Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: лабораторный
- Образовательная цель: актуализировать знания учащихся о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода; показать зависимость физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения
- Развивающая цель: включить учащихся в активный познавательный процесс, предоставляя возможность выбора действия на уроке: игра крестики-нолики, исполнение роли каменщика, плотника, кузнеца; заинтересовать пассивную часть учащихся, используя стихотворную, лабораторную формы работы
- Воспитательная цель: показать роль химической науки и практики в развитии народного хозяйства страны; продолжить работу по накоплению фактического материала для углубленного усвоения понятий, последующих обобщений мировоззренческого характера
Оборудование: образцы металлов: алюминий, цинк, медь, магний, железо; штатив с пробирками, алюминиевая проволока с кнопками на пластилине; простейшая электрическая цепь
План урока
- Актуализации знаний о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода
- Формирование знаний о физических свойствах металлов
- Раскрытие зависимости физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения
- Закрепление знаний
- Контроль знаний
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся
Слово учителя. Сообщение темы урока и запись ее на доске
Беседа по вопросам с классом:
Вещества состоят из молекул, молекулы из атомов. А как устроен атом?
Планируемый ответ: В центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг него на разных энергетических уровнях вращаются электроны. Число электронов должно быть равно заряду ядра атома
Атомы (химические элементы) встречаются двух видов: металлы и неметаллы. А есть ли различие в строении атомов металлов и неметаллов
Планируемый ответ: Радиус атома металла больше чем неметалла, а число электронов на последнем уровне меньше
(от 1-3)
А как определить по ПСХЭ заряд ядра, число энергетических уровней и число электронов на последнем энергетическом уровне
Планируемый ответ: Порядковый номер химического элемента – заряд ядра; номер периода – число энергетических уровней; номер группы – число электронов на внешнем уровне
Игра “Крестики- нолики”
K Li B Ca Mg O P Al S
Планируемый ответ: Выбирают выигрышный путь-линию, связывающую только металлы
2. Формирование знаний о физических свойствах металлов
Слово учителя
В природе отдельных атомов не существует, они связываются друг с другом и образуют простые вещества – металлы, которые и использует человек в своей повседневной жизни.
Через века и тысячелетия человек пронес уважение к металлу и его мастерам, добывающим и обрабатывающим его. Старинная легенда повествует о таком случае.
Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимающих участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил:
- Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто больше всех сделал для создания этого чудо-храма?
Слова учеников
Поднялся каменщик:
1-й ученик: Разумеется, храм – это дело наших рук, и двух мнений тут быть не может. Мы – каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните, какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона
2-й ученик: Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник, - но судите сами, гости дорогие, хорош бы был этот храм, если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшита – как радует он взор! Мы – плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца.
3-й ученик: Смотри в корень, - прервал его землекоп. – Хотел бы я знать, кА эти хвастуны возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик
Диалог “Соломона и строителя”
Учитель: Но царь Соломон недаром слыл мудрым. Подозвав к себе каменщика, он спросил:
- Кто сделал твой инструмент?
1-ый ученик: - Конечно, кузнец, - ответил удивленный каменщик
Учитель: А твой? – обратился царь к плотнику
2-ой ученик: Кто же, как не кузнец, - не раздумывая, сказал тот
Учитель: Ну, а твои лопату и кирку? – поинтересовался Соломон у землекопа
3-й ученик: Ты же сам знаешь, царь, что их мог сделать только кузнец, - был его ответ
Учитель: Тогда царь Соломон встал, подошел к человеку, скромно стоящему в углу. Это и был кузнец. Царь вывел его на середину зала.
- Вот кто главный строитель храма, - воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил кузнеца рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина.
Такова легенда, насчитывающая уже около трех тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но, как бы то ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покорившие металл, заставляющие его служить людям
Постановка цели урока
Слово учителя
Почему же металлы так важны для человека, какими свойствами они обладают, давайте сейчас выясним. Посмотрите, на столе у вас находятся образцы металлов. Рассмотрим их, заполним табличку с записью лабораторная работа “Физические свойства металлов”.
Фронтальная работа класса (учитель зачитывает инструктивную карточку, а учащиеся по одному диктуют, как заполняют таблицу)
Инструктивная карточка
- Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните 1,2,3,6 колонки таблицы
- Возьмите в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него. Можно что-то увидеть. Прозрачен? Поставьте значок в таблицу в первую колонку “+” или “ -”
- Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таблице во вторую колонку “+” или “-”
- Попробуйте разломить. Поставьте значок в таблице в третью колонку “+” или “-”
- Согните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в шестую колонку “+” или “-”
- Проделайте тоже самое с цинком, магнием, медью, железом
Лабораторная работа “Физические свойства металлов”
Слово учителя
У нас с вами осталось две колонки в таблице не заполненными: электропроводность и теплопроводность. Убедимся, сто металлы действительно обладают такими свойствами
Демонстрация: теплопроводность металлов
Алюминиевую (и другие проволоки) проволоку с прикрепленными пластилином к ней кнопками нагреваем с одного конца. Кнопки отпадают поочередно
- Уч-ся заполняют колонку “Теплопроводность”
- Д. электропроводность металлов
- Заполнение колонки “Электропроводность”
Вывод: металлы проводят тепло. (Можно отметить разную способность к теплопроводности)
Замыкается электрическая цепь с лампочкой. Лампочка загорается, значит, металлические провода проводят электрический ток.
Вывод записать в тетрадях: металлы проводят электрический ток.
Металл | Прозрачность | Блеск | Прочность | Электро- проводность |
Теплопро- водность |
Пластичность |
Al | ||||||
Zn | ||||||
Mg | ||||||
Cu | ||||||
Fe |
Вывод записать в тетрадях: Все металлы не прозрачны, блестящие, твердые, проводят электрический ток, проводят тепло, пластичны.
3. Раскрытие зависимости физических свойств металлов от наличия в них металлической связи
Запись в тетрадях
Металлы способны к отдаче электронов последнего уровня:
Na0 - 1e- ---- Na+
Al0 - 3e- ---- Al3+
Mg0 - 2e- ---- Mg2+
Слово учителя
Рассказ по таблице “Кристаллическая решетка металлов”
Такие свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность возможны благодаря подвижности электронов. Свободные электроны отражают дневной свет, поэтому металлы блестят и не прозрачны. Благодаря свободным электронам возможно смещение одного слоя кристаллической решетки относительно другого, поэтому металлы пластичны.
4. Закрепление знаний
Слово учителя
Я прочитаю вам стихи, а вы ответьте: о каких свойствах металлов идет речь
“Аргентум” - по латыни светлый,
Но темных дел немало есть за ним
Чтоб скрыть подпольный двор монетный
Демидов погубил три сотни крепостных
(Металлический блеск)Все знают, что в лампе обычной
Вольфрам – раскаленная нить,
Но вы металлурга спросите
Легко ли его получить
(Теплопроводность)Без медной электропроводки
Нам свет в квартире не включить
И трансформатор без обмотки
Не мог бы технике служить
(Электропроводность)
5. Контроль знаний
Слово учителя
А теперь найдите на своих столах карточки – задания и заполните их.
Самостоятельная работа учащихся
“Атом ________, имеет заряд ядра _____, _________электронных уровней, ________электронов на последнем уровне. Простое вещество ________ обладает следующими свойствами ____________.
(Каждому учащемуся раздаются разные химические элементы)
6. Подведение итогов урока
Выставление оценок
7. Домашнее задание
П.13 упр. 1-4 (всем), упр.5 (по желанию)