Технологическая карта урока подготовки к сочинению-письму «Письмо герою войны». 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 3


Тип урока: подготовка к сочинению-письму.

Учебные материалы урока: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», изд. «Азбуковник»; М.– 1999; Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. «Русский язык» 3 класс, изд. «Астрель»; М. 2013.

Цель: познакомить учащихся с формой сочинения – письмо.

Задачи урока:

  • совершенствовать речевые умения и навыки;
  • расширить и обогатить представление учащихся о формах сохранения памяти о Великой Отечественной войне;
  • способствовать воспитанию таких черт личности, как патриотизм, уважение к старшему поколению, милосердие и доброта.

Предметные результаты: познакомить учащихся с формой сочинения – письмо.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место под руководством  учителя; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; уметь договариваться
и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

Личностные результаты: эмоциональность и эмпатия – умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  формирование целостно – смысловых установок; уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям.

Оборудование для учителя: компьютер, экран, проектор.

Оборудование для учащихся: листы бумаги, ручки, карточки для орфографической работы.

Зрительный ряд: видеоклип на песню И. Шварца и В. Коростылёва «Ленинградцы» из к/ф «Зелёные цепочки»; презентация учителя.

Задание: написание сочинения –  письма, изготовление письма в форме треугольника.

Оформление доски: Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представить того человека, которому ты пишешь всё лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова.  / К.Г. Паустовский/

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент (1 мин.) Приложение 1. Слайд 1.
–  Здравствуйте, ребята! Начинаем наш необычный урок. Проверьте свою готовность.
 
II. Введение в тему урока (3 мин.)

Актуализация знаний и постановка проблемы

Слайд 2.
–  Прочитайте слово, которое вы видите на доске. (Победа) 
Чтение на доске слова ПОБЕДА.
–  О чём вам говорит это слово? Что оно для вас значит? Высказывают своё мнение.
Слайд 3.
–  Послушайте, какое объяснение дано в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой:
1. Успех в битве, войне при полном поражении противника.
2. Успех в борьбе за что-нибудь, осуществление, достижение чего-либо в результате преодоления. 
Выясняют значение незнакомых слов в толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Осмысление прочитанного.

–  У нашей страны есть одна большая Победа – победа в Великой Отечественной войне. Когда мы отмечаем этот праздник?
–  Сколько лет назад закончилась Великая Отечественная война?
Высказывают своё мнение.
  Слайд 4.
–  9 мая 2015 года мы будем отмечать 70-летие великой Победы.  Много времени прошло с тех пор. Заросли окопы, исчезли разрушенные и сожженные города, выросли новые поколения. И может быть, самая лучшая память – сохранённые письма. Как бесценные реликвии хранятся они в семейных архивах и передаются из поколения в поколение. Особые письма, которых ждали и боялись. Живые памятники души. Незабываемые треугольники, которые волновали и трогали до слёз матерей и близких. По статистике военных лет, с 1941 по 1945 год в армию и на флот ежегодно доставлялось до 70 миллионов и примерно же столько же шло с фронта родным и близким. На письмах и на открытках ставились специальные штемпели: «Проверено цензурой». Пройдут годы, но солдатское письмо, долгожданный гость времён Великой Отечественной войны, навсегда останутся в памяти истории нашей страны.
Слушают и смотрят фрагмент презентации.  

Ученица читает наизусть отрывок:

Вижу в семьях очень разных
Письма почты полевой.
В горький час и в светлый праздник
Голос их звучит живой.

III. Знакомство с понятием «герой войны» (10 мин.)

Совместное «открытие» знаний

Слайд 5.
–  Письмо Героя Советского Союза Михаила Власова.

 

 

 

–  Михаил Власов  погиб 19 октября 1943 года под Гомелем.

Слайд 6.
–  Письмо известного татарского поэта Мусы Джалиля своей дочери.

 

 

–  25 августа 1944 года Муса Джалиль был жестоко казнен в гестаповских застенках.

Слайд 7.
–  Предсмертное письмо командира танка В.А. Сивкова и радиста П.К. Крестьянинова.

 

–  Какие чувства вызвали у вас эти письма?
–  Какой вы представляете себе войну?
–  Знаете ли вы героев Великой Отечественной войны?  Каким вы их себе представляете?

Подготовленные ученики читают отрывки из писем:

«Здравствуйте, мамаша, братишка Ваня, сестрёнки Анфиса и Верочка! Я жив, здоров, чего и вам желаю. Я был ранен в правую ногу осколком. Награждён  медалью «За отвагу». И скоро вновь вступаю в бой. Должен получить орлен Красного Знамени. Если умру за Родину, то буду орденоносцем. На днях около меня взорвалась мина, убила моих товарищей, а я остался жив. Живу хорошо, всего у меня достаточно. Мы гоним немцев так, что они бегут и всё бросают. Я одного немца захватил в окопе, замотал в одеяло и привёз к своим. Пишите чаще. Ваш сын М. Власов»

«Милая моя! Наконец, поехал на фронт бить фашистов –  мерзавцев. Ты, наверное, в кино бываешь и видишь, как наши бьют и гонят с нашей земли фашистов. Вот так я тоже буду воевать. Когда совсем их выгоним и победим, я приеду. Будем праздновать твой день рождения…  Ну, пока, дорогая, до свидания! Крепко целую, папа. 28 февраля 1942 г.»

