Актуальность темы урока обусловлена
требованиями новых образовательных стандартов,
в которых предполагается, что «каждый ребенок
должен иметь доступ к компьютеру и Интернету и,
соответственно, приобретать определенный
уровень медиаграмотности.
Предоставляя множество новых возможностей,
глобальная сеть несет и новые риски. Ребенок,
захваченный безграничными возможностями
современных технологий, зачастую не может
разглядеть рисков и угроз сети и в результате
оказывается среди наиболее уязвимых ее
пользователей» [1].
1.1. Цели и задачи урока
В курс информатики 5 класса входит тема «Поиск информации». При рассмотрении этой темы кроме традиционных источников информации (справочники, словари, энциклопедии и т.д.) необходимо изучить с учащимися возможности поиска информации в сети Интернет.
Урок изучения нового материала «Безопасный Интернет» является логическим продолжением темы, поднимает проблемы безопасности, возникающие при работе в сети и предлагает на основе проблемно-поискового метода пути их решения.
Предварительно необходимо организовать рабочие места для 3 групп учащихся (при делении класса на группы – численность 3-4 человека), обеспечить работу компьютеров в единой сети для создания проекта в шаблоне презентации с единым доступом, выход в Интернет.
Цель: формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе в Интернете, воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.
Задачи:
- Предметные:
- сформировать навыки и умения безопасного поведения при работе в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
- научиться определять целесообразные источники для поиска необходимой информации.
- Метапредметные:
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- структурировать и визуализировать информацию.
- Личностные:
- понимать роль информационных процессов в современном мире;
- овладеть первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- выработать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- проявить способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
- выработать способность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;
- понимать ценности здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ
1.2. Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся (Приложение 1)
1.3 Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.
Диагностика предметных результатов
осуществляется в ходе защиты результатов
проектной деятельности и выполнения тестового
задания (на следующем уроке).
Сформированность универсальных учебных
действий определяется в ходе проектной
деятельности и по результатам заполнения листа
самооценки.
1.4. Текст методической разработки материалов
Организационный момент
Добрый день, ребята! На прошлом уроке мы с вами бродили по бескрайним просторам сети Интернет. Посещали виртуальные библиотеки, музеи, изучали способы организации поиска в реальных и виртуальных хранилищах информации.
Проверка домашнего задания по теме «Поиск информации»
Сегодня у каждого есть возможность поделиться информацией о собственном виртуальном мире, так как вашим домашним заданием была разработка проекта «Мой мир Интернета» (для справки: было необходимо выписать адреса, названия, сообщить краткую информацию о содержании Интернет-ресурсов, посещаемых учащимися).
Проводится обсуждение нескольких проектов, акцентируя внимание на вопросах:
- в какой форме представлена информация (таблица, граф и т.д.);
- почему такая форма представления показалась удобной;
- как систематизирована информация (по номерам, по алфавиту, в хронологической последовательности и т.д.);
- какие сайты из представленных используете для поиска научной, справочной информации?
Очень меня порадовало то, что среди представленных контентов не только сайты развлекательной направленности, но и детские Интернет-журналы, коллекция цифровых образовательных ресурсов, сайт нашей школы, виртуальные музеи и библиотеки, личные сайты учителей и пр.
Какие хранилища информации, кроме виртуальных, вы можете использовать для поиска информации (приметные ответы учащихся: «справочную, научную литературу и т.д.»)?
Актуализация материала:
Необходимо помнить, что качественная составляющая информации определяется ее свойствами. Вспомним основные: (приметные ответы учащихся: «актуальная, объективная, достоверная, полезная и т.д») и заполним предложенную таблицу, отражающую свойства информации, полученной помощью различных источников (работа с интерактивной доской):
Источники |
Свойства полученной информации | |||
Объективность | Достоверность | Полезность | Возможность быстрого доступа | |
Научный фонд библиотек | да | да | да | нет |
Справочная литература | да | да | да | нет |
Интернет | частично | частично | частично | да |
Проанализируйте полученный в таблице результат. В чем возникают проблемы? (на основе обсуждения с учащимися)
- Обеспечить возможность быстрого доступа ко всем видам информационных ресурсов.
- Получение качественной информации в сети Интернет.
Как решить первую? (Обсуждение с учащимися, примерный ответ – «обеспечить доступ ко всем информационным ресурсам через Интернет»).
На проблеме получения качественной информации в сети Интернет остановимся подробнее:
Основное преимущество использования сети для поиска информации?
(Примерный ответ учащихся – «возможность быстрого доступа к полезной информации»)
А может быть доступная в сети Интернет
информация бесполезной? (обсуждение с
учащимися, ответ – «да») А вредной? (Обсуждение
с учащимися, ответ – «да») Следовательно,
может быть опасной!!!
Решить эту проблему нам предстоит сегодня на
уроке. Как? (обсуждение с учащимися, примерный
вариант ответа – «сделать работу безопасной»).
