Интегрированное занятие по музыкальному развитию и изобразительной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия:  Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о ладовой окраске музыки посредством музыкальных игр.

Образовательные задачи по основной образовательной области («Художественно-эстетическое развитие»):

  • Формировать понимание  детьми музыки через  сравнение  разнохарактерных произведений.
  • Учить детей различать короткие и долгие звуки в пределах октавы посредством применения музыкальных дидактических игр.
  • Развивать у детей дошкольного возраста творческую фантазию и воображение с помощью выражения характера музыки в движениях.
  • Воспитывать у старших дошкольников культуру восприятия театрализованных действий.

Образовательные задачи по интегрируемой образовательной области («Социально-коммуникативное развитие»):

  • Формировать готовность детей к совместной деятельности через обсуждение совместной деятельности   в игре-путешествии.
  • Раз­вивать умение дошкольников объединяться для совместной игры, договариваться, помогать друг другу в ходе социо-игры в процессе работы малыми группами.

Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы:

Виды деятельности Формы работы
Музыкальная Слушание музыки
Исполнение
Импровизация
Музыкально-дидактические игры
Музыкальное упражнение
Попевка
Распевка
Игровая Игровое упражнение
Совместная со взрослыми и сверстниками игра
Коммуникативная Обсуждение
Беседа
Игровая ситуация
Дидактическая игра
Решение проблемных ситуаций
Изобразительная Изготовление подарков, украшений
Рисование

Планируемый результат: сформированные начальные представления о музыкальных ладах: мажоре и миноре, умение распознавать ладовые изменения в музыке;  сформированные музыкальный кругозор детей и желание детей познавать новое через различные виды деятельности.

Оборудование: зрительный ряд –  кукла Волшебника, изображения Мажора и Минора, карта, корабль,  магнитофон, диск с записями музыкального материала, флипчарт.

Материалы: гуашь, губка, свечи, альбомные листы, ваза.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I  часть – мотивационно-побудительная

Дети под музыку забегают в зал и исполняют танцевальную композицию под музыку А.Жилинского «Полька» (Приложение 1).

Музыкальный руководитель: Здравствуйте! (пение тонического трезвучия). Я очень рада вас видеть и хочу с вами поиграть.

Игра «Алый платочек» М.Долинова, Е.Тиличеева (Приложение 2).

Музыкальный руководитель интересуется у детей, любят ли они сказки и предлагает спеть песню о сказках.

Песня «В мире много сказок» Ю.Энтин, В.Шаинский (Приложение 3).

(Дети садятся).

II часть – основная

Музыкальный руководитель:  Так хочется о чем-нибудь помечтать и послушать интересные сказки.

Музыкальный руководитель интересуется, какие сказки любят слушать дети и предлагает рассказать свою.

Музыкальный руководитель: Когда-то, давным-давно, люди не слышали звуков, не умели разговаривать и часто смотрели на звезды. А далеко в космосе жил волшебник и звали его Искусство. И вот однажды волшебник-Искусство заметил Землю и удивился ее красоте. Решил посмотреть, кто же там живет и был очень огорчен, когда узнал, что люди совсем ничего не слышат и не чувствуют. Решил волшебник подарить людям свои дары.

Музыкальный руководитель интересуется, хотели бы дети увидеть этого удивительного волшебника и готовы ли они пригласить его в гости в детский сад.

Музыкальный руководитель: Давайте его пригласим к нам? А как же это сделать? Может быть вы мне подскажете? (Предположения детей, каким образом можно пригласить волшебника в гости. Музыкальный руководитель подводит детей к предположению, что приглашение можно отправить в письме)

Музыкальный руководитель: А поможет нам в этом игра «Динь, динь, письмо тебе!»

Игра «Динь, динь, письмо тебе!» н.н.п. (Приложение 4).

(дети садятся).

Звучит музыка и появляется волшебник-Искусство с письмом в руке, здоровается с детьми.

Волшебник: Я получил от вас письмо и сразу же примчался!

Музыкальный руководитель: Здравствуй дорогой волшебник, мы рады тебя видеть и хотели бы послушать твою историю и узнать, какие дары ты подарил людям.

Волшебник: Я очень хочу показать вам свои дары, но, чтобы их увидеть,  нужно отправиться в морское путешествие. Вы хотите попутешествовать?

Волшебник предлагает детям попутешествовать.

Волшебник: Ну тогда отправляемся!

Музыкальный руководитель: Ребята, а что же нужно взять с собой в путешествие? (Вместе с детьми обсуждается вопрос сборов в путешествие – что нужно взять с собой. В процессе обсуждения приходят к мысли, что для того, чтобы знать, куда плыть, нужна карта).

Музыкальный руководитель: Волшебник, как же мы отправимся в путешествие, если у нас даже карты нет?

Волшебник: Совсем забыл, старенький уже стал. Есть карта. Вот она. (Достает карту, где видно только море, крепит ее на флипчарт, дети разглядывают «карту»).

Музыкальный руководитель: Странная карта, на ней ничего нет, только море.

