Тип урока: подготовка к сочинению-письму.
Учебные материалы урока: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», изд. «Азбуковник»; М.– 1999; Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. «Русский язык» 3 класс, изд. «Астрель»; М. 2013.
Цель: познакомить учащихся с формой сочинения – письмо.
Задачи урока:
- совершенствовать речевые умения и навыки;
- расширить и обогатить представление учащихся о формах сохранения памяти о Великой Отечественной войне;
- способствовать воспитанию таких черт личности, как патриотизм, уважение к старшему поколению, милосердие и доброта.
Предметные результаты: познакомить учащихся с формой сочинения – письмо.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: уметь организовать свое
рабочее место под руководством учителя; уметь
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь приобретать новые
знания, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в
диалог; уметь договариваться
и задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с
партнёром; допускать возможность существования
у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с собственной.
Личностные результаты: эмоциональность и эмпатия – умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; формирование целостно – смысловых установок; уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям.
Оборудование для учителя: компьютер, экран, проектор.
Оборудование для учащихся: листы бумаги, ручки, карточки для орфографической работы.
Зрительный ряд: видеоклип на песню И. Шварца и В. Коростылёва «Ленинградцы» из к/ф «Зелёные цепочки»; презентация учителя.
Задание: написание сочинения – письма, изготовление письма в форме треугольника.
Оформление доски: Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представить того человека, которому ты пишешь всё лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова. / К.Г. Паустовский/
Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент (1 мин.) | Приложение 1.
Слайд 1. – Здравствуйте, ребята! Начинаем наш необычный урок. Проверьте свою готовность. |
|
II. Введение в тему урока (3 мин.) | Актуализация знаний и постановка проблемы |
|
Слайд 2. – Прочитайте слово, которое вы видите на доске. (Победа) |
Чтение на доске слова ПОБЕДА. | |
– О чём вам говорит это слово? Что оно для вас значит? | Высказывают своё мнение. | |
Слайд 3. – Послушайте, какое объяснение дано в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: 1. Успех в битве, войне при полном поражении противника. 2. Успех в борьбе за что-нибудь, осуществление, достижение чего-либо в результате преодоления. |
Выясняют значение незнакомых слов в
толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Осмысление прочитанного. |
|
– У нашей страны есть одна большая
Победа – победа в Великой Отечественной войне.
Когда мы отмечаем этот праздник? – Сколько лет назад закончилась Великая Отечественная война? |
Высказывают своё мнение. | |
Слайд 4. – 9 мая 2015 года мы будем отмечать 70-летие великой Победы. Много времени прошло с тех пор. Заросли окопы, исчезли разрушенные и сожженные города, выросли новые поколения. И может быть, самая лучшая память – сохранённые письма. Как бесценные реликвии хранятся они в семейных архивах и передаются из поколения в поколение. Особые письма, которых ждали и боялись. Живые памятники души. Незабываемые треугольники, которые волновали и трогали до слёз матерей и близких. По статистике военных лет, с 1941 по 1945 год в армию и на флот ежегодно доставлялось до 70 миллионов и примерно же столько же шло с фронта родным и близким. На письмах и на открытках ставились специальные штемпели: «Проверено цензурой». Пройдут годы, но солдатское письмо, долгожданный гость времён Великой Отечественной войны, навсегда останутся в памяти истории нашей страны. |
Слушают и смотрят фрагмент
презентации. Ученица читает наизусть отрывок:
|
|
III. Знакомство с понятием «герой войны» (10 мин.) | Совместное «открытие» знаний |
|
Слайд 5. – Письмо Героя Советского Союза Михаила Власова.
– Михаил Власов погиб 19 октября 1943 года под Гомелем. Слайд 6.
– 25 августа 1944 года Муса Джалиль был жестоко казнен в гестаповских застенках. Слайд 7.