Действительно, тема нашего урока «Безопасный
Интернет». Откройте тетради, запишите число и
тему урока.
Формирование новых знаний и способов действия:
Как вы думаете, для кого большую опасность представляет Интернет – для взрослых или для детей?
Организуем запросы в поисковой системе (цифры приблизительные, важно соотношение):
- Безопасность детей в Интернете – 9 млн. ответов;
- Безопасность взрослых в Интернете – 3 млн. ответов.
О чем говорят эти цифры? (обсуждение с
учащимися, примерный вариант ответа –
«актуальность проблемы безопасности в Интернете
вообще и особенно – детской)
Для организации дальнейшей работы проведем
небольшой социологический опрос. Используя
пульты системы интерактивного голосования,
выберите вариант ответа («да» – цифра 1; «нет» –
цифра 2; «затрудняюсь ответить» – цифра 3):
- Согласитесь ли вы встретиться с человеком, если вы познакомились с ним при общении в Интернете, и он показался вам очень интересным собеседником?
- Готовы ли вы сообщать свой домашний адрес для регистрации на сайте с нужной для вас информацией?
- Примите ли вы участие в виртуальной лотерее, если есть возможность выиграть 1 000 000 рублей, и для этого необходимо только отправить SMS с вашего телефона?
Проектная деятельность:
Для обработки результатов и разработки проекта по теме «Безопасный Интернет» каждая группа выполняет работу в соответствии с маршрутной картой.
Маршрутная карта 1 группы
Проект «Обработка социологического опроса»
- В сетевой папке «Общая», имеющей общий доступ, откройте папку «Безопасный Интернет».
- Скопируйте себе на компьютер документ «Результаты социологического опроса». Внимательно ознакомьтесь с результатами.
- Откройте шаблон презентации из папки «Безопасный Интернет». На заготовках слайдов постройте столбчатые диаграммы для всех критериев опроса при помощи меню: ВСТАВКА – ФИГУРЫ [2].
- Проанализируйте, есть ли проблемы у пользователей сети Интернет вашего класса.
- Дополните перечень проблем, исходя из жизненных ситуаций.
- Подготовьтесь (оформите в рабочих тетрадях) к представлению проекта по алгоритму:
Цель работы –
Проблемы пользователей сети Интернет нашего класса –
Вывод –
Маршрутная карта 2 группы
Проект «Путешествие Степы в Интернете»
- Изучите Интернет-ресурс «Безопасный Интернет для детей», http://i-deti.org/ , страница «Комиксы».
- Обсудите, с какими проблемами в Интернете столкнулся Степа?
- Откройте шаблон презентации из папки «Безопасный Интернет». На заготовках слайдов «Путешествие Степы в Интернете» поместите текст, отражающий проблемы Степы.
- Подготовьтесь (оформите в рабочих тетрадях) к представлению проекта по алгоритму:
Цель работы –
Проблемы пользователей сети Интернет –
Вывод –
Маршрутная карта 3 группы
Проект «Советы ровесника»
- Изучите Интернет-ресурс «Журнал для детей «Филиппок», http://www.filipoc.ru/ , пункт меню «Это интересно», страница «Безопасный Интернет для детей».
- Выберите наиболее важные, на ваш взгляд, правила работы в Интернете.
- Откройте шаблон презентации из папки «Безопасный Интернет». На заготовках слайдов «Советы ровесника» поместите советы по безопасной работе.
- Подготовьтесь (оформите в рабочих тетрадях) к представлению проекта по алгоритму:
Цель работы –
Советы пользователям сети Интернет –
Вывод –
Закрепление материала
(Публичная защита проектов. Обсуждение результатов работы. )
Подведение итогов урока. Рефлексия
Проведенные исследования подтвердили, что
проблема безопасности работы в сети Интернет
актуальна. Но решение есть всегда –
прислушайтесь к советам, не бойтесь попросить
помощи у родителей или учителей, используйте
только проверенные сайты. В этом вам поможет
программа контентной фильтрации, которую можно
абсолютно бесплатно установить на любой
компьютер.
Наш урок подошел к концу. Интересной для вас
оказалась тема урока? Что вас удивило? Что было
трудно? Какие проявления в поведении участников
группы способствовали работе, а какие мешали?
Оцените свое впечатление о проделанной работе,
заполнив листы самооценки[3].
Домашнее задание
К следующему уроку попрошу вас выполнить из учебника [4] задание № 3 к практической работе №15. Для желающих – найти информацию о программе контентной фильтрации Интернет-Цензор, изучить, какие возможности она дает или подготовить сообщение о проведении Дня безопасного Интернета.
Примечания:
- Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: метод. руководство / под ред. Г.У. Солдатовой. ? М.: Федеральный институт развития образования, 2012.– 48 с.
- Примерный вид слайда (Приложение 2)
- Листок самооценки (Приложение 3)
- Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.