Волшебник: Эта карта волшебная. Чтобы она стала настоящей, нужно пройти испытания.  И вот первое испытание – трудный вопрос: ребята, на чем держится музыка?

На предыдущих занятиях дети уже знакомились с тремя китами музыки – песней, танцем, маршем, как жанрами музыки. Вопрос, заданный Волшебником, направлен на закрепление материала предыдущих занятий.

Волшебник: Ну, раз вы знакомы с тремя китами музыки, давайте поиграем в игру «Песня, танец, марш».

Музыкально-дидактическая игра «Песня, танец, марш» (звучат фрагменты песни – «На горе-то калина» Ю.Чичков, танца – «Вальс игрушек» Ю.Ефимов, марша – «Марш» Н.Леви) (Приложение 5).

Дети угадывают и на карте появляются киты.

Волшебник: Молодцы, ребята, прошли испытания, и  за это я дарю вам волшебный корабль (на карту прикрепляется корабль).

Музыкальный руководитель: Ну вот, можно и в путь отправляться. Но куда, уважаемый волшебник?

Волшебник: Мы отправимся к моим старым знакомым: на остров к дядюшке Мажору и дядюшке Минору (на карту прикрепляется первый остров). А чтобы не было нам скучно,  давайте поиграем.

Игра «Веселые скачки» (Приложение 6).

По окончании игры дети рассаживаются на места.

Волшебник: Пока мы плывем, послушайте одну историю. Жили-были два брата, и они очень любили музыку. Один всегда был веселым,  и музыка у него была веселая – звали его дядюшка Мажор, другой был грустным и печальным, и музыка у него была печальная – звали его дядюшка Минор. Вот мы и приплыли. Сейчас с вами попробуем угадать, кто же первый нас встретит на острове.

Фрагменты:

Дети угадывают характер музыки.

Волшебник: Дядюшкам очень понравилось, как вы отгадываете загадки, и они предлагают поиграть  в игру «Угадай характер». Давайте разделимся на две команды: команда Мажора и команда Минора. В моем волшебном мешочке есть «смайлики» грустные и веселые. Кто достанет веселый «смайлик» идет в команду дядюшки Мажора, а кто достанет грустный «смайлик» – в команду дядюшки Минора. Дети делятся на команды, когда звучит грустная музыка – команда Минора выходит и  выполняет движения соответствующего характера, когда звучит веселая мелодия – команда Мажора выходит и выполняет танцевальные движения под музыку.

  • «Русский наигрыш» р.н.м.
  • «В пещере горного короля» Э.Григ
  • «Танец утят» Г.Фиртич
  • «Осенняя песнь» П.И.Чайковский

(Приложение 8)

Волшебник: Вот и еще одно чудо, которое я вам дарю. Веселую и грустную музыку. Теперь этот остров в океане музыки нам с вами знаком и на карте поместим фигурки дядюшек.

Музыкальный руководитель: Как здорово, спасибо, волшебник. Ребята, а может быть мы дядюшкам сделаем какой-нибудь подарок?

Вместе с детьми музыкальный руководитель обсуждает, какой подарок они могут подарить дядюшкам Мажору и Минору. Подводит детей к выводу о том, что дядюшки отражают настроение музыки и поэтому можно подарить им музыкальные нотки. Обсуждают, каким образом можно изобразить нотки.

Музыкальный руководитель: Вот бумага, но чем-же мы будем их рисовать?

Волшебник: А возьмите мои волшебные мелки и нарисуйте ими нотки овальной формы. (Дети на мольберте кусочками свечи рисуют ноты).

Музыкальный руководитель: Ну вот, ничего не видно. Ребята, может быть, если мы подуем, то нотки станут видны?

Дети дуют.

Музыкальный руководитель: Нет, не получается.

Волшебник: Не волнуйтесь, у меня есть волшебный эликсир, он нам и поможет. (Берет волшебный кубок и смочив губку наносит на рисунки и появляются ноты).

Музыкальный руководитель: Спасибо уважаемый волшебник Искусство. А когда же ты подаришь нам другие дары?

Волшебник: Я вновь приду, лишь только позовите. Ну, а пока мне пора! До свидания! (Уходит)

III часть – рефлексивная

Музыкальный руководитель: Ребята, с кем же мы сегодня с вами познакомились?

– У кого были в гостях?
– Какие они были по характеру?
– Как мы туда попали?
А волшебник оставил вам в подарок шкатулку. Посмотрим, что в ней? (Значки-смайлики грустные и веселые)

Музыкальный руководитель: Вот и первое наше путешествие подошло к концу, а сейчас мы пойдем в группу и попробуем нарисовать портрет нашего волшебника-Искусства. Когда он в следующий раз к нам придет, мы ему подарим. (Дети уходят).

Перечень методической литературы:

  1. «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н.А. Ветлугиной
  2. «Учите детей петь» Т.М. Орлова, С.И. Бекина
  3. «Праздник каждый день» И.Новоскольцева, И.Каплунова