Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы"

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба


Цель педсовета: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.

Задачи:

  • проанализировать школьную систему воспитания по взаимодействию семьи и школы;
  • выявить наиболее эффективные формы взаимодействия школы и семьи.

Форма проведения: деловая игра.

Используемые методы:

  • «мозговой штурм»;
  • групповая дискуссия;
  • метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Подготовка к педсовету:

  • Изучение литературы по теме педсовета.
  • Проведение методического совещания классных руководителей по теме «Работа с родителями».
  • Организация Дня открытых дверей для родителей.
  • Анкетирование родителей.

Оборудование и инвентарь:

Оформление:

В помещении, где проводится педсовет, приготовлены места для работы 5 групп: вокруг столов стоят стулья, на спинках которых приклеены цветные кружки: синий, фиолетовый, красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, серебристый. На столах лежат изображения цветных шляп: белой, жёлтой, зелёной, чёрной, красной.

План проведение педсовета:

  • Вступительное слово. Обоснование актуальности выбора темы.
  • Теоретические выступления по теме педсовета «Взаимодействие семьи и школы»:

а) задачи взаимодействия и приоритетные направления совместной деятельности семьи и школы;
б) знакомство с результатами анкетирования родителей;
в) анализ работы  методического совещания классных руководителей по теме «Работа с родителями».

  • Работа педагогов в творческих группах.
  • Презентация результатов работы творческих групп.
  • Рефлексия «Всё дело в шляпах».
  • Подведение итогов. Принятие решения.

Ведущие: зам. директора по ВР, педагог-психолог.

Педагоги заходят в помещение, где будет проводиться педсовет, и выбирают себе цветной жетончик: белый, жёлтый, зелёный, чёрный, красный. Согласно выпавшему цвету, занимают места за одним из столов для групповой работы.

ХОД ПЕДСОВЕТА

Вступительное слово заместителя директора школы по воспитательной работе. Обоснование актуальности выбора темы.

Как вы знаете, Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом и государством. Теперь родители обучающихся –  субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в ходе его проектирования и реализации. Поэтому сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, которая основана на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. И  наш сегодняшний педсовет мы посвящаем теме взаимодействия семьи и школы.

2. Теоретические выступления по теме педсовета «Взаимодействие семьи и школы»:

а) Задачи взаимодействия и приоритетные направления совместной деятельности семьи и школы.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка.          Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Как писал Ш. Амонашвили, «нельзя, что бы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе, или только в семье. Если мы хотим воспитать в нём личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную систему». Т.е. семья и школа создают тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.

Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Взаимодействие  может выражаться в разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности и т.д.

СЛАЙД 3

Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия:

  • воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся;
  • формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся;
  • привитие навыков здорового образа жизни;
  • развитие интересов, склонностей, способностей учащихся;
  • подготовка ребёнка к саморазвитию и самовоспитанию.

СЛАЙД 4

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

1) Организация диагностической работы по изучению семей

Изучение семьи позволяет педагогу лучше узнать ученика, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения школьника с родителями. Классный руководитель (учитель) может использовать следующие методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование,  и др.).

2) Организация психолого педагогического просвещения родителей

Значительное место в системе работы с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению, которое способствует накоплению родителями педагогических знаний, представлений и навыков в области воспитания. Основной формой пропаганды психолого-педагогических знаний являются родительские собрания, которые проводятся как в традиционной, так и нетрадиционной форме (конференция, практикум, деловая игра и др.).

3) Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
Родители активно включаются во внеурочную деятельность: праздники  класса, походы,  спортивные игры, ролевые игры.

4) Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением.

Родители могут выступать за различные изменения, помогать в реализации программ развития школы и участвовать в управлении школой через:

  • Родительские комитеты (классные);
  • Совет школы.
  • Информирование о содержании учебно-воспитательного процесса.

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Родители информируются о новшествах и  изменениях,  происходящих в школе: ЕГЭ, ГИА, ФГОС, «Школьная форма»  и пр.

б) Знакомство с результатами анкетирования родителей.

В школе не первый год среди участников образовательного процесса проводится мониторинг удовлетворённости работой ОУ. С результатами анкетирования родителей в этом учебном году мы и хотим вас познакомить. Хотя на протяжении педсовета мы ещё не раз обратимся к результатам опроса родителей.

