Тип урока: открытие нового знания.
Цель: познакомить со способами проверки безударных гласных в корне слова.
Задачи:
- повторить способы решения орфографической задачи при наличии одной безударной гласной в словах (проверяемой и непроверяемой).
- организовать поиски, перенос известных способов решения орфографической задачи в условиях наличия двух безударных гласных в словах (проверяемых и непроверяемых): нахождение двух проверочных слов, использования для проверки исторического корня «коло»;
- мотивировать учащихся на работу с этимологическим словарем;
- познакомить с информацией культурологического характера о разновидностях колоколов России и колокольных звонах.
Планируемые результаты: решать орфографические задачи при наличии одной или двух безударных гласных в словах, применять известные способы действия проверки орфограмм, находить значения слов в этимологическом словаре.
Ресурсы:
- Л.Я.Желтовская Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 1.
- Тренинговые задания стр 17 упр. 27.
- Фонограмма колокольного звона
- Карточки «Рефлексия урока»
- Сигнальные карточки
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Время | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование универсальных учебных действий |
||||||||||
Организационный момент | 1 мин. | Включение в деловой ритм | Готовятся к работе | |||||||||||
Мотивация к учебной деятельности | 1 мин. | Устное сообщение учителя | Ответы детей | Личностные: самоопределение, освоить смысл учения, желание учиться.. | ||||||||||
Слайд 1 Урок русского
языка. Покажите своей посадкой, что вы готовы к
хорошей работе. Слайд 2. Эпиграфом сегодняшнего урока будут следующие слова: – Прочитайте их. Мало уметь писать, надо уметь думать. – Как понимаете их? |
||||||||||||||
Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений | 2 мин. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные) учебные навыки | Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция. |
||||||||||
– Предлагаю подумать.
Придумайте задания к данным словам. (Вставь
пропущенные безударные гласные, подбери
проверочные слова) – Работаем с сигнальными карточками. На доске: С – нева гл .. ва цв ..тёт м..систый к .. л..сок |
||||||||||||||
Постановка учебной задачи | 2 мин. | Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Привлекает учащихся к определению темы, цели и задач урока. |
Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. Формулируют собственное мнение и аргументировать его. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. |
||||||||||
– В каком из слов было сложней
выполнить задание? В чем ваше затруднение? – Сформулируйте тему урока. Откройте маршрутный лист. Какой раздел изучаем? В каком подразделе мы находимся сейчас? Прочитайте название темы урока Слайд 3 – Если в слове две безударные гласные... – Как вы думаете, что может быть продолжением темы? (Предположения и версии) – Поставьте цель урока: учиться решать орфографические задачи при наличии двух безударных гласных в корне слова. |
||||||||||||||
Построение проекта выхода из затруднения | 3 мин | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) | Регулятивные: планирование,
прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
||||||||||
– Заполните таблицу «Я знаю, я
умею, я могу» (Приложение 1)
ДА – зеленым цветом НЕТ или сомневаюсь – желтым – Если все – зеленый цвет – поднимите зеленую карточку, присутствует желтый – желтую. – Есть сомнения, значит есть над чем нам сегодня поработать. – Какие задачи должны решить? Воспользуйтесь таблицей. План: 1. Составить алгоритм написания слов с двумя
без. гл. |
||||||||||||||
Реализация построенного проекта | 25 мин. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. | Работают в соответствии с
составленным планом Участвуют в обсуждениях, формулируют своими словами выводы, алгоритмы. Осуществляют взаимоконтроль, оказывают взаимопомощь. Оценивают правильность выполнения заданий. |
Познавательные: уметь ориентироваться
в системе знаний, делать выводы, наблюдать,
сравнивать. 1. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
||||||||||
– Приступаем к реализации плана.
Что мы должны сделать сначала?. Составить алгоритм написания слов с двумя безударными гласными – Что мы знали и умели раньше? (Алгоритм проверки одной безударной гласной) Составим алгоритм написания слов с одной безударной гласной в корне слова Слайд 4 Работа в паре. Правила дружной работы. Дети из вырезных карточек составляют алгоритм. (Приложение 3) – Расскажите, как вы выполнили работу. – Как вы думаете, изменится ли алгоритм для проверки двух безударных гласных? (Мнения детей) Слайд 5. Составим алгоритм. 1. Прочитай слово – Сделайте вывод. (Алгоритм очень
похож на прежний, но т. к. две безударные гласные
значит и два проверочных слова) Слайд 6 Способы проверки: (условные обозначения) 1. Изменяю форму слова – Проверим, какие способы пригодятся для проверки двух безударных гласных? Работа в группах Учимся работать дружно. Распределяем роли.
Ученики работают в группах. Выполняют работу на листках. Отчитываются докладчики от каждой группы. – Какие способы проверки выбрали? (1, 2) 3. Чистописание Словарная работа Отгадайте
загадки. упр 33. Чьи признаки названы в загадках? (Корова
колокольчик). Проверка по эталону. – Какой исторический корень присутствует в
словах? (коло) Этимология слова (словарь В. И. Даля стр. 99) зачитывает ученик Древнерусское слово ко'ло обозначало — «круг, колесо». Свое значение слово коло сохранило сегодня в украинском языке. Слово коло уже давно ушло из языка, но сохранились некоторые образования от него. – Найдите среди этих слов однокоренные слова. Вывод: знание происхождения слова поможет грамотно записать слова с двумя БГКак вы думаете существуют ли еще способы проверки двух безударных гласных в корне слова? – Есть еще прием проверки БЗ (полногласные и
неполногласные сочетания в корне слова). С этим
способом познакомимся на следующем уроке. Я умею подбирать проверочные слова, используя удобные приёмы |
||||||||||||||
Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону | 4 мин. | Организует деятельность по применению новых знаний | Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того,
что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
||||||||||
– Что было третьим пунктом
нашего плана? Тренировочные задания стр. 15 (Приложение 4) Алгоритм самооценки Работа с таблицей. Заполните таблицу «Я знаю, я умею, я могу» По какому критерию вы себя оценили?:я умею проверять БГ – Если у вас все кружки стали зелеными или их стало больше, чем было поднимите зеленые кружки. Итог. Домашнее задание стр. 98 упр. 31 |
||||||||||||||
Рефлексия деятельности | 2 мин. | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
||||||||||
– Какую цель ставили сегодня на
уроке? – Достигли цели? (Достигли, т. к. выполнили поставленные задачи перечисляют их) – Как бы вы сейчас закончили предложение «Если в слове две безударные гласные...» (Проверяю их удобным способом...) – Оцените свою и мою работу на уроке (выбрать подходящий ответ – таблица по рефлексии у каждого ученика – Приложение 5) Отметки за урок. |