«Мы остаемся двое в танке №17, решив, лучше умереть в своем родном танке, чем покидать его. В плен сдаваться не будем. Немцы два раза подходили к танку, но открыть не смогли. В последнюю минуту жизни взорвем танк, чтобы он не попал врагу. Просим сообщить домой, что мы выполнили свой долг перед Родиной. 15 мая 1944 года, 6 часов 10 минут утра».

Обмениваются впечатлениями от прочитанного.

Высказывают своё мнение.

  Слайд 8.
–  В ходе подготовки к ежегодному Фестивалю песни «Россия – наш дом», который в этом году посвящён 70-летию Великой победы, совместно с  вами и вашими родителями мы инсценировали песню И. Шварца на стихи В. Коростылёва «Ленинградцы» из к/ф «Зелёные цепочки». Вспомним её сейчас. (Приложение 3)
 

Поют  песню под фонограмму и видеоряд с видами Ленинграда военных лет и современного Санкт-Петербурга.
Инсценировка.

–  Можно ли считать, что песня посвящена героям Великой Отечественной войны?  Кто они? Высказывают своё мнение.
IV. Объявление цели урока (1 мин.) –  Цель нашего урока – написать письмо человеку, вашему ровеснику, который прошел войну. Наши письма будут особенными. В годы войны писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Принимают цель урока.
V. Физкультминутка (1 мин.) –  Отдохнём перед выполнением задания. Выполняют упражнения разминки для разных групп мышц.

Совместное применение знаний

VI. Изготовление письма-треугольника по образцу (7 мин.) –  У вас на партах приготовлены листы белой бумаги. Положите их перед собой.
Слайд 9.
–  Внимательно смотрим и выполняем действия по образцу. (Приложение 2)
–  Загибаем лист бумаги справа налево, потом слева направо, формируя фигуру похожую на домик. Теперь нижнюю часть бумаги, что под «крышей» домика вставить как клапан внутрь треугольника.
–  Наше письмо готово.
 

 

Совместная работа со схемой. Самостоятельная работа по образцу.

VII. Работа с текстом (15 мин.) Слайд 10.
–  Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представить того человека, которому ты пишешь всё лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».
–  Как вы его понимаете?
 

Чтение высказывания К.Г. Паустовского.

Высказывают своё мнение.

Слайд 11.
–  На доске план письма.
–  Письмо начинается с приветствия, при этом используется обращение. Что такое обращение?
–  Во второй части письма изложение того, что хочешь рассказать адресату.
1) Что я знаю о войне по художественным произведениям, кинофильмам?
2) Как родные празднуют День Победы?
3) Способен ли я на героический поступок?
–  Ребята, а о чем бы вы спросили своего ровесника – школьника блокадного Ленинграда?
 

Работают с планом.

Высказывают своё мнение.

Обсуждают возможные варианты высказываний.

Высказывают своё мнение.

VIII. Словарная работа (5 мин).

Самостоятельное применение знаний

–  На партах у вас карточки со словосочетаниями, которые могут вам понадобиться для работы.  Вы работаете в паре. Читайте словосочетания, советуйтесь, вставляйте пропущенные буквы.

неизвес…ный   с…лдат
з…щ…щать Родину
Великая …течественная в…йна
г…роический   п…ступок
п…здравление с праз…ником

Работа в парах. Совместное обсуждение.
Слайд 12.
–  Проверка.
Выслушивают мнение товарищей. Обсуждают.
IX. Домашнее задание (1 мин.) –  Написать сочинение– письмо ровеснику, жившему в блокадном Ленинграде в годы Великой Отечественной войны.
–  Подумайте, как можно украсить конверт соответственно тематике войны.
Записывают домашнее задание.

Высказывают своё мнение.

X. Итог урока. Рефлексия (1 мин.) –  Надеюсь, что сегодняшний разговор никого не оставил равнодушным. А ваши письма будут проникнуты душевным теплом, благодарностью за то, что они выстояли и победили. Наш урок – начало акции «Письмо ветерану», которая стартует в нашей школе ко Дню Победы 9 мая.  

Литература

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», изд. «Азбуковник»; М.– 1999.
  2. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. «Русский язык» 3 класс, изд. «Астрель»; М. 2013.
  3. Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2012» для учителей 1-4 классов, изд. «Фрегат»; С-Пб. 2011.
  4. Щёголева Г.С. «Уроки развития связной речи в начальной школе», изд. «Специальная литература»; С-Пб. 1996.
  5. Ладыженская Т.А.  «Речевые уроки», изд. «Просвещение»; М. 1995.