СЛАЙД 5

Первый вопрос, который был задан родителям: «С каким чувством Ваш ребёнок идёт в школу?»
Если сравнить результаты, представленные на диаграммах, мы с вами увидим, что в 5-11 классах детей,  идущих в школу с хорошим настроением, почти в два раза меньше, чем в 1-4 классах. И, опять же,  почти в два раза больше детей, идущих в школу с переменным и  неважным настроением.

СЛАЙД 6

Следующий вопрос: «Всегда ли Вы в курсе того, что происходит в школе, в классе, где учится Ваш ребёнок?»
Как показало анкетирование, в начальных классах чуть больше половины родителей всегда  в курсе, что происходит в школе, а в среднем и старшем звене количество таких родителей уменьшается.

СЛАЙД 7

В школу родители чаще всего  приходят на родительские собрания. Реже в тех случаях, если возникают вопросы с успеваемостью ребёнка, или же если в школу их взывает классный руководитель. Совсем мало кто из родителей приходит в школу для оказания помощи для организации классных и школьных мероприятий. Наиболее активны родители в начальной  школе.

в) Анализ работы методического совещания классных руководителей по теме «Работа с родителями».

СЛАЙД 8

Конечно, самая большая работа с родителями возложена на плечи классных руководителей. В первой четверти состоялось методическое совещание по теме «Работа с родителями». Хочется отметить, что в этом совещании приняли участие не только педагоги нашей школы, но и структурных подразделений.  Совещание проходило в интерактивной форме. Классные руководители работали в группах над разными проблемами:

  • разрабатывали правила педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся;
  • составляли краткий план подготовки к родительскому собранию, чтобы решить проблему низкой посещаемости родительских собраний;
  • предлагали интересные темы коллективных творческих дел совместно с детьми и родителями и составляли план проведения одного из КТД.

Так же на этом совещании классные руководители делились опытом по данной теме.

СЛАЙД 9

Каждый  классный руководитель ведёт протоколы родительских собраний. Анализ таких протоколов позволил  увидеть картину посещаемости родителями собраний в первом полугодии.

СЛАЙД 10

А опрос родителей показал, что в начальной школе почти половина родителей ходят на родительские собрания с хорошим настроением, ну а в среднем и старшем звене родители посещают собрания с переменным настроением.

3. Работа педагогов в творческих  группах

СЛАЙД 11

Введение ФГОС требует иных взаимоотношении семьи и школы, взаимоотношений которые  построены на сотрудничестве, взаимодействии и доверительности.  Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к школе таких занятых и далеких от педагогических теорий современных мам и пап, как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребенка?
Сейчас мы предлагаем вам поработать в группах над поиском оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.
Каждая группа получит лист с заданием. На обсуждение и выработку вашего общего мнения вам даётся 10 минут. Чтобы работа всех членов группы была плодотворной и активной, мы предлагаем вам следующие роли в группе (обратите внимание на цветной кружок на вашем стуле): <Приложение 2>

Завхоз (красный) – ответственный за оборудование:
Координатор (жёлтый) – руководитель группы:
Хранитель времени (фиолетовый)
Бодрила (синий)
Секретарь (зелёный) ведёт записи результатов работы группы.
Контролёр (оранжевый) проверяет, что все члены группы действительно согласны с принимаемыми групповыми решениями.
Докладчик (серебристый) представляет результаты работы группы.

Задания группам (каждая группа получает лист с заданием и необходимые материалы). <Приложение 3>

4. Презентация результатов работы творческих групп

Примечание: в ходе выступления 5-й группы ведущий демонстрирует СЛАЙД 12-22, где на фотографиях представлены различные формы взаимодействия с семьёй.
СЛАЙД 23-25
В ноябре состоялся в школе «День открытых дверей»,  вот какие результаты этого дня:
– школу посетило  194 родителя;
– количество посещённых уроков – 68.

После посещения школы родители оставили свои отзывы о данном мероприятии:

  • Приятным моментом  была встреча родителей  в фойе школы с вручением небольшого пожелания. Сразу складывалось впечатление, что родителей тут ждут и рады их видеть.
  • Посещение уроков помогло объективно оценить уровень самостоятельности ребёнка, умение слышать и слушать педагога, выполнять задания, организовывать свою учебную деятельность.
  • Отношение педагогов было очень доброжелательное, открытое, предлагали родителям посетить другие уроки (даже если родители предварительно не записывались).

