Цель: формировать элементарные математические представления с помощью занимательных заданий.
Задачи.
- Обучающие:
- закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10, называть смежные числа заданного числа;
- учить находить определённое количество предметов соответствующей цифре;
- закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.
- Развивающие:
- развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать;
- формировать навыки самостоятельной работы.
Оборудование. Картинки с нарисованными шариками, картинка с нарисованным человечком из цифр, картинка с нарисованным деревом, картинка с нарисованными яблоками, счётные палочки, математический набор, игрушка мишутка.
Предварительная работа: вопросы, упражнения, игры, задания.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, сегодня мы
отправимся в волшебную страну «Математику».
Посмотрите, кто к нам пришёл сегодня в гости?
Правильно – это медвежонок. Сегодня медвежонку
мы с вами покажем, как мы умеем:
– считать до 10
– счёт в обратную сторону
– назовём соседей числа
– назовём состав числа
– вспомним геометрические фигуры
– назовём дни недели
– вспомним что такое календарь
– задачи на логическое мышление
– поработаем со счётными палочками и
математическим набором.
Воспитатель: Ну что мишутка ты готов вместе с нами отправиться в «Волшебную страну математики».
Мишутка: Да, конечно готов.
Воспитатель: Закрываем глазки и попадаем в Волшебную страну Математики.
Город геометрических фигур.
Воспитатель: Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы будите их отгадывать и выкладывать из счётных палочек, а что-то возьмёте из математического набора.
1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья? (Круг)2. Он давно знаком со мной
Каждый угол в нем – прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его… (квадрат)3. Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если станешь по углам
То скорей подскочишь сам. (Треугольник)4. Я, как круг, почти как он,
Но приплюснут с двух сторон. (Овал)5. У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята.
Знает меня каждый школьник.
А зовусь… (прямоугольник).
– Вот мы и встретили своих знакомых. Но мы можем их встретить не только в стране Математики, но и везде, где мы бываем. Давайте посмотрим на них внимательно и скажем, на что похожи эти фигуры.
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас ответьте мне на вопрос.
1. Как с помощью только одной палочки образовать
на столе треугольник? (На угол)
2. На столе лежат 3 палочки. Как сделать среднюю
крайней, не трогая её? (Переложить крайнюю)
Воспитатель: А сейчас мы с вами попадаем в «Город цифр». Послушайте загадки:
У домика утром два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит
Сколько у домиков зайцев сидит? (1)На крыльце сидит щенок
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят? (2)Не поедет без приказа
Ни кондуктор, ни шофер.
Люди смотрят в оба глаза,
А во сколько светофор? (3)Я рисую кошкин дом
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. (4)У стены стоят кадушки
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек
Сколько было в них лягушек? (5)
Потеряла крольчиха крольчат.
А крольчата лежат и молчат.
Один – за ветлой,
Два – за метлой,
Один – под листом,
Двое – под кустом.
Как детей поскорее найти
Их у мамы чуть больше 5? (6)Сколько нот и дней недели
И у радуги цветов?
И, надеюсь, дать названье
Этой цифре ты готов! (7)Сколько на море ветров
И копыт у двух ослов
Щупалец у осьминога
И клыков у пары догов
Сколько ног у паука
Паука-крестовика?
Если мы про это спросим
Нам ответит цифра (8)
Вот так циферка взгляни
У неё и фокус есть –
Ты её переверни,
И получишь цифру шесть! (9)Сколько вместе будут весить
Две гантели с цифрой пять?
Да, не надо и гадать –
Не кило, а целых десять.
Воспитатель: Давайте вместе с вами
считать до 10, а потом счёт в обратном порядке
(поочерёдно).
– А сейчас мы с вами выложим цифровой ряд
– Молодцы.
– Посмотрите, к нам пришла гусиничка и просит ей
помочь собрать её шарики по порядку.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше,
И легко-легко подышим …
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.
Воспитатель: А сейчас я вас попрошу найти шарики с одинаковыми ответами.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой человечек отправится с нами. Из каких чисел состоит человечек?
Воспитатель: А сейчас ребята я вас
попрошу назвать соседей числа. (Поочерёдно).
– А теперь мы с вами назовём состав числа.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое у
меня есть дерево. Это дерево не простое. На нём
выросла цифра. Какая это цифра?
– А что должно расти на дереве? (Яблоки). Правильно. Вот какие красивые яблочки выросли на дереве. Но они тоже с цифрами. Давайте выберем те яблочки, на которых сумма равна 9.
Воспитатель: А сейчас давайте вместе с
вами вспомним, что такое календарь?
– Какие бывают календари?
– Сколько месяцев в году?
– Сколько времён года?
– Сколько месяцев в каждом времени года?
– Давайте назовём все месяца.
Воспитатель: А сейчас мы с вами
поговорим о недели.
– Сколько дней в недели?
– Какие рабочие?
– Какие выходные?
– Каким цветом обозначаются?
Воспитатель: У меня есть волшебные часы: по ним определяем не время, а день недели. Я буду показывать на кружочки, а вы мне – называть, какой день недели.
Воспитатель: Давайте теперь порешаем задачи. Задачи на логику.
1. У собачки Жучки родились котята: 2 беленьких и
1 чёрненький. Сколько котят родилось у Жучки? (Нисколько)
2. На столе лежит 4 моркови и 3 огурца. Сколько
фруктов лежит на столе? (Нисколько. Это овощи).
3. Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2) .
4. Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями
дней недели и числами (вчера, сегодня, завтра).
5. Что станет больше, если поставить вверх ногами? (Цифра
6).
Рефлексия
– Молодцы, ребята. Понравилось вам в стране Математике?
Ответы детей.
– А тебе Мишутка понравилось?
Мишутка: Да, очень понравилось.
Воспитатель: Ну а теперь ребята мы
закрываем глазки и попадаем обратно в детский
сад. – Что вам больше всего понравилось?
– Чему вы научились новому?
– Вы все получаете пятёрки.