– Какие чувства вызвали у вас эти письма? |
Подготовленные ученики читают отрывки
из писем: «Здравствуйте, мамаша, братишка Ваня, сестрёнки Анфиса и Верочка! Я жив, здоров, чего и вам желаю. Я был ранен в правую ногу осколком. Награждён медалью «За отвагу». И скоро вновь вступаю в бой. Должен получить орлен Красного Знамени. Если умру за Родину, то буду орденоносцем. На днях около меня взорвалась мина, убила моих товарищей, а я остался жив. Живу хорошо, всего у меня достаточно. Мы гоним немцев так, что они бегут и всё бросают. Я одного немца захватил в окопе, замотал в одеяло и привёз к своим. Пишите чаще. Ваш сын М. Власов» «Милая моя! Наконец, поехал на фронт бить фашистов – мерзавцев. Ты, наверное, в кино бываешь и видишь, как наши бьют и гонят с нашей земли фашистов. Вот так я тоже буду воевать. Когда совсем их выгоним и победим, я приеду. Будем праздновать твой день рождения… Ну, пока, дорогая, до свидания! Крепко целую, папа. 28 февраля 1942 г.» «Мы остаемся двое в танке №17, решив, лучше умереть в своем родном танке, чем покидать его. В плен сдаваться не будем. Немцы два раза подходили к танку, но открыть не смогли. В последнюю минуту жизни взорвем танк, чтобы он не попал врагу. Просим сообщить домой, что мы выполнили свой долг перед Родиной. 15 мая 1944 года, 6 часов 10 минут утра». Обмениваются впечатлениями от прочитанного. Высказывают своё мнение. |
|
Слайд 8. – В ходе подготовки к ежегодному Фестивалю песни «Россия – наш дом», который в этом году посвящён 70-летию Великой победы, совместно с вами и вашими родителями мы инсценировали песню И. Шварца на стихи В. Коростылёва «Ленинградцы» из к/ф «Зелёные цепочки». Вспомним её сейчас. (Приложение 3) |
Поют песню под фонограмму и
видеоряд с видами Ленинграда военных лет и
современного Санкт-Петербурга. |
|
– Можно ли считать, что песня посвящена героям Великой Отечественной войны? Кто они? | Высказывают своё мнение. | |
IV. Объявление цели урока (1 мин.) | – Цель нашего урока – написать письмо человеку, вашему ровеснику, который прошел войну. Наши письма будут особенными. В годы войны писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. | Принимают цель урока. |
V. Физкультминутка (1 мин.) | – Отдохнём перед выполнением задания. | Выполняют упражнения разминки для разных групп мышц. |
Совместное применение знаний |
||
VI. Изготовление письма-треугольника по образцу (7 мин.) | – У вас на партах приготовлены листы
белой бумаги. Положите их перед собой. Слайд 9. – Внимательно смотрим и выполняем действия по образцу. (Приложение 2) – Загибаем лист бумаги справа налево, потом слева направо, формируя фигуру похожую на домик. Теперь нижнюю часть бумаги, что под «крышей» домика вставить как клапан внутрь треугольника. – Наше письмо готово. |
Совместная работа со схемой. Самостоятельная работа по образцу. |
VII. Работа с текстом (15 мин.) | Слайд 10. – Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представить того человека, которому ты пишешь всё лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова». – Как вы его понимаете? |
Чтение высказывания К.Г. Паустовского. Высказывают своё мнение. |
Слайд 11. – На доске план письма. – Письмо начинается с приветствия, при этом используется обращение. Что такое обращение? – Во второй части письма изложение того, что хочешь рассказать адресату. 1) Что я знаю о войне по художественным произведениям, кинофильмам? 2) Как родные празднуют День Победы? 3) Способен ли я на героический поступок? – Ребята, а о чем бы вы спросили своего ровесника – школьника блокадного Ленинграда? |
Работают с планом. Высказывают своё мнение. Обсуждают возможные варианты высказываний. Высказывают своё мнение. |
|
VIII. Словарная работа (5 мин). | Самостоятельное применение знаний |
|
– На партах у вас карточки со
словосочетаниями, которые могут вам
понадобиться для работы. Вы работаете в паре.
Читайте словосочетания, советуйтесь, вставляйте
пропущенные буквы.
|
Работа в парах. Совместное обсуждение. | |
Слайд 12. – Проверка. |
Выслушивают мнение товарищей. Обсуждают. | |
IX. Домашнее задание (1 мин.) | – Написать сочинение– письмо
ровеснику, жившему в блокадном Ленинграде в годы
Великой Отечественной войны. – Подумайте, как можно украсить конверт соответственно тематике войны. |
Записывают домашнее задание. Высказывают своё мнение. |
X. Итог урока. Рефлексия (1 мин.) | – Надеюсь, что сегодняшний разговор никого не оставил равнодушным. А ваши письма будут проникнуты душевным теплом, благодарностью за то, что они выстояли и победили. Наш урок – начало акции «Письмо ветерану», которая стартует в нашей школе ко Дню Победы 9 мая. |
Литература
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», изд. «Азбуковник»; М.– 1999.
- Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. «Русский язык» 3 класс, изд. «Астрель»; М. 2013.
- Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2012» для учителей 1-4 классов, изд. «Фрегат»; С-Пб. 2011.
- Щёголева Г.С. «Уроки развития связной речи в начальной школе», изд. «Специальная литература»; С-Пб. 1996.
- Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», изд. «Просвещение»; М. 1995.