Как вы считаете, есть ли необходимость сделать традицией школы  проведение Дней открытых дверей для родителей?

5. Рефлексия педсовета «Всё дело в шляпах»

а) Каждой группе выдаётся одно из нарисованных на бумаге изображений шляпы (красной, черной, желтой, зеленой, белой). «Синюю шляпу» ведущие берут себе. <Приложение 4>

Итак, подведём итоги нашего педсовета.  А поможет нам в этом одна притча... 

"В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, т. к. все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, они ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами – белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой. Сыновья решили, что это очень дорогой заказ и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали они заказчика, ждали, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Первый сказал: "Возьму белую шляпу, т. к. белый – благородный цвет". "Возьму черную, – сообщил второй, – строгий стиль меня всегда привлекал". Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвертый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло – и взял желтую шляпу. Пятый очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как все меняется, – он взял себе зеленую шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – и выбрал синюю шляпу. Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события. Второй брат начал видеть все в черном цвете, обращать внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось. Брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет. Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным. Все, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше". [6]

Давайте и мы сегодня примерим эти шляпы. Обладатели белой шляпы изложат только факты, никаких эмоций и чувств; красной – проанализируют проблему, рассмотренную на педсовете, с позиции чувств, расскажут, что ощущают в связи с этим; черной – попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности; желтой – будут искать только все самое хорошее, смотреть на проблему с позиции оптимиста; зеленой – фокусируются на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Группа под синей шляпой (ведущие педсовета) проанализирует все услышанное и предложит решение педсовета. 

б) Обсуждение в группах и представление результатов.

Примечание. Группа "синяя шляпа" в ходе работы групп перемещается по залу и наблюдает, подсказывает, принимает активное участие в обсуждении, готовится к обобщению и проектирует решение педсовета. 

6. Подведение итогов. Принятие решения

Итак, основной целью организации взаимодействия семьи и школы является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, где родители становятся ведущим субъектом. Только совместными усилиями, поддерживая и  дополняя друг друга,  школа и семья могут достичь желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
«Мы знаем: без сомнения,
Продлится много дней
Союз детей, родителей
И нас, учителей!»

Решение педсовета:

  • Классным руководителям активизировать работу с родителями, используя новые пути привлечения родителей к сотрудничеству.
  • Проводить  День открытых дверей в третьей неделе ноября.

Литература:

  1. Брюхова В.М. Партнёрство семьи и школы/ В.М. Брюхова – М.: Чистые пруды, 2007. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып.4(16)).
  2. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я.  – М.: Просвещение, 2006.
  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  4. Дереклеева Н. Планирование сотрудничества классного руководителя с родителями учеников. //Школьное планировние. –  2005. № 6.  – С.68-108.
  5. Ерофеева Н.Ю., Иванченко С.Н., Левит М.В., Лизинский В.М., Морозова Т.В., Плахова Л.М., Полянская Н.Я. Педсовет: идеи, методики, формы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т., Грабенко Т. Шесть шляп мышления. //Школьный психолог. – 2001. № 15. https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200101518
  7. Зыкова К.С. Совместная работа школы и семьи. Обобщение опыта работы школы № 28 г. Томска – Т., 2000.
  8. Социализация ребёнка. Взаимодействие школы и семьи /авт.-сост.: В.Е. Шиковец, Е.Н. Пархоць, В.И. Давыдова. Минск: Красико-Принт, 2012. – (Деятельность классного руководителя).
  9. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр. соч. в 3 т. – М., 1981 г.т.3
  10. Шепелева Г.Г., Сотикова С.В. Классный руководитель и семья: как организовать эффективное взаимодействие. //Воспитание школьников. –  2012. № 5. –  С.24–30.
  11. Щекина О.А. Взаимодействие семьи и школы в условиях современного информационного пространства.// Классный руководитель. – 2012. № 5. –  С. 19-26.
  12. Часовитина Г.Н. Семья и школа: пути эффективного взаимодействия. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2011/09/24/pedsovet-vzaimodeystvie-semi-i-shkoly-v