, когда поршень доходит до
крайнего верхнего положения, сжатая горючая
смесь возгорается от электрической искры и
быстро сгорает.
3 такт – рабочий ход: образующиеся
при сгорании смеси газы давят на поршень и он
движется вниз. В этом случае двигатель совершает
работу. Этот такт называется рабочим ходом.
Во 2 и 3 тактах оба клапана закрыты.
4 такт – в конце 3 такта клапан 2
открывается и через него продукты сгорания
выходят в атмосферу. В течение такта поршень
движется вверх. В конце такта клапан 2
закрывается.
Итак, цикл двигателя состоит из 4 тактов. Давайте
вспомним их ещё раз.
Учащиеся: ещё раз называют названия
тактов, затем их записывают в тетрадях. Записи
тут же проверяются.
Для более наглядного восприятия нового
материала используется компьютерное
моделирование работы двигателя внутреннего
сгорания.
5. Совершенствование умений
Методические обоснования: совершенствовать умения учащихся в решении задач, объяснять с помощью полученных знаний некоторые явления.
6. Решение задач
1. Можно ли ружьё считать тепловым двигатель?
Ответ: да, можно. Так как при выстреле часть тепловой энергии превращается в кинетическую энергию пули.
2. Можно ли двигатель внутреннего сгорания использовать на подводной лодке?
Ответ: нет, нельзя, так как недостаточно воздуха.
3. Один ученик решает задачу у доски, остальные в тетрадях. Задача: двигатель внутреннего сгорания совершил работу, равную 2,3·10кДж, и при этом затратил бензин массой 2кг. Вычислите КПД этого двигателя.
7. Домашнение задание
Методическое обоснование: подготовка учащихся на выполнение домашнего задания, развитие интереса к изучению физики.
Учитель: п.22.
Учащиеся: записывают в дневники.
8. Подведение итогов
Методическое обоснование: воспитание интереса изучения физики.
Учитель: Хочется отметить, что научно-технический прогресс неуклонно совершенствует конструкции, технические характеристики автомобилей. Важным на современном этапе является создание новых экономичных и экологически чистых машин. Это– машины нового века, новых технологий. Это – машины будущего.